Межличностные отношения детей с задержкой психического развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2014 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: изучить особенности межличностных отношений у детей с ЗПР.
Задачи исследования:
1. Подобрать подходящую выборку испытуемых.
2. Осуществить эмпирическое исследование по диагностике межличностных отношений у детей;

Содержание работы

Введение 2
Глава 1 .Особенности межличностных отношений 3
Глава 2 Предмет исследования. Практическая часть 4
Методика 1 6
Методика 2 9
Методика 3 11
Методика 4 13
Методика 5 14
Заключение 16
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

курсовая чиркова.rtf

— 2.55 Мб (Скачать файл)

 

 

Таблица 1.

Статусная структура классов

 

 

Экспериментальная

Контрольная

 

 

Группа

Группа

Предпочитаемые

3

16

Принятые

2

11

Взаимно

Принятые

4

0

Без взаимности

Изолированные

4

0

Отвергаемые

7

0


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Анкетирование 
С целью исследования вопроса о критериях выбора сверстников предлагалось выделить качества, которыми обладает друг отвечающего. Ребятам предлагалось выбрать лучшего друга и поставить отметки напротив тех качеств, которыми обладает друг.

 

Имя друга

Аккуратный

Красивый

Сильный

Здоровый

Чистый

Хорошо играет (танцует)

Вместе ходим в кружок

На уроках сидим вместе

Он мне нравится

Мы часто бываем вместе

Он считает меня своим другом

Он хороший

Добрый, отзывчивый

Всегда готов помочь (не подведет, поможет)

Честный

Общительный

Скромный


Серьезный

Вежливый

Я ему доверяю

Умеет хранить секреты

Хорошо учится

Сообразительный

Хорошо говорит словами

Хорошо знает жесты

Таблица 2.

Критерии выбора одноклассниками друга.

критерии выбора

оценочные суждения

количество высказываний

   

экспер-я гр.

привлекательный

аккуратный

3

внешний вид

красивый

3

 

сильный

2

 

здоровый

3

 

чистый

1

 

%

48.0

ситуативная

хорошо играет(танцует)

3

деятельность

вместе ходим в кружок

0

 

на уроках сидим вместе

2

 

%

33.4

взаимная

он мне нравится

1

симпатия

часто бываем вместе

1

 

считает меня своим другом

4

 

он хороший

4

 

%

50.0

успешная

хорошо учится

3

учебная

сообразительный

1

деятельность

хорошо говорит словами

3

 

хорошо говорит жестами

4

 

%

55.0

нравственные

добрый, отзывчивый

2

качества

всегда готов помочь

1

 

честный

2

 

общительный

2

 

скромный

1

 

серьезный

2

 

вежливый

1

 

я ему доверяю

1

 

умеет хранить секреты

1

 

%

38.9


 

Приложение 3

Тест-семантический дифференциал «оценка отношений в своем коллективе».

В нашем классе - - - - - в нашем классе

Всегда весело                всегда скучно

Мы добрые - - - - - - - - - мы злые

Мы никогда - - - - - - - - мы часто

Не ссоримся                  ссоримся

Мы вежливые - - - - - - - ребята часто грубят

Никогда не грубим             ругаются

Друг другу

Мы очень дружные - - - - - - в классе мало Друзей

Инструкция: подумаем над тем, какой у вас класс, какие отношения между ребятами. Попробуйте оценить их. Для этого поставьте крестик ближе к тому качеству, которое, на ваш взгляд, есть у вашего коллектива.

Каждая из точек соответствует определенному баллу: крайняя правая-0 баллов, крайняя левая-4 балла.

Эмоционально-психологический климат (ЭПК)-важная составляющая взаимоотношений в группе. Это эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором опосредованно отражаются индивидуальные эмоциональные состояния членов группы.

По результатам исследований получили следующее:

Контрольная группа:

 

Хср1 = 56/20 = 2,8

Хср2 = 54/20 = 2,7

Хср3 = 42/20 = 2,1

Хср4 = 54/20 = 2,7

Хср5 = 62/20 = 3,1

Хср6 = 44/20 = 2,2

 

Экспериментальная группа:

 

Хср1 = 40/20 = 2,0

Хср2 = 48/20 = 2,4

Хср3 = 44/20 = 2,2

Хср4 = 28/20 = 1,4

Хср5 = 44/20 = 2,2

Хср6 = 56/20 = 2,8

Таблица 4.

Эмоциональный профиль класса.

 

 

Экспериментальная

Контрольная

 

 

 

 

Группа

Группа

 

 

Всегда

2.0

2.8

Всегда

Весело

 

 

 

 

Скучно

Мы

2.4

2.7

Мы

Добрые

 

 

 

 

Злые

Никогда

2.2

2.1

Часто

Не ссоримся

 

 

 

 

Ссоримся

Мы

1.4

2.7

Мы часто

Вежливые

 

 

 

 

Ругаемся

Мы очень

2.2

3.1

У нас мало

Дружные

 

 

 

 

Друзей

В классе

2.8

2.2

В классе

Спокойно

 

 

 

 

Тревожно


 

Приложение 4

Проективная методика Р.Жиля.

Инструкция: Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям. Целесообразна только индивидуальная форма проведения тестирования.

Таблица 5.

Коммуникативные качества личности.

 

 

Экспериментальная

Контрольная

 

 

Группа

Группа

Наличие дружеского

84.0

94.3

Отношения

 

 

 

 

Положительное отношение

32.5

49.2

К учителю

 

 

 

 

Доминирование

43.5

49.2

Лидерство

 

 

 

 

Общительность в

71.7

82.2

Группе детей

 

 

 

 

Социальная адекватность

52.5

67.0

Поведения

 

 

 

 

 

Приложение 5

Карта наблюдений Д. Стотта

Инструкция учителю: зачеркните цифру, кодирующую единицу поведения, в том случае, если она характерна, типична, по вашему мнению, для данного учащегося.

В карте выделен набор из 162 единиц поведения, которым учитель (опираясь на личные наблюдения) дает оценку. Единицы поведения сгруппированы в 11 симптомокомплексов. Центральная вертикальная черта отделяет более тяжелые нарушения (справа) от менее тяжелых (слева). При подсчете симптом, находящийся слева от вертикальной черты, оценивается одним баллом, справа-двумя. Далее подсчитывается сумма баллов. Критической точкой отсчета, свидетельствующей о серьезном нарушении адаптации, является сумма 25 баллов и выше.

В ходе констатирующего эксперимента была проведена комплексная диагностика выбранных параметров при помощи указанных методов, которая позволила определить актуальное состояние и характер межличностных отношений

1. нд-недоверие к новым людям, вещам, ситуациям.

1.Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

2.Плачет, когда ему делают замечания.

3.Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом просят.

4.Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время, как другие спокойно на это смотрят).

5.Слишком тревожен, чтобы быть послушным.

6.Лжет из боязни.

7.Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

8.Никогда не приносит учителю цветов или других подарков, хотя его товарищи часто это делают.

9.Никогда не приносит и не показывает учителю найденных им вещей или каких-нибудь моделей, хотя его товарищи часто это делают.

10.Имеет только одного хорошего друга и, как правило, игнорирует остальных в классе.

11.Здоровается с учителем только тогда, когда тот обратит на него внимание. Хочет быть замеченным.

12.Не подходит к учителю по собственной инициативе.

13.Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (например, о помощи).

14.Легко становится «нервным», плачет, краснеет, если ему задают вопрос.

15.Легко устраняется от активного участия в игре.

16.Говорит не выразительно, бормочет, особенно тогда, когда с ним здороваются.

2.д-депрессия.

1.Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

2.В зависимости от самочувствия либо просит о помощи в выполнении школьных заданий, либо нет.

3.Ведет себя очень по разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно.

4.В играх иногда активен, иногда апатичен.

5.В свободное время иногда проявляет полное отсутствие интереса к чему бы то ни было.

6.Выполняя ручную работу, иногда очень старателен, иногда нет.

7.Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.

8.Рассерженый, «впадает в бешенство».

9.Может работать в одиночестве, но быстро устает.

10.Для ручной работы не хватает физических сил.

11.Вял, безынициативен (в классе).

12.Апатичен, пассивен, невнимателен.

13.Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.

14.Движения замедлены.

15.Слишком апатичен, чтобы из-за чего-нибудь расстраиваться (и, следовательно, ни к кому не обращается за помощью).

16.Взгляд «тупой» и равнодушный.

17.Всегда ленив и апатичен в играх.

18.Часто мечтает наяву.

19.Говорит не выразительно, бормочет.

20.Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.

3 .у-уход в себя.

1.Абсолютно никогда ни с кем не здоровается.

2.Не реагирует на приветствия.

3.Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.

4.Избегает разговоров («замкнут в себе»).

5.Мечтает и занимается чем-то иным вместо школьных занятий (живет в другом мире).

6.Совершенно не проявляет интереса к ручной работе.

7.Не проявляет интереса к коллективным играм.

8.Избегает других людей.

9.Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.

10.Совершенно изолируется от других детей (к нему невозможно приблизиться).

11.Производит такое впечатление, как будто совершенно не замечает других людей.

12.В разговоре беспокоен, сбивается с темы разговора.

13.Ведет себя подобно «настороженному животному».

4. тв-тревожность по отношению к взрослым.

1.Очень охотно выполняет свои обязанности.

2.Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

3.Слишком разговорчив (докучает своей болтовней).

4.Очень охотно приносит цветы и другие подарки учителю.

5.Очень часто приносит и показывает учителю найденные им предметы, рисунки, модели и т. п.

6.Чрезмерно дружелюбен по отношению к учителю.

7.Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

8. «Подлизывается», старается понравиться учителю.

9.Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

10.Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны учителя.

11.Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.

12.Пытается «монополизировать» учителя (занимать его исключительно собственной особой).

13.Рассказывает фантастические, вымышленные истории.

14.Пытается заинтересовать взрослых своей особой, но не прилагает со своей стороны никаких стараний в этом направлении.

Информация о работе Межличностные отношения детей с задержкой психического развития