Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:20, контрольная работа
Существует несколько взглядов на классификацию методов психологического исследования. Например Г. Пирьов, разделил «методы» на:
- собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.);
- методические приемы;
- методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.)2.
Введение…………………………………………………………………………1
1. Не экспериментальные психологические методы………………………2-9
2. Диагностические методы………………………………………………….9-11
3. Экспериментальные методы……………………………………………11-13
4. Формулирующие методы………………………………………………...13-15
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………...17
Тест (от англ. test - проба, испытание) - стандартизированное
задание, результат выполнения которого
позволяет измерить психологические характеристики
испытуемого16. Таким образом, целью тестового исследования
является испытание, диагностика определенных
психологических особенностей человека,
а его результатом - количественный показатель,
соотносимый с ранее установленными соответсвующими
нормами и стандартами.
Использование определенных и конкретных
тестов в психологии наиболее отчетливо
проявляет общие теоретические установки
исследователя и всего исследования. Так,
в зарубежной психологии тестовые исследования
понимаются обычно как средство выявления
и измерения врожденных интеллектуальных
и характерологических особенностей испытуемых.
В отечественной психологии различные
диагностические методы рассматриваются
в качестве средств определения наличного
уровня развития этих психологических
особенностей. Именно потому, что результаты
любых тестирований характеризуют наличный
и сравнительный уровень психического
развития человека, обусловленный влиянием
множества факторов, обычно неконтролируемых
в тестовом испытании, результаты диагностического
испытания не могут и не должны соотносится
с возможностями человека, с особенностями
его дальнейшего развития, т.е. эти результаты
не имеют прогностического значения. Не
могут эти результаты послужить основанием
и для принятия тех или иных психолого-педагогических
мер.
Необходимость абсолютно
точного соблюдения инструкции и
использования однотипных материалов
диагностического обследования налагает
еще одно существенное ограничение
на широкое использование диагностических
методов в большинстве прикладных областях
психологической науки. В силу этого ограничения
достаточно квалифицированное проведение
диагностического обследования требует
от исследователя специальной (психологической)
подготовки, владения не только материалом
и инструкцией применяемой тестовой методики,
но и способами научного анализа полученных
данных.
Основным недостатком большинства
диагностических методик является осознание
испытуемым искусственной ситуации обследования,
которое часто приводит к актуализации
у испытуемых неконтролируемых методикой
мотивов (иногда начинает действовать
желание испытуемых угадать, что от них
хочет экспериментатор, иногда - стремление
поднять свой престиж в глазах экспериментатора
или других испытуемых и т.п.), что искажает
результаты эксперимента17. Данный недостаток диагностических
методик требует тщательного подбора
значимого для испытуемых экспериментального
материала и сочетания их с беседой, включающей
прямые и косвенные вопросы к испытуемому,
и с психологическим наблюдением за особенностями
поведения испытуемых в ходе эксперимента.
Достоинство диагностических методов
(наряду с точностью и портативностью)
состоит в очень широком спектре исследовательских
задач, которые могут решаться с помощью
данных методов, - от исследования степени
овладения дошкольниками различными перцептивными
и мыслительными действиями и некоторыми
предпосылками формирования операционально-технической
стороны учебной деятельности и выявления
личностных особенностей испытуемых до
изучения специфики внутриколлективных
отношений.
3. Экспериментальные методы.
В отличие от не экспериментальных и диагностических методов «психологический эксперимент предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт...»18. Специфика экспериментальных методов состоит, таким образом, в том, что они предполагают:
а) организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых;
б) изменение этих условий
в ходе исследования.
Вместе с тем экспериментальные методы
предполагают использование не экспериментальных
и диагностических методов, непосредственно
включают их в себя в качестве своих естественных моментов19.
В психологии существуют три типа собственно
экспериментального (в классическом, естественнонаучном
понимании термина «эксперимент») метода:
- естественный (полевой) эксперимент;
- моделирующий эксперимент;
- лабораторный эксперимент20.
Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само
название этого метода, наиболее приближен
к неэкспериментальным исследовательским
методам. Условия используемые при проведении
естественного эксперимента, организует
не экспериментатор, а сама жизнь (в высшем
учебном заведении, например, они органично
включены в учебно-воспитательный процесс)21. Экспериментатор в данном случае пользуется
лишь сочетанием различных (контрастных,
как правило) условий деятельности испытуемых
и фиксирует при помощи неэкспериментальных
или диагностических методик исследуемые
психологические особенности испытуемых.
Достоинства естественного (полевого)
эксперимента (относительная замаскированность
целей исследования, достаточно неформальная
обстановка проведения исследования и
т.п.) являются следствием его органической
включенности в условия жизни и деятельности
испытуемых. К недостаткам этого метода
относятся сложность подбора контрастных
естественных условий и, в частности, все
недостатки тех неэкспериментальных и
диагностических методик, которые применяются
в составе естественного эксперимента
и служат для отбора экспериментальных
данных.
Моделирующий эксперимент. При проведении моделирующего эксперимента
испытуемый действует по инструкции экспериментатора
и знает, что участвует в эксперименте
в качестве испытуемого. Характерной особенностью
эксперимента данного типа является то,
что поведение испытуемых в экспериментальной
ситуации моделирует (воспроизводит) на
разных уровнях абстракции вполне типичные
для жизненных ситуаций действия или деятельности:
запоминание различных сведений, выбор
или постановку целей, выполнение различных
интеллектуальных и практических действий
и т.д22. Моделирующий эксперимент позволяет
решать самые разнообразные исследовательские
задачи.
Лабораторный эксперимент - особый тип экспериментального метода
- предполагает проведение исследований
в психологической лаборатории, оснащенной
специальными приборами и приспособлениями23. Этот тип эксперимента, отличающийся
также наибольшей искусственностью экспериментальных
условий, применяется обычно при изучении
элементарных психических функций (сенсорной
и моторной реакций, реакции выбора, различий
сенсорных порогов и т.п.) и гораздо реже
- при изучении более сложных психических
явлений (процессов мышления, речевых
функций и т.п.). Лабораторный эксперимент
более соответствует предмету предмету
психологического исследования.
4. Формирующие методы.
Все описанные выше исследовательские
методы (неэкспериментальные, диагностические и экспериментальные) отличаются
констатирующим характером: описанию
измерению и объяснению подвергаются
эмпирические, стихийно сложившиеся (или,
в крайнем случае, моделируемые в узких
и искусственных рамках лабораторного
эксперимента) особенности и уровни психического
развития.
Использование всех этих методов не предполагает
задачи существенного изменения наличного
предмета исследования, задачи формирования.
Такая принципиально новая исследовательская
цель требует применения особых, формирующих
методов.
К формирующим исследовательским методам
в психологии относятся различные разновидности
так называемого социального эксперимента,
объектом которого выступает определенная
группа людей:
- преобразующий эксперимент,
- психолого-педагогический эксперимент,
- формирующий эксперимент,
- экспериментально-генетический метод,
- метод поэтапного формирования и т.п24.
Основной и главной чертой всех этих методов является, по определению Василия Васильевича Давыдова (1930), «...не простое констатирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, а их активное моделирование, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность».
Использование формирующих
исследовательских методов
Формирующий эксперимент
часто используется в целях сопоставления
влияния различных обучающих
программ на психическое развитие испытуемых.
Формирующий эксперимент это:
- массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив);
- длительный, пролонгированный эксперимент;
- эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях);
- эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др. И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать25.
Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых. Именно в силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты входят в особую категорию методов психологического исследования и воздействия. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
В заключении необходимо
отметить, что в процессе развития психологии изменяются не только
теории и понятия, но и исследовательские
методы: они утрачивают созерцательный,
констатирующий характер, становятся
формирующими или, точнее, трансформирующими.
Ведущим типом исследовательского метода
в экспериментальной области психологии
становится формирующий эксперимент.
Итак, развитие методического арсенала
современной психологии заключается в
особой консолидации всех исследовательских
методов, результатом которой является
образование нового комплекса исследовательских
методов - формирующего эксперимента.
Список использованной литературы
Хрестоматия по курсу
введение в психологию. Учебное пособие
для студентов факультетов
Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995.
Соколова Е.Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций и методические указания к курсу: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - "Психология". - М.: Российское психологическое общество, 1999.
Гиппенрейтер Ю.Б. введение в общую психологию. Курс лекций. - М.: Изд-во Моск ун-та, 1988.
1 Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999 ГОД. СТР. 123.
2 Там же.
3 Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999 ГОД. СТР. 125.
4 Там же.
5 Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999 ГОД. СТР. 125.
6 Там же.
7 Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995год. Стр. 198.
8 Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999 ГОД. СТР. 127.
9 Хрестоматия по курсу введение в психологию. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 - "Психология" / Ред.-сост. Е.Е.Соколова. - М.: Российское психологическое общество, 1999 ГОД. СТР. 128.
10 Там же.
11 Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995год. Стр. 200.
12 Там же.
13 Немов Р.С Психология / Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн 3. - 2-ое изд. - М.: Просвещение ВЛАДОС, 1995год. Стр. 202..
14 Там же.
15 Соколова Е.Е. Введение в психологию. Краткий конспект лекций и методические указания к курсу: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». - М.: Российское психологическое общество, 1999 год. Стр. 213.