Методы психолого-педагогической диагностики в специальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 13:55, творческая работа

Описание работы

История развития психолого-педагогических методов исследования в специальной психологии связана с требованиями практики — медицинской и педагогической.
Объектами изучения были дети, подростки, взрослые, имевшие различные нарушения психического и умственного развития.

Файлы: 1 файл

Психолого-педагогичская диагностика.ppt

— 2.58 Мб (Скачать файл)

 
ИСТОРИЯ  РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ  МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ В СПЕЦИАЛЬНОЙ  ПСИХОЛОГИИ

  • История развития психолого-педагогических методов исследования в специальной психологии связана с требованиями практики — медицинской и педагогической.
  • Объектами изучения были дети, подростки, взрослые, имевшие различные нарушения психического и умственного развития.

 

 

 
 
Развитие  психолого-педагогических методов  исследования за рубежом. 

   

 

     Первыми психофизическим недоразвитием детей начали заниматься врачи-психиатры. Их усилия были направлены на отграничение умственной отсталости от душевных заболеваний

 
Первые врачи занимавшиеся умственной  отсталостью

 

В работах французских  врачей Ж. Эскироля и Э.Сегена, первых исследователей проблем  умственно отсталых, даются некоторые  дифференциально-диагностические критерии.

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жан-Этьен Доминик Эскироль

Ж.Эскироль считал показателем  интеллектуального развития состояние  речи, что в значительной мере  повлияло на преобладание в  последующих тестовых системах  заданий вербального характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эдуард Сеген

Э.Сеген придавал большое  значение состоянию сенсорных  и волевых процессов. Им была  создана методика обучения глубоко  умственно отсталых детей.

Разработанные Э. Сегеном  в 1866 г. «Доски форм» до сих  пор популярны при обследовании  умственно отсталых детей, они  относятся к числу тестов действия, или невербальных тестов интеллекта.

До середины XIX в. установление  умственной отсталости оставалось  медицинской проблемой.

С введением в некоторых  странах всеобщего начального  обучения появилась практическая  потребность в выявлении детей, не способных к обучению в  обычных школах. В 60-е гг. XIX в. открылись  первые вспомогательные классы, а также специальные школы  для умственно отсталых детей. Возникла необходимость упорядочения  системы отбора детей во вспомогательные  школы. Установление умственной  отсталости превратилось в психолого-педагогическую  проблему.

 

На помощь врачам и  педагогам пришли психологи, которые  в своем арсенале методик имели и появившиеся в эти годы (конец XIX начало XX вв) экспериментальные методы.

Экспериментальные методы  исследования детей стали использоваться  в целях диагностики способностей. Это измерение проводилось с  помощью тестов.

Тест — это испытание, включающее в себя выполнение определенной задачи, идентичной для всех обследуемых субъектов, с применением точной техники для оценки успеха или неудачи или же для числовой записи результатов (А. Пьерон).

 

Одним из первых начал  тестирование английский биолог  Френсис Гальтон. Он разработал  несложные испытания для исследования  индивидуальных различий. Он считал  главным показателем умственных  способностей состояние сенсорных  функций человека: остроту зрения  и слуха, скорость психических  реакций, способность различать  тепло, холод, боль.

       Френсис Гальтон

Исследования физических  и умственных способностей методом  тестов описывается в трудах  американского психолога Джеймса  Маккина Кеттелла. Он ввел понятие  термина «интеллектуальный тест». Заслугой Кеттелла была идея  стандартизации тестов в целях  получения более точной информации.

Джеймс Маккин Кеттелл

Измерение более сложных  психических процессов (восприятия, памяти и др.) легло в основу  серии тестовых испытаний, созданных  немецким психологом Эмилем Крепелином, который проводил изучение психически  больных.

Эмиль Крепелин

Последующая разработка  тестов интеллекта связана с  деятельностью французского психолога  А. Бине, который разработал «метрическую  шкалу рассудка», систему изучения  ребенка, при которой за основу  берется измерение его «умственного  возраста».

  • Первый вариант «Метрической шкалы» был издан в 1905 г. Он содержал 30 тестов, расположенных в порядке возрастающей трудности..
  • В 1908 г. вышел второй, переработанный, вариант «Метрической шкалы», в котором тесты были сгруппированы по возрастным ступеням (с 3 до 15 лет).
  • Третий вариант появился в 1911 г. В нем предлагали тесты для обследования детей от 3 до 16 лет.

Альфред Бине

 

Еще одним популярным  тестом стал тест Дж. Равена. Он  состоит из 60 матриц, или композиций, с пропущенными элементами, которые  должен восполнить испытуемый.

 

 

Развитие психолого-педагогических  методов исследования в России

В России необходимость  в разработке методов выявления  умственной отсталости у детей  возникла в начале XX в. в связи  с открытием в 1908— 1910 гг. первых  вспомогательных школ и вспомогательных  классов.

Первым, кто создал специальную  методику проведения целенаправленных  наблюдений, был Александр Федорович  Лазурский — автор ряда трудов  по изучению человеческой личности: «Очерки науки о характерах», «Школьные характеристики», «Программа  исследования личности», «Классификация  личности».

 

Большой заслугой А.Ф. Лазурского  стало изучение ребенка в деятельности  в естественных условиях путем  объективного наблюдения и естественного  эксперимента, включающего в себя  как элементы целенаправленного  наблюдения, так и специальные  задания.

 

А.Ф. Лазурский

Особая роль в разработке  научных основ диагностики детей  с отклонениями в развитии  принадлежит Л. С. Выготскому, рассматривавшему  личность ребенка в развитии, в неразрывной связи с тем  воздействием, которое оказывают  на него воспитание, обучение  и среда.

Л. С. Выгодский

В 50 —70-е гг. XX в. велись  интенсивные исследования в области  патопсихологии под руководством  Б. В. Зейгарник, разрабатывались нейропсихологические  методы исследования детей под  руководством А. Р. Лурия.

Большая заслуга в разработке  принципов, методов, путей изучения  детей при комлектовании специальных  учреждений для умственно отсталых  детей принадлежит психологам  и педагогам Г.М.Дульневу, С.Д.Забрамной, А.Я. Ивановой, В. И.Лубовскому, С.Я.Рубинштейн

 

21


Информация о работе Методы психолого-педагогической диагностики в специальной психологии