Методы разрешения конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 22:55, контрольная работа

Описание работы

В своей работе я постараюсь разобраться, что же такое конфликт, какие бывают конфликты, как они могут развиваться, а также какие пути разрешения конфликтов наиболее эффективны. Люди различны, они по-разному воспринимают реальную ситуацию, что часто приводит к тому, что мы по определенному поводу не соглашаемся друг с другом. Конфликты возникают не только в рамках переговоров, но и в любых деловых и личных контактах. Как известно, конфликт имеет субъективную природу, и поэтому необходим анализ всей совокупности факторов, предопределяющих его возникновение.

Содержание работы

Вступление _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3

Определение конфликта _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _4- 6
Типы конфликтов:
Внутриличностный
Межличностный
Конфликт между личностью и группой
Межгрупповой конфликт
Причины конфликтов _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6- 8
Методы разрешения конфликтов _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8- 9

Заключение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _10

Список используемой литературы _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11

Файлы: 1 файл

Реферат по этике.doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

Вступление  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _3

 

Определение конфликта  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _4- 6

Типы конфликтов:

  1. Внутриличностный
  2. Межличностный
  3. Конфликт между личностью и группой
  4. Межгрупповой конфликт

Причины конфликтов  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 6- 8

Методы разрешения конфликтов  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8- 9

 

Заключение  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _10

 

Список используемой литературы  _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Вступление

 

Очевидно, каждому из нас приходилось сталкиваться с  конфликтными ситуациями. Конфликты  проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми. Ничего странного в этом нет. Как  образно заметил американский психолог Б. ВУП, «жизнь – процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать их. Он может решить участвовать в выработке решений или оставить это другим». Поэтому руководителю, да и каждому культурному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о конфликтах, способах поведения при их возникновении, к сожалению, для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из них. Кроме того, как только возникает конфликт, а он всегда связан с эмоциями, мы начинаем испытывать дискомфорт, напряжение, которые могут привести даже к стрессовым ситуациям, нанося тем самым ущерб здоровью участников конфликта.

В своей работе я постараюсь разобраться, что же такое конфликт, какие бывают конфликты, как они могут развиваться, а также какие пути разрешения конфликтов наиболее эффективны. Люди различны, они по-разному воспринимают реальную ситуацию, что часто приводит к тому, что мы по определенному поводу не соглашаемся друг с другом. Конфликты возникают не только в рамках переговоров, но и в любых деловых и личных контактах. Как известно, конфликт имеет субъективную природу, и поэтому необходим анализ всей совокупности факторов, предопределяющих его возникновение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение конфликта

 

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определяют конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами — лицами или группами. Одна сторона пытается навязать свои взгляды и воспрепятствовать другой стороне сделать тоже самое. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, отличная от точки зрения и целей другой стороны.

Отсутствие согласия обусловлено  наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие.

 

Типы конфликтов

Существует четыре основных типа конфликтов:

1. Внутриличностный конфликт.

Он возникает  тогда, когда к одному человеку предъявляют  противоречивые требования. Также он может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личностными потребностями или ценностями.

В зависимости от того, какие внутренние стороны личности вступают в конфликт, выделяют следующие  его формы: мотивационный, нравственный, нереализованного желания, ролевой, адаптационный, неадекватной самооценки.

2. Межличностный конфликт.                                                                             Этот тип конфликта самый распространенный в организациях. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы, вакантное место, одобрение проекта и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю.

Межличностный конфликт может также  проявляться и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом. Также трудно согласовывают свои действия два лидера в одной организации.

 

3. Конфликт между личностью и группой.

В связи с тем, что производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки, бывает так, что ожидание группы находится в противоречии с ожиданиями отдельной личности. В этом случае возникает конфликт. Другими словами, между личностью и группой появляется конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиций группы.

 

4. Межгрупповой конфликт.

Как известно, организации состоят  из множества как формальных, так  и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты.

Кроме того, конфликты классифицируют и по степени проявления: скрытый  и открытый.

Скрытые конфликты затрагивают  обычно двух человек, который до поры до времени стараются не показывать вида, что конфликтуют. Но как только у одного из них «сдают» нервы, скрытый конфликт превращается в открытый. Различают также случайные, стихийно возникающие и хронические, а также сознательно провоцируемые конфликты. Как разновидность конфликта выделяют и интриги. Под интригой понимается намеренное нечестное действие, выгодное инициатору, которое вынуждает коллектив или личность к определенным поступкам и этим наносит коллективу и личности ущерб.

Интриги, как правило, тщательно  продумываются и планируются.

 

Причины конфликтов

Каждый конфликт имеет свою причину  возникновения. Причины, порождающие конфликты, можно сгруппировать.

 

 

  1. Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме.
  2. Усталость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей. Следствием этого является двойное или тройное подчинение исполнителей. Естественно, выполнить все указания руководителей не хватает ни сил ни времени. В любом случае конфликтная ситуация налицо. Конфликт устраняется надлежащим организационным оформлением разделения и кооперации труда, устранением твердых нормативов, улучшением порядка делегирования полномочий.
  3. Ограниченность ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как правильно распределить материалы, людские ресурсы, финансы и т.п. между различными группами, чтобы достигнуть целей организации. Выделение большей доли ресурсов одним будет означать недополучение их другими членами коллектива, что вызовет недовольство и приведет к различным видам конфликта.
  4. Недостаточный уровень профессиональной подготовки. В этом случае возможность конфликта существует из-за неподготовленности подчиненного.
  5. Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная похвала других сотрудников. В результате появляются «доверенные лица» и «любимчики». Такое положение всегда провоцирует конфликт.
  6. Противоречие между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководства.
  7. Различие в манере поведения и жизненном опыте. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и готовы оспаривать каждое слово. Такие люди и создают вокруг себя конфликтную ситуацию.
  8. Неопределенность перспектив роста. Если сотрудник не имеет перспективы роста или сомневается в ее существовании, то работает без энтузиазма, а трудовой процесс становится для него тягостным и бесконечным. В таких условиях вероятность конфликта очевидна.
  9. Неблагоприятные физические условия. Посторонний шум, жара и холод, неудачная планировка рабочего места могут служить причиной конфликта.
  10. Недостаточность благожелательного внимания со стороны руководителя. Причиной конфликта могут быть нетерпимость руководителя к справедливой критике, невнимание к нуждам и заботам подчиненных, публичный «разнос» и т.п.
  11. Психологический феномен. Чувство обиды и зависти.

 

Многие нежелательные  конфликты порождаются личностью и действиями самого руководителя, особенно если он склонен вносить в принципиальную борьбу мнений много мелочного и позволяет себе личные выпады, злопамятен и мнителен, не стесняется публично демонстрировать свои симпатии и антипатии, резок, груб в отношении с подчиненными.

Несдержанность руководителя, неспособность правильно оценить  ситуацию и найти верный выход  из нее, неумение понимать и учитывать образ мыслей и чувствовать других людей порождают конфликт.

 

 

Методы разрешения конфликтов

 

В идеале считается, что руководитель должен не устранять конфликт, а управлять им и эффективно его использовать. Руководителю следует выяснить: это простой спор о ресурсах, недоразумение по какой-то проблеме, разные подходы к системе ценностей людей или это конфликт, возникший вследствие взаимной непереносимости, психологической несовместимости. После определения причин возникновения конфликта он должен минимизировать количество его участников. Чем меньше лиц участвует в конфликте, тем меньше усилий потребуется для его разрешения. В процессе анализа конфликта, если руководитель не в состоянии сам разобраться в природе и источнике решаемой проблемы, то он может для этого привлечь компетентных лиц.

В зависимости от точки  зрения на конфликт, которой придерживается руководитель, и будет зависеть процедура его преодоления.

 

Существует пять основных стилей поведения при конфликте:

  1. Конкуренция или соперничество – этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. В большинстве случаев в конфликте – это стремление к одностороннему выигрышу, к победе, удовлетворению в первую очередь собственных интересов. Из этого проистекает желание надавить на партнера, навязать свои интересы, игнорируя интересы другой стороны.
  2. Сотрудничество – наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем наиболее эффективный. Преимущество его в том, что вы находите наиболее приемлемое для обеих сторон решение.
  3. Стиль компромисса. Суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки.
  4. Стиль уклонения реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон, или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои права, или же сторона ни с кем не сотрудничает для выработки решения и не вовлеченность в него не отражается на развитии конфликта, либо просто сторона не желает тратить время и силы на ее решение.
  5. Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки. Иногда это – единственный способ разрешения конфликта, так как к моменту его возникновения нужды другого человека могут оказаться более жизненно важными.

 

 

                                                                                                       

Заключение

 

В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций  в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Как следует из этого определения, основу конфликтных ситуаций в группе между отдельными людьми составляет столкновение между противоположно направленными интересами, мнениями, целями, различными представлениями о способе их достижения.

Точно также, как ни один стиль руководства не может быть эффективным во всех без исключения ситуациях, так и не один из рассмотренных  стилей и способов разрешения конфликтов не может быть выделен как самый лучший. Надо научиться эффективно использовать каждый из них и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства.

Важно запомнить одно: как в деловой, так и в повседневной жизни, лучше обходить «острые углы» и уметь вовремя находить компромисс, а не доводить до конфликтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

Психология и этика  делового общения – под редакцией профессора В.Н.Лавриненко, Москва 2000

Основы менеджмента – Н.И.Кабушкин – учебное пособие, Минск «НОВОЕ ЗНАНИЕ» 2002

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методы разрешения конфликтов