Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 18:17, реферат
В психологии, как и в других науках, для получения факторов, их обработки объяснения используется определенная совокупность методов (приемов) использования. Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на 3 группы:
– организационные методы;
– эмпирические способы добывания научных данных;
– приемы обработки данных.
Введение
Разнообразие методов психологии
Использование метода наблюдения в психологии
Эксперимент как метод познания психических явлений
Специальные методы психологического исследования
Заключение
Литература
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева»
Контрольная работа по дисциплине: «Психология»
На
тему: «Методы современной
Выполнила: Дробина М.В. гр.БЭНЗУ11-01
Проверила: Тахтуева К.В.
г.Красноярск
2011-2012гг.
Содержание
Введение
Заключение
Литература
Введение
В психологии, как и в других науках, для получения факторов, их обработки объяснения используется определенная совокупность методов (приемов) использования. Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на 3 группы:
– организационные методы;
– эмпирические
способы добывания научных
– приемы обработки данных.
Основными методами психологического исследования являются наблюдение, беседа, эксперимент.
Наблюдение.
Предметом наблюдения в психологии
служат не сами субъективные психические
переживания, а их проявления в поступках
и поведении человека, в его
речи и деятельности. Между объективно
наблюдаемой деятельностью
Беседа.
При проведении психологических
исследований часто бывает необходимо
собрать данные, характеризующие
психологические особенности
1) личный
контакт исследователя с
2) тщательно продуманный план беседы,
3) умение
пользоваться не прямыми
4) умение
уточнять интересующие факты
непосредственно во время
5) выяснение
достоверности данных беседы
с помощью дополнительных
Эксперимент. Главными особенностями этого метода психологического исследования являются:
1) создание
обстановки, позволяющей наблюдать
изучаемое явление в его
2) повторение явления столько раз, сколько необходимо исследователю;
3) закономерное
изменение условий, при
4) применение
в большинстве случаев
Эксперимент
занимает большое место в
Как мы убедились,
психологию можно считать наукой,
поскольку она использует научные
методы, чтобы описывать и объяснять
поведение. Чаще всего используется
описательные методы, с одной стороны,
и экспериментальный метод - с
другой.
1. Разнообразие методов психологии
Психология,
изучая психические процессы, закономерности
формирования психологии личности, применяет
различные методы исследования. Используя
конкретные способы и приемы изучения,
психологическая наука
Важнейшее
условие – объективность
Объективность метода исследования психики дает возможность ответить на вопросы: почему и как возникают, развиваются и изменяются психические процессы, состояния и свойства личности?
Объективное
изучение психической жизни требует,
чтобы психические явления
Важным
условием построения психологического
исследования является изучение психического
явления, процесса в развитии. Окружающий
нас мир находится в постоянном
движении и изменении. Естественно,
что и отражение
Выяснение развития психического явления в движении помогает наметить дальнейшие пути целенаправленного формирования психического облика конкретной личности. Особенно это необходимо при изучении психологии личности школьника. Повышение эффективности обучения и воспитания школьников, успешное развитие учащихся требует выяснения не только психических особенностей личности школьника, сложившихся к данному моменту, но и тех психических свойств, проявлений, которые определяют перспективу дальнейшего развития.
Необходимым
условием научно обоснованного психологического
исследования является рассмотрение любого
психического процесса, явления в
неразрывной связи с другими
психическими явлениями, процессами. Это
условие вытекает из того факта, что
вся психическая деятельность человека
представляет собой единое целое
и осуществляется единым мозгом, что
все разнообразные проявления психических
процессов, состояний, свойств в
комплексе характеризуют
В психологии
применяются различные методы исследования
психической жизни человека, способы
и приемы изучения закономерностей
психических явлений, процессов, свойств
личности. Использование одного из
них или сразу нескольких, как
правило, определяется конкретными
задачами, поставленными перед
Наиболее
широкое распространение в
2. Использование метода
Метод наблюдения заключается в изучении психической деятельности человека в обычных условиях жизни.
При помощи наблюдения исследуются психические процессы (восприятие, мышление, речь, память, воображение), психические состояния (внимательность, настроения, аффекты и т.п.), психические свойства личности (направленность, темперамент, характер, способности). В процессе той или иной деятельности человека (игровой, учебной, трудовой) наблюдается формирование у него соответствующих умений и навыков.
Наблюдение
должно проводиться целенаправленно,
т.е. наблюдатель должен понимать, что
он будет наблюдать и для чего
наблюдать. Целенаправленность требует,
чтобы наблюдение проводилось по
определенному плану или
Для объективности изучения явления, процесса наблюдение необходимо проводить систематически, а не отрывочно. Обычно психологическое наблюдение требует продолжительного времени. Продолжительность наблюдения обеспечивает накопление большого количества фактов, более глубокое изучение наблюдаемого. Например, наблюдение за эмоциональным проявлением качеств личности школьника требует продолжительного времени, так как только целый ряд наблюдений позволит объективно изучить истинное, соответствующее действительности проявление эмоций у школьника. Задача изучения особенностей мыслительной деятельности, и в частности соотношения анализа и синтеза у того же школьника в процессе рисования, требует не меньше времени для наблюдения, поскольку для объективного изучения данного вопроса необходимо исследовать аналитико-синтетическую деятельность мозга в разных условиях выполнения графического изображения (в условиях длительного рисования и в условиях быстрого рисования – набросков и зарисовок; в условиях рисования простого по форме и конструкции предмета и в условиях сложного по форме и конструкции предмета; в условиях приема рисования одними линиями и в условиях приема рисования тоном, завершением рисунка штриховкой и т.д.). Результаты наблюдения систематически записываются в специальные дневники или оформляются в виде психологических характеристик. Кроме того, результаты наблюдения могут фиксироваться на кинопленку, в фотографиях.
Таким образом, преимуществом метода наблюдения является то, что изучение психических проявлений человека протекает в естественных условиях, без нарушения естественности протекания психических явлений, процессов у человека.
Однако
метод наблюдения имеет и отрицательные
стороны. Во-первых, находясь в позиции
наблюдателя, исследователь вынужден
ждать, когда снова он сможет наблюдать
интересующее его явление, что не
всегда целесообразно и нарушает
систематичность наблюдения. И во-вторых,
метод наблюдения не позволяет с
необходимой точностью
3. Эксперимент как метод познания психических явлений
Метод эксперимента предполагает искусственное создание психологической ситуации и изучение того или иного психического явления, процесса, развивающихся в этой ситуации. Исследователь не ждет появления интересующего его явления, а сам вызывает его. Создавая специальные условия для эксперимента, обеспечивающие проявление психического процесса, свойства, экспериментатор получает возможность неоднократно повторять эксперимент, получает возможность, проводя исследование с разными испытуемыми в одинаковых условиях, установить возрастные и индивидуальные особенности развития исследуемых психических процессов. По своему усмотрению экспериментатор может менять условия эксперимента, что открывает широкие возможности для нахождения и обоснования наиболее эффективных приемов в учебно-воспитательной работе с детьми.
Есть
несколько разновидностей психологических
экспериментов: естественный, лабораторный,
полевой, констатирующий и формирующий.
Естественный эксперимент ставит сама
жизнь, а ситуация его складывается
без вмешательства
1. В класс
пришел новый ученик. Интересно
узнать, что изменится в психологии
и поведении остальных ребят
после его появления, как
2. Человек
неожиданно заболел, причем