Межличностные и семейные конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 14:54, лекция

Описание работы

Межличностный конфликт это столкновение в процессе общения и взаимодействия людей. Такие столкновения могут происходить как по горизонтали, так и по вертикали в различных сферах и областях жизнедеятельности человека, как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное, особенно психологическое, восприятие партнера по общению. Понятие межличностного конфликта в сознании отдельных людей и нашего общества очень часто связано с понятиями ссоры, скандала, вражды, войны, отсюда и пути разрешения конфликтных ситуаций обычно ищут с точки зрения «прав или ты, или я» и «прав тот, кто сильнее», то есть насильственными методами.

Содержание работы

1. Сущность и содержание межличностного конфликта.
2. Динамика межличностного конфликта и его разрешение.
3. Понятие семейного конфликта и способы его разрешения.
4. Особенности конфликтов между родителями и детьми.

Файлы: 1 файл

_4.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

Тема 4

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ И СЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ

 

Учебные вопросы:

1. Сущность  и содержание межличностного конфликта.

2. Динамика  межличностного конфликта и его  разрешение.

3. Понятие  семейного конфликта и способы  его разрешения.

4. Особенности  конфликтов между родителями и детьми.

 

1. Сущность и содержание межличностного конфликта

 

Межличностный конфликт это столкновение в процессе общения и взаимодействия людей. Такие столкновения могут происходить как по горизонтали, так и по вертикали в различных сферах и областях жизнедеятельности человека, как между впервые встретившимися, так и между постоянно общающимися людьми. И в том, и в другом случае важную роль во взаимоотношениях играет личное, особенно психологическое, восприятие партнера по общению. Понятие межличностного конфликта в сознании отдельных людей и нашего общества очень часто связано с понятиями ссоры, скандала, вражды, войны, отсюда и пути разрешения конфликтных ситуаций обычно ищут с точки зрения «прав или ты, или я» и «прав тот, кто сильнее», то есть насильственными методами. Таким образом, межличностный конфликт - это результат ситуации, в которой потребности, цели, представления одного человека вступают в противоречие с потребностями, целями и представлениями другого. По замечанию Б.Ф.Ломова, «потребности людей диктуют их поведение с такой же властностью, как сила тяготения - движения физических тел». (Слайд 2)

Как показывает практика, основные типы межличностных конфликтов разыгрываются в следующих сферах жизнедеятельности человека: трудовая деятельность, семья, учеба, общество. (Слайд 3) Поскольку в основе межличностного конфликта, как правило, лежат индивидуально-психологические характеристики человека, то наиболее существенными сферами внутренней структуры личности, оказывающими наибольшее влияние на процесс возникновения конфликта являются мотивационная, когнитивная и ценностная структура сознания человека.

Межличностные конфликты  возникают в процессе общения. При  этом каждый из участников общения  может принадлежать к одному из видов  человека: мужчина, женщина, ребенок. В зависимости от того, какую роль выполняет в процессе взаимодействия тот или иной субъект в ходе общения могут возникать конфликты. (Слайд 4)

Наиболее распространенной в конфликтологии считается схема общения и взаимодействия субъектов в виде транзакционного анализа, которую предложил американский психотерапевт Эрик Берн. Эта схема наиболее полно раскрывает процесс общения, результатом которого может быть, а может и не быть межличностный конфликт. (Слайд 5) Согласно теории Э.Берна, в основание взаимодействия лежит представление о сознании человека как сублимации трех состояний «Я»: Взрослый; Родитель; Ребенок. Все эти три состояния личности формируются в процессе общения и человек приобретает их независимо от своего желания. Самый простейший процесс общения - это обмен одной транзакцией, он происходит по следующей схеме: «Стимул» собеседника № 1 вызывает «реакцию» собеседника № 2, который, в свою очередь, направляет «стимул» собеседнику № 1, то есть почти всегда «стимул» одного становится толчком для «реакции» второго собеседника. В этой схеме основой конфликта являются различные состояния субъектов взаимодействия, а «провокацией» конфликта - пересекающиеся трансакции. Комбинации «а» и «б», как это видно на слайде, являются конфликтными. В комбинации «в» один из субъектов взаимодействия явно доминирует над другим или занимает позицию покровителя, другой субъект довольствуется ролью «ребенка». В этой комбинации конфликты не возникают по причине того, что оба субъекта принимают свои позиции как должное. Наиболее продуктивной в общении людей является позиция «г» (В В). Это общение равноправных людей, не ущемляющее достоинство ни одной из сторон.

В межличностном конфликте  независимо от его вида существуют как минимум два участника или две конфликтующие стороны и определенная конкретная ситуация их взаимодействия, в которой происходят инциденты и развиваются их последствия. Практика показывает, что латентный период конфликта в  6-8 раз продолжительнее его активного проявления. Время на «остывание» до обычного состояния участников конфликта в 12-16 раз превышает собственно время конфликта. Реально конфликт занимает в 20 раз больше времени, чем его внешнее проявление.

Классификация межличностных конфликтов обширна и многообразна. Их можно охарактеризовать исходя из: предмета спора, столкновения; состава участников; места, где он происходит; методов его улаживания и т.д. (Слайд 6)

Межличностные конфликты  имеют свои отличительные особенности:

1. Противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу (правда не всегда наяву, можно и на расстоянии, например, при общении по техническим видам связи).

2. В ходе конфликта проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

3. Для субъектов конфликтного взаимодействия это своего рода проверка характеров, темпераментов, проявление способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей как своих, так и оппонента.

4. Высокая эмоциональность и охват практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

5. Затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

(Слайд 7) Причины межличностных конфликтов многообразны и делятся на объективные т.е. не зависящие от воли и сознания людей, и субъективные, зависящие от человека. В основе причин межличностных конфликтов лежит несовместимость или противоположность интересов, потребностей, целей, ценностей, установок, восприятий, оценок, мнений т.д. Объективные факторы создают потенциальную возможность для возникновения конфликта. Например, дефицит товаров может стать причиной межличностного конфликта в очереди в магазине. Субъективные факторы в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.) особенностей личностей. Эти факторы в наибольшей степени определяют динамику развития и разрешения межличностного конфликта и его последствия.

Проанализировав основные субъективные причины межличностных  конфликтов ученые пришли к выводу, что существуют наиболее существенные из них, которые становятся своеобразным катализатором возникновения и дальнейшего обострения межличностного конфликта: (Слайд 8): принижение значимости роли человека, негативная оценка его поступков; подчеркивание разницы между собой и партнером: завышение своих достоинств и принижение достоинств партнера; преуменьшение вклада партнера в общее дело; нарушение персонального физического пространства в ходе общения; попытка обсуждения вопроса при негативных эмоциональных состояниях партнера; придирки и угрозы; проявление недоверия или личной антипатии к партнеру; перебивание собеседника при высказывании им своего мнения и др.

Индивидуальные личностные качества людей, их психические, социально-психологические и нравственные характеристики называются конфликтностью личности – это ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации. Конфликтологи выделяют следующие типы конфликтных личностей: демонстративные, неуправляемые, сверхточные, ригидные, рационалисты, безвольные. Эти типы встречаются наиболее часто, но не дают полного перечня. Раскроем их основные характеристики. (Слайд 9)

«Демонстративные». Характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.

«Неуправляемые». Люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее.

«Сверхточные». Это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких - большинство), подвергают резкой критике. Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни.

«Ригидные». Слово «ригидный» означает негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих. Это те люди, для которых «если факты нас не устраивают - тем хуже для фактов». Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.

«Рационалисты». Расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент, когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не «закачается кресло» под начальником. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.

«Безвольные». Отсутствие собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа людей в том, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха. Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его «устами глаголет истина».

В природе также существуют и так называемые «трудные» люди, общение с которыми тоже чревато возникновением межличностных конфликтов. (Слайд 10) Вот некоторые из этих типов: агрессивисты - задирают других и раздражаются сами, если их не слушают; жалобщики - всегда на что-нибудь жалуются, но сами обычно ничего не делают для решения проблемы; молчуны - спокойные и немногословные, но узнать о чем они думают и чего хотят весьма сложно; сверхпокладистые - со всеми соглашаются и обещают поддержку, но слова у таких людей расходятся с делом; вечные пессимисты - всегда предвидят неудачи и считают, что из затеваемого ничего не получится; всезнайки - считают себя выше, умнее других и всячески демонстрируют свое превосходство; нерешительные - медлят с принятием решения, потому что боятся ошибиться; максималисты - хотят чего-то прямо сейчас, даже если в этом нет необходимости; скрытые - затаивают обиды и неожиданно набрасываются на оппонента; невинные лгуны - вводят других в заблуждение ложью и обманом; ложные альтруисты - якобы делают добро, но «носят камень за пазухой».

Особое влияние на процесс возникновения межличносного конфликта оказывают межличностная совместимость и межличностная несовместимость. Совместимость предполагает взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности. Несовместимость - взаимное неприятие (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентации, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик субъектов взаимодействия. Межличностная несовместимость может стать причиной эмоционального конфликта (психологического антагонизма), который является наиболее сложной и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства.

Таким образом, межличностный конфликт является самым распространенным социальным конфликтом. Он охватывает практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт, в конечном счете, так или иначе сводится к межличностному.

 

2. Динамика межличностного конфликта и его разрешение

 

Условно процесс развертывания  и протекания межличностного конфликта можно представить следующими этапами. (Слайд 11): осознание цели – на этом этапе преобладает мнение, что притязания можно удовлетворить посредством сотрудничества методом переговоров; спор – представляет собой вербальное принуждение к сотрудничеству при наличии неприязни; угрозы - этот этап характеризуется наличием взаимных угроз и стрессов у обоих субъектов; переход к действиям путем ложного толкования действий друг друга и нагнетания взаимной неприязни; привлечение сторонников – входе этого этапа происходит дальнейшее нагнетание напряженности, взаимное наклеивание отрицательных ярлыков; удары – начинается нанесении взаимного ущерба, при этом меньший рассматривается как выигрыш; самоуничтожение – заключительный этап активной фазы, который представляет собой тотальную борьбу и при этом считается, что проигрыш другого является целью жизни.

В зависимости от причин конфликта  и от способов конфликтного поведения  оппонентов, межличностный конфликт можно урегулировать следующими стратегиями: (Слайд 11)

Уход от разрешения конфликта, когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий. В этом случае вы воздерживаетесь от конфликта и стараетесь не говорить о нем. Однако результат - проигрыш/проигрыш, ни одна из сторон не получает удовлетворения и конфликт не разрешен. В этом случае он препятствует дальнейшим гармоничным отношениям, приводит к нагнетанию ситуации и обвинениям. Целесообразно данную стратегию применять только, когда необходим временный выход из ситуации или когда вопрос не имеет большого значения.

Приспособление, когда одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями (но только в данный момент), либо стремится оправдать себя и не расстраивать человека. В этом случае не так важно чтобы все было, по-вашему, вам важнее сохранить мир. Однако в этом случае конечный результат проигрыш/выигрыш и противоположная сторона получает удовлетворение. В то же время ни одна из сторон не довольна процессом и он оказывает негативное воздействие на дальнейшие отношения, потому что один человек получает преимущество. Целесообразно данную стратегию применять для получения социального уважения или когда вопрос не имеет большого значения.

Компромисс - взаимные уступки обоих сторон путем получения частичного удовлетворения. В этом случае требования обоих субъектов будут частично удовлетворены. Однако в ходе конечного результата проигрыш/проигрыш или выигрыш/выигрыш ни одна из сторон не получит полного удовлетворения. Скорее всего, дальнейшие отношения станут нейтральными или положительными. В то же время этот результат может помочь или причинить боль одному из субъектов, так как он был достигнут в результате компромисса. Целесообразно данную стратегию применять, когда вопрос не очень важен, когда времени не хватает или когда другие способы решения не эффективны.

Сотрудничество и взаимодействие в процессе устранения причин конфликта путем совместного разрешения проблемы. Конечный результат будет выигрыш/выигрыш и обе стороны будут удовлетворены процессом. При этом взаимоотношениями станут позитивными и укрепятся, потому что партнеры приобретут взаимные выгоды. Целесообразно данную стратегию применять всегда, когда это возможно.

Соперничество или подавления противоположного субъекта конфликта путем принуждения силой (или угрозой применения силы). Один из субъектов в этом случае занимает позицию: «Я добьюсь своего, независимо от того, что мне придется сделать». Конечный результат выигрыш/проигрыш и одна из сторон (принуждающий) получает удовлетворение. При этом в дальнейшем межличностные отношения будут отсутствовать, и наступит физическое и психологическое страдание проигравшего. Данную стратегию целесообразно применять в крайних неотложных случаях, когда это главный вопрос благополучия и нет времени на применение других стратегий.

Информация о работе Межличностные и семейные конфликты