Методы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2015 в 00:04, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является изучение методов воспитания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить основные задачи:
Выявить организацию педагогического воздействия.
Проанализировать воздействие на личность воспитанника в ходе учебно-воспитательного процесса

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………….………………………………… 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Изучение методов воспитания.
1.
Организация педагогического воздействия…………………
5
2.
воздействие на личность воспитанника в ходе учебно-воспитательного процесса………………………………………

14
3.
Что такое "взрыв в человеческой психике?"..............................
16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………
19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………
20

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 45.37 Кб (Скачать файл)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА И БИЗНЕСА

 

 

Кафедра социальной психологии и педагогики

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Психология и педагогика»

на тему:

 Методы воспитания

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

потока 38У

 факультета юриспруденция

Каменщиков Антон Михайлович

 

Проверила:

к.п.н., доц. Чехова С.Э.

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижний Новгород

2015


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………….…………………………………          3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Изучение методов  воспитания.

1.

Организация педагогического воздействия…………………

5

2.

воздействие на личность воспитанника в ходе учебно-воспитательного процесса………………………………………

 

14

3.

Что такое "взрыв в человеческой психике?"..............................

16

     

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………

19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

От правильного выбора методов воспитания зависит формирование личности в целом. Тема «методы воспитания» актуальна для всех и всегда.  Человек рождается как биологическое существо. Чтобы он стал личностью, его нужно воспитать. Именно воспитание облагораживает человека, прививает ему необходимые качества.

Актуальностью является выбор форм и методов воспитания. Не бывает методов и форм хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учёта тех условий, в которых они применяется.

Особое влияние на развитие воспитания оказали труды первых педагогов - марксистов Н. К. Крупской и А. С: Макаренко. Изучали эту проблему: Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн.

Целью данного реферата является изучение методов воспитания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить основные задачи:

  1. Выявить организацию педагогического воздействия.
  2. Проанализировать воздействие на личность воспитанника в ходе учебно-воспитательного процесса
  3. Изучить Что такое "взрыв в человеческой психике"?

Методы воспитания - это способы воздействия воспитателей на учащихся, пути педагогически целесообразной организации их жизни с целью привития качеств нового человека, строителя коммунистического общества. (1)

Структура реферата: реферат состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы

 

 

  1. Организация педагогического воздействия

 

Выделяют следующие наиболее важные формы организации педагогического воздействия:

1) учебный процесс;

2) внеаудиторная, внеклассная  работа;

3) семейное воспитание;

4) воспитательная деятельность  детских и молодежных организаций;

5) воспитательная деятельность  учреждений культуры, искусства  и средств массовой информации (в той мере, в какой она доступна  воспитанникам).

Рассмотрим названные выше методы педагогического воздействия на личность.

1. Убеждение 

Убеждение - это разностороннее воздействие на разум, чувства и волю человека с целью формирования у него желаемых качеств. В зависимости от направленности педагогического воздействия убеждение может выступать как доказательство, как внушение, или как их комбинация. Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них:

  • Высокий авторитет педагога;
  • Опора на жизненный опыт воспитанников;
  • Искренность, конкретность и доступность убеждения;
  • Сочетание убеждения и практического приучения;
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Таким образом, педагогические методы воздействия на личность учащегося нельзя рассматривать в отрыве от культурного, образовательного и психологического аспектов личности педагога. Любой из методов педагогического воздействия преломляется через личность педагога, его приверженность культурным традициям, определяя авторитарную или гуманистическую направленность обучения и воспитания подрастающего поколения.

2. Упражнение и приучение.

Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

Приучение — это организация планомерного и регулярного выполнения воспитанниками определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, говоря по – другому, приучение – это упражнение с целью выработки хороших привычек.

В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений:

  1. упражнения в полезной деятельности;
  2. режимные упражнения;
  3. специальные упражнения.

Упражнения в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться в труде и через труд.

Режимные упражнения — это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс — режим. Соблюдение оптимального режима в семье и учебном заведении приводит к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности.

Специальные упражнения – это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.

В учебном процессе все упражнения — специальные, а в воспитательной работе — это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой.

3. Обучение 

Методы обучения подразделяют по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических  задач:

  1. методы приобретения новых знаний;
  2. методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике;
  3. методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Эту классификацию дополняют методами закрепления изучаемого материала и методами самостоятельной работы учащихся. Кроме того, все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы:

  1. методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  2. методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  3. методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:

  1. объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.);
  2. репродуктивный метод;
  3. метод проблемного изложения;
  4. частично-поисковый (или эвристический) метод;
  5. исследовательский метод.

Указанные методы подразделяются на две группы:

  1. репродуктивную (1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности;
  2. продуктивную (4 и 5 методы) отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности.

Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

Объяснительно-иллюстративный метод.

 Его иначе можно  назвать и информационно-рецептивным, что отражает деятельность учителя  и ученика при этом методе. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, видеофильмы) практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д.).Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.

Репродуктивный метод.

Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет - решают сходные задачи, составляют планы и т.д. От того, насколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу. Установлено, что усвоение новых слов при изучении иностранного языка требует, чтобы эти слова встретились около 20 раз на протяжении определенного срока. Словом, воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода.

Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами.

Продуктивные методы обучения.

Важнейшее требование к высшей школе - формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т.п., т.е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и несомненно будет возрастать в будущем.

Условием функционирования продуктивных методов является наличие проблемы. В разрешении проблемы можно выделить четыре главных этапа (стадии):

  1. создание проблемной ситуации;
  2. анализ проблемной ситуации, формулировка проблемы и представление ее в виде одной или нескольких проблемных задач;
  3. решение проблемных задач (задачи) путем выдвижения гипотез и последовательной их проверки;
  4. проверка решения проблемы.

Проблемная ситуация - это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой - невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

Анализ проблемной ситуации - важный этап самостоятельной познавательной деятельности. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному, известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач (или одной задачи). Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить. Правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Недаром говорят: "Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить". Далее необходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т.е. достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.

Информация о работе Методы воспитания