Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 13:01, лекция
Цель генетического подхода – выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим.
- структурный: классификация, типология Структурный подход – направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношениям между ними. В итоге строится система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.
Все методы количественной обработки
принято подразделять на первичные
и вторичные.
Первичная статистическая обработка нацелена
на упорядочивание информации об объекте
и предмете изучения. На этой стадии «сырые»
сведения группируются по тем или иным
критериям, заносятся в сводные таблицы.
Первично обработанные данные, представленные
в удобной форме, дают исследователю в
первом приближении понятие о характере
всей совокупности данных в целом: об их
однородности – неоднородности, компактности
– разбросанности, четкости – размытости
и т. д. Эта информация хорошо считывается
с наглядных форм представления данных
и дает сведения об их распределении.
В ходе применения первичных методов статистической
обработки получаются показатели, непосредственно
связанные с производимыми в исследовании
измерениями.
К основным методам первичной статистической
обработки относятся: вычисление мер центральной
тенденции и мер разброса (изменчивости)
данных.
Первичный статистический анализ всей
совокупности полученных в исследовании
данных дает возможность охарактеризовать
ее в предельно сжатом виде и ответить
на два главных вопроса: 1) какое значение
наиболее характерно для выборки; 2) велик
ли разброс данных относительно этого
характерного значения, т. е. какова «размытость»
данных. Для решения первого вопроса вычисляются
меры центральной тенденции, для решения
второго – меры изменчивости (или разброса).
Эти статистические показатели используются
в отношении количественных данных, представленных
в порядковой, интервальной или пропорциональной
шкале.
К вторичным относят такие методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности. Вторичные методы можно подразделить на способы оценки значимости различий и способы установления статистических взаимосвязей. (критерий Стьюдента, Фишера, Пирсена)
Качественные методы (КМ) позволяют
выявить наиболее существенные стороны
изучаемых объектов, что дает возможность
обобщать и систематизировать знания
о них, а также постигать их сущность. Очень
часто КМ опираются на количественную
информацию. Наиболее распространены
такие приемы, как классификация, типологизация,
систематизация, периодизация, казуистика.
Классификация— это распределение
множества объектов по группам (классам)
в зависимости от их общих признаков. Сведение
в классы может производиться как по наличию
обобщающего признака, так и по его отсутствию.
Результатом подобной процедуры становится
совокупность классов, которую, как и сам
процесс группировки, называют классификацией.
Типологизация — это группировка объектов по наиболее существенным для них системам признаков.
Систематизация —это упорядочивание объектов внутри
классов, классов между собой и множества
классов с другими множествами классов.
Это структурирование элементов внутри
систем разных уровней (объектов в классах,
классов в их множестве и т. д.) и сопряжение
этих систем с другими одноуровневыми
системами, что позволяет получать системы
более высокого уровня организации и обобщенности.
В пределе систематизация есть выявление
и наглядное представление максимально
возможного числа связей всех уровней
в множестве объектов. На практике это
выливается в многоуровневую классификацию.
Примеры: систематики растительного и
животного мира; систематика наук (в частности,
наук о человеке); систематика психологических
методов; систематика психических процессов;
систематика свойств личности; систематика
психических состояний.
Периодизация — это хронологическое
упорядочивание существования изучаемого
объекта (явления). Заключается в разделении
жизненного цикла объекта на существенные
этапы (периоды). Каждый этап обычно соответствует
значительным изменениям (количественным
или качественным) в объекте, что можно
соотнести с философской категорией «скачок».
Примеры периодизации в психологии: периодизация
онтогенеза человека; этапы социализации
личности; периодизация антропогенеза;
этапы и фазы развития группы (групповая
динамика) и др. Психологическая казуистика
— это описание и анализ как наиболее
типичных, так и исключительных для исследуемой
реальности случаев. Этот прием характерен
для исследований в области дифференциальной
психологии. Индивидуальный подход в психологической
работе с людьми также предопределяет
широкое использование казуистики в практической
психологии.