Межличностное общение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 11:51, контрольная работа

Описание работы

Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к гругу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..4
1. Общение……………………………………………………………………5
2. Общение и речь……………………………………………………..……...9
3. Невербальное общение…………………………………………………...11
4. Общение как возможность совместной деятельности…………………13
5. Общение и восприятие…………………………………………………...14
6. Взаимодействовать общаясь……………………………………………..17
6.1 Теория взаимодействия…………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованной литературы…………………………………………...22

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 64.48 Кб (Скачать файл)

Наиболее подробно интерактивная сторона общения исследовалась в работах представителей символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер), считающих, что поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.

Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Мы можем “разгадать” намерения других людей, анализируя их поступки и учитывая свой прошлый опыт в подобных ситуациях. В связи с этим Мид выделял во взаимодействии два типа действий: 1) незначимый жест (представляет собой автоматический рефлекс типа моргания); 2) значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека). Во втором случае человеку необходимо поставить себя на место другого человека или, говоря словами Мида, “принять роль другого”. Этот процесс сложен, но мы способны его осуществлять потому что с детства нас учат придавать значения определенным предметам, действиям и событиям. Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т. е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета.


Сущность концепции символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимула осуществляется в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В это время мы связываем стимул с символом, на основе которого определяется ответная реакция.

Отметим, что, несмотря на разнообразие подходов к проблеме взаимодействия, ни одна теория не обходит стороной такие понятия, как норма, социальный контроль, социальная роль. Именно им будут посвящены следующие разделы.

 

Заключение

Чтобы общаться с другими людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном поведении, о том, как проявлять и сдерживать себя. При отсутствии подобных представлений нельзя добиться согласованных действий.

Важным показателем, связанным с эффективностью взаимодействия, является содержание норм. Принятые в группе нормы усваиваются всеми членами группы и как бы “изнутри” регулируют поведение каждого, служат средством оценки тех или иных возможностей и способов действия отдельных участников и группы в целом. Если на уроке ученик вдруг решит запеть или попрыгать вместо того, чтобы как все решать задачу, учитель может удалить его из класса. Значительное влияние групповых норм объясняется тем, что только при их выполнении человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание, поддержку.

С точки зрения разных групп людей нормы могут быть положительными или отрицательными. К положительным обычно относятся нормы, способствующие развитию группы. Это нормы, поддерживающие ее цели и задачи, регулируют поведение, направленное на достижение этих целей. Разумеется, что такие нормы положительно влияют на успешность групповой деятельности. Каждая норма имеет свои предпосылки и предполагает наличие определенных условий.


Нормы могут быть общими для всех, безотносительно к личности человека, а могут быть особыми, относящимися лишь к ограниченному кругу людей, занимающих ту или иную должность, или предписываемыми профессиональными правилами поведения.

 

Список использованной литературы

  1. Асмолов А.Г. “Психология личности”. М.: 1990.
  2. Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 416 с.
  3. Леонтьев А.А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Cvsck, 1999. – 365 с.
  4. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 336 С.
  5. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1988г.
  6. Бернс Р. Развитие Я – концепции и воспитание. М. 1986
  7. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М. 1982
  8. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М. 1994
  9. Леонтьев А.А. Проблемы развития психики. М.1973
  10. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л. 1979

 

 

 

1 Библер В.С. От наукоучения – у логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. – М.: 1991. – C. 111-112.

2 Потебия А.А. Мысль и язык. – Киев, 1993. – С. 10.

3 Там же. – С. 8, 36.

4 Цит. по: Потебня А.А. Мысль и язык. – С. 8.

5 Опыты Русской грамматики. – 1860. – Ч. 1 – Вып. 1. – С. 3.

6 Потебня А.А. Мысль и язык. – С. 12.

7 Там же.

8 См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1988.

9 Философский словарь. – М., 1975.

10 Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М., 1990.

11 Петровский В.А. психология надситуативной активности. – М., 1992. – С. 58.


Информация о работе Межличностное общение