Межличностные конфликты в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 09:30, контрольная работа

Описание работы

Нас всегда окружают другие люди, образуя круг друзей, знакомых, соседей, дальних и близких родственников. Мы с нетерпением ждем встречи с ними, стараемся продлить время общения, но иногда присутствие других людей обременяет нас. Бывают случаи, когда мы сами безуспешно пытаемся поговорить хоть с кем-нибудь. От проведенного вместе времени мы получаем большее или меньшее удовлетворение. Часто общение перерастает в ритуал, игру: отношения приобретают рутинный характер, становятся стереотипными, схематичными. Когда мы чувствуем, что контакт неинтересен и ничего нам не дает, приходит понимание бессмысленности и нелепости отношений. Случается и так, что общение с кем-то чересчур болезненно и угрожает нашему психическому здоровью.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………..3-5
Межличностные конфликты в семье
1. Типичные межличностные конфликты у супругов………………….6-8
2. Психотравмирующие последствия…………………………………..9-10
3. Предупреждение супружеских конфликтов…………………………..11
4. Разрешение конфликтов между супругами………………………..12-13
5. Конфликты во взаимодействии родителей и детей………………….14-17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …….……… ……………………………………19

Файлы: 1 файл

Конфликтология).doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

Относись к увлечениям супруга с интересом и уважением. В семейной жизни иногда лучше не знать правду, чем во что бы то ни стало пытаться установить истину5. Старайтесь находить время для того, чтобы хотя бы иногда отдохнуть друг от друга. Это поможет снять эмоционально-психологическую перенасыщенность общением.

 

 

 

 

 

 

 

4. Разрешение конфликтов  между супругами

Конструктивность разрешения супружеских конфликтов, как никаких других, зависит в первую очередь от умения супругов понимать, прощать и уступать.

Одно из условий завершения конфликта любящих супругов — не добиваться победы. Победу за счет поражения любимого человека трудно назвать достижением. Важно уважать другого, какая бы вина ни лежала на нем. Нужно быть способным честно спросить у самого себя (и главное, честно ответить себе), что же тебя на самом деле волнует. При аргументации своей позиции стараться не проявлять неуместный максимализм и категоричность. Лучше самим придти к взаимопониманию и не втягивать в свои конфликты родителей, детей, друзей, соседей и знакомых. Только от самих супругов зависит благополучие семьи.

Отдельно стоит остановиться на таком радикальном способе разрешения супружеских конфликтов, как развод6. По мнению психологов, ему предшествует процесс, состоящий из трех стадий: а) эмоциональный развод, выражающийся в отчуждении, безразличии супругов друг к другу, утрате доверия и любви; б) физический развод, приводящий к раздельному проживанию; в) юридический развод, требующий правового оформления прекращения брака.

Многим развод приносит избавление от враждебности, неприязни, обмана и того, что омрачало жизнь. Конечно, он имеет и негативные последствия. Они различны для разводящихся, детей и общества. Наиболее уязвима при разводе женщина, у которой обычно остаются дети. Она больше, чем мужчина, подвержена нервно-психическим расстройствам.

Негативные последствия развода для детей гораздо значительнее по сравнению с последствиями для супругов. Ребенок теряет одного (подчас любимого) родителя, ибо во многих случаях матери препятствуют отцам встречаться с детьми. Ребенок часто испытывает давление сверстников по поводу отсутствия у него одного из родителей, что сказывается на его нервно-психическом состоянии. Развод ведет к тому, что общество получает неполную семью, увеличивается число подростков с отклоняющимся поведением, растет преступность. Это создает для общества дополнительные трудности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Конфликты во взаимодействии  родителей и детей

Данная разновидность конфликтов — одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов — психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток-другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми7. Она, как правило, изучается в контексте более об­ширных исследований; семейных отношений (В. Шуман), возрастных кризисов (И. Кон), влияния супружеских конфликтов на развитие детей (А. Ушатиков, А. Спиваковская) и др. Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И. Горьковая).

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, которые рассмотрены выше, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей:

1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный  типы семейных отношений. В гармоничной  семье устанавливается подвижное  равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного «Мы», способности членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармония семьи — это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.  

2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:

• разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

• противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

• опека и запреты во многих сферах жизни детей;

• повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений,

3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся тре­бованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей:

• кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству);

• кризис «трех лет» (переход от раннего детства к дошкольному возрасту);        

• кризис б—7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту);

• кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту — 12—14 лет);

• подростковый кризис 15-17 лет (Д. Эльконин).

4. Личностный фактор. Среду личностных  особенностей родителей, способствующих  их конфликтам с детьми, выделяют  консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам  поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, леность и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Выделяют следующий типы отношений родителей и детей:

• оптимальный тип отношений родителей и детей;

• потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;

• скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);

• скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;

• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители;

• поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;

• родители не вникают в интересы детей, а дети не испытывают желания делиться с ними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение— С. Годник).

Наиболее часто конфликты у родителей возникают с детьми подросткового возраста. Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями: конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка); конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);  конфликт  неуважения  прав  на  самостоятельность (тотальность указаний и контроля); конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой)8.

Обычно ребёнок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий). Исходя из этого основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

1. Повышение педагогической культуры  родителей, позволяющей учитывать  возрастные психологические особенности  детей, их эмоциональные состояния.

2. Организация семьи на коллективных  началах. Общие перспективы, определенные  трудовые обязанности, традиции  взаимопомощи, совместные увлечения  служат основой выявления и  разрешения возникающих противоречий9.

3. Подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса.

4. Интерес к внутреннему миру  детей, их заботам и увлечениям. По мнению психологов конструктивному  поведению родителей в конфликтах  с маленькими детьми может  способствовать следующее:

  • всегда помнить об индивидуальности ребенка;
  • учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;
  • стараться понять требования маленького ребенка;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Ключевую роль в семейных  конфликтных отношениях играют  супружеские конфликты. Они возникают  из-за неудовлетворения потребностей супругов. Наиболее конфликтными являются кризисные периоды в развитии семьи. В зависимости от уровня конфликтности выделяются кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи. Семейные конфликты имеют психотравмирующие последствия: состояние   полной   семейной   неудовлетворенности, «семейная тревога», нервно-психическое напряжение, состояние вины. Специалистами выработаны рекомендации по регулированию супружеских конфликтов.

 Конфликты между родителями  и детьми возникают из-за деструктивности внутрисемейных отношений! недостатков в семейном воспитании, возрастных кризисов детей, индивидуально-психологических особенностей родителей и детей. Бесконфликтному общению родителей с детьми способствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективных началах, подкрепление словесных требований организацией воспитания, интересом родителей к внутреннему миру детей.

В завершение, хочется отметить, что перед тем как создать семью, необходимо научиться избегать семейные конфликты или преодолевать их с минимальными потерями. Ведь «Любить – это не смотреть друг на друга, а вместе смотреть вперед в будущее» (Антуан Экзюпери).

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2010.
  2. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. - М.: АПО, 2011.
  3. Гришина Н.В. «Психология конфликта: Хрестоматия» - Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 448с.
  4. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 2011.
  5. Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: Мысль, 2011.
  6. Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова/ Под. ред. А.В. Морозова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.
  7. Конфликтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Б.С. Волков, Н.Д. Волкова. - изд. 3-е иср. и доп. - М.: Академический Поект; Фонд «Мир», 2010 - 400 с. Размещено на Allbest.ru
  8. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию

 конфликтов. – М., 2010.

  1. Журнал «Психология», - М, 2011, 178с, 3с.
  2. Морозов А.В. Деловая психология.СПб.,2011 С.368.
  3. Мир психологии - http://psychology.net.ru/
  4. Словарь психолога - http://psy.rin.ru
  5. Психология. Учебник/ Под ред. А.А. Крылова-М.: Проспект,2011.

 

 

1 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2010.

2 Олейник А.Н. Основы конфликтологии. - М.: АПО, 2011.

 

3 Гришина Н.В. «Психология конфликта: Хрестоматия» - Санкт-Петербург: Питер, 2011. – 448с.

 

4 Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 2011.

5 Канатаев Ю.А. Психология конфликта. – М.: Мысль, 2011.

6 Социальная конфликтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.П. Дедов, А.В. Морозов, Е.Г. Сорокина, Т.Ф. Суслова/ Под. ред. А.В. Морозова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 336 с.

7 Конфликтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/Б.С. Волков, Н.Д. Волкова. - изд. 3-е иср. и доп. - М.: Академический Поект; Фонд «Мир», 2010 - 400 с. Размещено на Allbest.ru

 

8 Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев С. Введение в общую теорию конфликтов. – М., 2010.

 

9 Журнал «Психология», - М, 2011, 178с, 3с.

 


 



Информация о работе Межличностные конфликты в семье