Методы психогенетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 13:33, реферат

Описание работы

Основан на простой логике: если какой-либо признак кодируется в генах, то, чем ближе родство (т.е. чем больше одинаковых генов), тем более похожими друг на друга по данному признаку должны быть эти люди. Вот почему обязательное условие использования генеалогического метода — наличие родственников первой степени родства, образующих так называемую нуклеарную («ядерную») семью; к ним относятся пары родитель-потомок и сиблинг-сиблинг; они — и только они — имеют в среднем 50% общих генов.

Содержание работы

1. Генеалогический метод (метод исследования семей)………………………1
2. Популяционный метод………………………………………………………..3
3. Метод приемных детей………………………………………………………..5
Список литературы……………………………………………………………..10

Файлы: 1 файл

КР Психогенетика.docx

— 109.23 Кб (Скачать файл)

1. Генеалогический метод (метод исследования семей).

Основан на простой логике: если какой-либо признак кодируется в генах, то, чем ближе родство (т.е. чем больше одинаковых генов), тем более похожими друг на друга по данному признаку должны быть эти люди. Вот почему обязательное условие использования генеалогического метода — наличие родственников первой степени родства, образующих так называемую нуклеарную («ядерную») семью; к ним относятся пары родитель-потомок и сиблинг-сиблинг; они — и только они — имеют в среднем 50% общих генов.

С уменьшением степени родства, уменьшается доля общих генов, и, по схеме метода, должно снижаться сходство людей, Чем больше поколений включает в себя генеалогическое древо и чем шире круг родственников, т.е. чем оно обширнее, тем надежнее должны быть получаемые результаты.

Для составления генеалогических  древ существуют определенные правила и символы (Приложение № 1). Человек, ради которого собирается родословная (например, обладающий какой-либо редкой способностью или, в медицинской генетике, предположительно наследственным заболеванием), называется пробандом. Члены родословной располагаются но поколениям-строкам, которые, в случае необходимости, обозначаются слева римскими цифрами: от предыдущих поколений — к более поздним; дети в каждой семье — слева направо по порядку рождения, они обозначаются либо номерами, либо годами жизни.

Для некоторых задач, например психотерапевтических, кроме родственных  отношений важно знать и типы диадических взаимоотношений; тогда  на генеалогическом древе можно обозначить и их. Такое изображение некоторые исследователи предлагают называть генограммой. «Генограмма — это формат для изображения семейного древа, которое регистрирует информацию о членах семьи и их связях по крайней мере в пределах трех поколений.

Генограмма изображает семейную информацию графически таким способом, который дает образ комплексного семейного паттерна и является дополнительным источником для предположения о том, как клиническая проблема может быть связана с семейным контекстом и с динамикой одного и другого по времени». Такая генограмма фиксирует и структуру семьи, и взаимоотношения внутри нее.

Разрешающая способность генеалогического метода как способа выделения генетического и средового компонентов фенотипической дисперсии психологического признака очень невелика.

Семейное исследование само по себе, без объединения с другими методами, имеет очень низкую разрешающую способность и не позволяет надежно «развести» генетический и средовый компоненты дисперсии психологического признака. Хотя, будучи объединены с другими методами, например с близнецовым, семейные данные позволяют решать вопросы, которые без них решать невозможно (например, уточнять тип наследственной передачи — аддитивный или доминантный), или контролировать средовые переменные.

 

2. Популяционный метод

Термины «генофонд» и «геногеография» принадлежат популяционной генетике. Как наука о происходящих в населении любого вида организмов генетических процессах и о порождаемых этими процессами разнообразии генов, генотипов и фенотипов населения, популяционная генетика ведет свое начало с 1908 г., с формулировки первого генетического принципа, известного ныне как принцип генетического равновесия Харди-Вайнберга. Знаменательно, что генетические процессы, происходящие именно в популяциях человека, в частности одно из конкретных их проявлений – устойчивое сохранение во многих поколениях частоты такого менделирующего признака, как брахидактилия, послужили стимулом к формулировке принципа генетического равновесия, имеющего универсальное значение для популяций любых видов двуполых организмов.

Этот метод направлен  на изучение наследования психических  расстройств в семьях больных  при сопоставлении частоты соответствующей  патологии в этих семьях и среди  групп населения, проживающего в  аналогичных природно-климатических  условиях. Такие группы людей в  генетике называют популяцией. В этом случае учитываются не только географические, но и экономические, социальные и  другие условия жизни.

Генетическая характеристика популяций позволяет установить их генофонд, факторы и закономерности, обусловливающие его сохранение и изменение от поколения к  поколению, что достигается при  изучении особенностей распространения  психических болезней в разных популяциях, которое, кроме того, и обеспечивает возможность прогнозирования распространенности этих болезней в последующих поколениях.

Генетическая характеристика популяции начинается с оценки распространенности изучаемого заболевания или признака среди населения. По этим данным определяются частоты генов и соответствующих генотипов в популяции.

 

3. Метод приемных детей.

Сейчас метод приемных детей является теоретически наиболее чистым методом психогенетики, обладающим максимальной разрешающей способностью. Логика его проста: в исследование включаются максимально рано отданные на воспитание чужим людям-усыновителям, их биологические и приемные родители. С первыми дети имеют, как родственники I степени, в среднем 50% общих генов, но не имеют никакой общей среды; со вторыми, наоборот, имеют общую среду, но не имеют общих генов. Тогда, при оценке сходства исследуемого признака в парах [ребенок-биологический родитель] и [ребенок-усыновитель], мы должны получить следующую картину: больший удельный вес генетических детерминант проявится в большем сходстве ребенка со своим биологическим родителем; если же превалируют средовые воздействия, то, напротив, ребенок будет больше похож на родителя-усыновителя.

Сходство биологических  родителей с их отданными на воспитание детьми дает достаточно надежную характеристику наследуемости; сходство же усыновленных детей с приемными родителями оценивает средовый компонент дисперсии. Для контроля желательно включить в исследование обычные семьи — родных родителей и детей, живущих вместе. Один из очень интересных и информамативных вариантов метода — исследование так называемых сводных сиблингов, т.е. нескольких детей-неродственников, усыновленных одной семьей. Учитывая, что такие дети не имеют общих генов, их сходство (если оно обнаруживается) может быть результатом только действия общесемейной среды.

Выделяют две схемы  этого метода: полную и частичную:

Полная схема предполагает объединение данных, полученных на двух группах разлученных родственников (биологические родители и их отданные усыновителям дети; разлученные сиблинги) и приемных сиблингов;

Частичная схема — сравнивая либо одну, либо другую группу данных.

Необходимым условием использования  метода приемных детей является широкий  диапазон средовых условий в семьях-усыновительницах наоборот, уравнивание этих семей  по тем или иным характеристик (например, по высокому интеллекту приемных родителей  или воспитательским стилям) с  последующим сопоставлением индивидуальных особенностей усыновленных ими детей  от биологических родителей, имевших полярные значения исследуемого признака.

Возможные ограничения метода связаны с несколькими проблемами. Во-первых, насколько репрезентативна  популяции та группа женщин, которая  отдает детей? Но это поддается контролю. Например, в самой большой программе  — Колорадском исследовании приемных детей — все участники (245 биологических  родителей, их отданных детей и усыновителей, а также 245 контрольных семей, имевших  биологических и приемных сиблингов) оказались репрезентативны генеральной  популяции по когнитивным характеристикам, личностным особенностям, семейной среде, образовательному и социального экономическому статусу. Авторы отмечают, что даже если по каким-либо параметрам выборки окажутся отклоняющимися от популяционных распределений, это должно быть учтено при интерпретации результатов, но не дает повода считать метод невалидным.

Во-вторых, возникает более  специфичный вопрос о селективности  размещения детей в приемные семьи: нет ли сходства между родными  и приемными родителями по каким-либо чертам? Понятно, что такое сходство завысит корреляцию в парах [ребенок  х усыновитель], если исследуемая черта детерминирована наследственностью, и в парах [ребенок-биологический родитель], если она в большей мере определяется средой. В любом случае оценки генетического или средового компонента изменчивости данной черты будут искажены.

В-третьих, существует проблема пренатальных влияний материнского организма на особенности будущего ребенка, которые должны повышать сходство матери и отданного ребенка за счет внутриутробных, но средовых, а не генетических факторов. Как считают некоторые исследователи, к моменту рождения человеческий плод уже имеет некоторый «опыт», ибо его нейроанатомические особенности, кортикальный субстрат и структура внутриутробной среды допускают возможность некоторого «обучения». Если это так, то сходство биологической матери с отданным ребенком может иметь негенетическое происхождение. Вследствие этого некоторые исследователи считают даже, что метод приемных детей весьма информативен для изучения различных постнатальных средовых влияний, но не для решения проблемы генотип-среда. Однако, по мнению Р. Пломина и его соавторов, хорошим контролем может служить сопоставление корреляций в парах [отданный ребенок-биологическая мать]  и [ребенок- биологический отец]. Понятно, что в последнем случае внутриутробные негенетические влияния исключены.

Есть и более тонкие обстоятельства, важные для оценки. Например, возможность формирования субъективных легенд о приемных родителях  в ситуации, когда ребенок знает, что он в данной семье — не родной. В экспериментальной работе это создает помеху, поскольку  такая легенда может оказаться  достаточно серьезным воспитательным фактором. В некоторых работах  показано, что в одной и той  же семье у приемных сиблингов  констатируется внешний локус контроля, а у биологических детей внутренний, что свидетельствует, очевидно, о  различиях в процессе их социализации и приводит к формированию различающихся личностных черт.

В нашей стране использовать данный метод невозможно, поскольку  у нас существует гарантированная законом тайна усыновления.

Таким образом, имеющиеся  сегодня представления об ограничениях и условиях использования метода приемных детей описаны, аргументированы  и в большинстве своем поддаются  либо контролю, либо учету при интерпретации  получаемых результатов. Поэтому он является одним из основных методов  современной психогенетики.

 

Приложение № 1.

 

 

Список используемой литературы.

1. «Психогенетика» И.В.Равич-Щербо, изд. Аспект Пресс, Москва, 2000 г.

2. «Основы психогенетики» С.Б.Малых, изд. Эпидавр, Москва, 1998 г. 

Содержание.

1. Генеалогический метод (метод исследования семей)………………………1

2. Популяционный метод………………………………………………………..3

3. Метод приемных детей………………………………………………………..5

Приложения………………………………………………………………………9

Список литературы……………………………………………………………..10

 


Информация о работе Методы психогенетики