Методы психологии труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:28, контрольная работа

Описание работы

Желая познакомиться с «психологией труда», которая является отраслью психологической науки, я выбрал тему «методы психологии труда». У методов психологии труда есть несколько классификаций. Все классификации имеют одинаковые критерии группировки методов и соответственно имеют одинаковые наборы методов. Классифицируя методы психологии труда, можно выделить две больших категории методов: группу экспериментальных методов, которая включает целенаправленное

Содержание работы

1. Введение 3
2. Экспериментальные методы. 4
2.1. Лабораторный эксперимент. 4
2.2. Естественный эксперимент 4
2.3. Тестовый метод 4
3. Неэкспериментальные методы 6
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 12

Файлы: 1 файл

КР1 методы психологи труда.docx

— 37.07 Кб (Скачать файл)

 

Министерство  образования и науки РФ

Санкт-Петербургский  гуманитарный университет профсоюзов

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа:

«Методы психологии труда»

 

 

 

 

 

 

Выполнил 

ст. гр. С31030001                                                                   Белихов Д.Н.

Факультет: конфликтология, отделение: заочное.

Проверил:                                                                                          

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2011 год.

Оглавление

1. Введение 3

2. Экспериментальные методы. 4

2.1. Лабораторный эксперимент. 4

2.2. Естественный эксперимент 4

2.3. Тестовый метод 4

3. Неэкспериментальные методы 6

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Введение

Желая познакомиться с  «психологией труда», которая является отраслью психологической науки, я выбрал тему «методы психологии труда». У методов психологии труда есть несколько классификаций. Все классификации имеют одинаковые критерии группировки методов и соответственно имеют одинаковые наборы методов. Классифицируя методы психологии труда, можно выделить две больших категории методов: группу экспериментальных методов, которая включает целенаправленное изучение способов выполнения деятельности и организации условий, и группу неэкспериментальных методов, которая представляет собой целенаправленное изучение профессиональной деятельности в естественных условиях.

 В группу экспериментальных методов входят два основных метода: метод опроса и метод наблюдения, помимо данных методов в эту группу входят также ряд дополнительных методов.

 В группу неэкспериментальных методов входят также два основных метода: естественный (производственный) и лабораторный, и еще добавляется метод тестов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Экспериментальные методы.

Эксперимент является основным методом в психологии. Этот метод  изучает явления в естественной или специально созданной обстановке. Одним из главных достоинств являются возможность создания и корректировки определенных условий, запись результатов исследования, использование результатов в конкретной ситуации. С точки зрения условий организации эксперимента можно выделить два вида: лабораторный и естественный.

    1. Лабораторный  эксперимент.

При лабораторном эксперименте, моделирование ситуаций профессиональной деятельности производится в лабораторных условиях. Данная модель обеспечивает точным контролем переменных. Она позволяет повторно  воспроизводить эксперимент, не меняя условия проведения эксперимента, создавать, регулировать дозировку, контролировать необходимые условия. Искусственность созданной ситуации является основным недостатком лабораторного эксперимента. Проблема заключается в невозможности точного моделирования действительной ситуации, во-первых, и во-вторых, отрицательное воздействие на результаты эксперимента оказывает иногда тот факт, что испытуемые оказываются в новых условиях.

    1. Естественный  эксперимент

Естественный эксперимент  называется именно так, по причине того что, проводится в естественных условиях труда для работника, на его привычном рабочем месте (в учебном классе, диспетчерской, цехе и т.д.). Существует возможность создавать экспериментальную ситуацию вне сознания самих работников. Полная естественность условий является положительной стороной данного эксперимента.

 Отрицательной стороной данного эксперимента является наличие неконтролируемых факторов, с неустановленным их действием и не возможностью количественного измерения. Очень сложно осуществлять контроль  этих факторов. Вторым недостатком естественного эксперимента является необходимость получения информации в короткий срок, для избегания нарушения производственного процесса.

    1. Тестовый  метод

 Тестовый метод используют только при изучении субъекта труда. Существует три группы тестов: объективный, субъективный и проективный. Объективный подход на основе результатов выполнения определенных заданий и способа их выполнения, диагностирует особенности личности. Объективными называются тесты, которые реализуют данный подход.

Субъективный подход диагностирует свойства, которые основаны на самоописании и самооценке человеком личностных особенностей и своего поведения.

 Проективный подход проводит диагностику, которая основана на анализе особенностей взаимодействия внешне нейтрального, безличного материала, на который субъект проецирует свои установки, желания и личностные качества с самим субъектом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Неэкспериментальные методы

Неотъемлемой частью любого вида деятельности психолога труда  является наблюдение. Именно в процессе наблюдения психолог получает информацию о самых различных проявлениях  рабочего поведения.

 Можно выделить два вида наблюдения: внутреннее (самонаблюдение) и внешнее (непосредственное).

 Внешнее наблюдение называют еще непосредственным. Благодаря непосредственному наблюдению можно описать приемы, действия и движения работника, соответствие их нормативным целям. Наблюдение проводится за способами оперирования материалами и орудиями, коммуникативными процессами и эмоциональными реакциями.

Сравнительный подход является важным принципом наблюдения. Этот подход предполагает исследование поведения людей с разным стажем работы и разной степени успешности. Также сравнительный подход предполагает при выполнении одних и тех же операций выявление последовательности приемов разных людей. Что позволяет четко выявить психологическую структуру деятельности, выяснить причины успеха в труде и овладении профессией.

 Основным недостатком метода наблюдения является недоступность непосредственному восприятию некоторых очень важных элементов профессиональной деятельности или их маскировка.

 Для увеличения точности и объективности наблюдения применяют ряд дополнительных методов и приемов, которые касаются регистрации результатов профессиональной деятельности. Наиболее известные среди этих методов являются: анализ продуктов трудовой деятельности, хронометраж, фотография рабочего дня.

 Хронометраж — измерение  времени трудовых операций. Хронометраж  позволяет определить длительность  трудовых операций, интенсивность  трудового процесса, частоту повторяемости в определенные промежутки времени. С целью оптимизации деятельности в рамках психологического анализа проводится психологический хронометраж, правильной организации производственного обучения.

Фотография рабочего дня  – временная регистрация последовательности выполнения действий, вынужденных пауз в работе, смену режимов труда и отдыха и т.п. Применение видео- и фотосъемки позволяет фиксировать действия и движения работника во время выполнения основной деятельности, маршруты передвижения во время работы, мимику. Результаты фотографии рабочего дня регистрируются в виде графиков, что дает соотношение основных и вспомогательных функций и удельном весе каждой из них в структуре деятельности, представление о чередовании работы и отдыха в процессе рабочего дня.

К методу непосредственного  наблюдения может быть существенным дополнением анализ продуктов трудовой деятельности. В качестве продуктов деятельности могут выступать как материальные, документально фиксированные, так и функциональные. Благодаря этому методу можно:

 • определить некоторые  психические качества человека необходимые для данной профессии, модернизировать систему обучения;

 • понять особенность процедуры формирования навыков у лиц с разной квалификацией;

 • посредством прослеживания изменения качества продукции в течение рабочего дня, проанализировать динамику работоспособности.

В психологии труда самонаблюдение выражается в двух формах: самоотчета профессионала и включенного наблюдения (трудового метода).

 Выделим достоинства этого метода:

 • посредством самонаблюдения получение некоторой информации, недоступной разным опросным методам и внешнему наблюдению;

 • освоение профессиональной деятельности в лонгитюдинальном разрезе, т. е. рассмотрение самого процесса овладения ей;

 • более рациональный подход к внесению предложений по рационализации и оптимизации деятельности.

Трудовой метод также имеет некоторые недостатки:

 • он не применим к сложным для овладения профессиям, требующим значительных затрат времени для обучения. При изучении таких профессий целесообразно овладевать некоторыми элементами деятельности в форме трудовых проб;

 • возникают определенные  трудности регистрации результатов метода. При записи результатов по окончании рабочего дня по памяти, когда исследователь утомлен, может ухудшиться качество результатов. Если проводить регистрацию данных во время выполнения деятельности, тогда это нарушит естественный процесс ее протекания.

 Трудовой метод может давать очень ценный материал, несмотря на вышеперечисленные недостатки. Это подтвердилось отечественными исследованиями.

Опросные методы имеет две формы:

  • устный опрос

  • письменный опрос.

 Одним из широко распространенных методов в психологии труда является беседа и применяется при охвате самого широкого круга проблем. Она абсолютно необходима при оценке рабочих мест, при выявлении профессионально-важных качеств работника, при изучении индивидуальной структуры труда, при выяснении особенностей мотивации работы по данной специальности и функциональных состояний, личных профессиональных планов учащихся при выборе профессии или ее смене у взрослых людей.

К беседе как к научному методу накладывается ряд требований:

 • протекает по определенному плану, продуманному заранее, но отличающемуся достаточно гибкой структурой;

 • носить естественный  характер. Беседа подразумевает обоюдную активность, как со стороны опрашиваемого, так и психолога; не допускается ее превращения в форму устной анкеты или допроса;

 • включать только  такие вопросы, которые не имеют внушающего или подсказывающего характера, и допускать взаимопроверку ответов;

 • поддерживать доверительный  контакт психолога с опрашиваемым; завершаться фиксированием полученных (в процессе беседы) результатов.

 Данные могут регистрироваться   как в процессе беседы, так и после окончания. Значительно повышает точность получения и сохранения информации использование видео- и аудиотехники, но возникает несколько этических проблем.

 Анкетирование подразумевает получение ответов на заранее сформулированные вопросы опрашиваемых в письменной форме. В данном случае психологу  не обязательно вступать в прямой контакт с работниками. Целесообразно проводить анкетирование, когда необходимо получить данные в короткие временные сроки от большого количества людей. Положительной стороной данного метода является тот факт, что работник не отвлечен от выполнения своих трудовых обязанностей и у него появляется возможность более обдуманно подойти к ответам на поставленные вопросы. Отрицательной стороной является: возврат анкет в не полном объеме, анкета может быть заполнена другим лицом, анкета может быть заполнена не в полном объеме.

Для того чтобы информация, полученная с помощью метода анкетирования, была более достоверной необходима правильная организация исследования. Эта организация исследования подразумевает:

 • наличие вступительной  статьи, в которой поставлены задачи и цели исследования и инструкции по заполнению опросника;

 • корректную и правильную формулировку вопросов. Они должны пониматься однозначно, касаться конкретных аспектов поведения и деятельности работника, должны быть доступными, не содержать узкоспециальных терминов и малоупотребляемых иностранных слов, не носить внушающего характера, подразумевать выбор всех предложенных вариантов ответа равновероятным;

 • подготовку такой  анкеты, которая напечатана без  исправления и помарок, легко читается, графически оформлена удобно с выделенными соответствующими разделами.

 Широкое распространение на практике анкетирование приобрело за счет того, что при массовых обследованиях оно является более экономичным во времени по сравнению с беседой, которой характерна растянутость, медленное накопление данных.

 Метод обобщения независимых характеристик является разновидностью групповой оценки. Целесообразно использовать данный метод при описании профессионально важных качеств конкретного профессионала. Метод заключается в получении информации о личности из разных источников. Этими источниками могут быть коллеги, руководители подразделения или организации, подчиненные, хорошо знающие изучаемого специалиста.

 Метод критических инцидентов является методом экспертной оценки профессионала. Этот метод заключается в том, что работники, которые хорошо знают профессию, раскрывают примеры поведения специалистов из реальной жизни, которые в свою очередь характеризуют низкую или высокую  эффективность профессиональной деятельности. Причем раскрываются образцы профессионального поведения, зависящие только от самого работника, не касаясь внешних факторов.

Информация о работе Методы психологии труда