Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 16:09, реферат
Данный вопрос является актуальным как для общества в целом, так и для меня, так как межличностные отношения играют важную роль в нашей жизни. Ежедневно мы взаимодействуем с сотнями людей. С учетом того, что большую часть времени мы проводим на учёбе или работе, важность межличностных отношений для многих из нас стоит на первом месте.
Зная особенности межличностных отношений в коллективе можно избежать трудности коммуникационного плана.
Межличностные отношения в коллективе
Данный вопрос является актуальным как для общества в целом, так и для меня, так как межличностные отношения играют важную роль в нашей жизни. Ежедневно мы взаимодействуем с сотнями людей. С учетом того, что большую часть времени мы проводим на учёбе или работе, важность межличностных отношений для многих из нас стоит на первом месте.
Зная особенности межличностных отношений в коллективе можно избежать трудности коммуникационного плана.
Структура любого коллектива содержит в себе два основных вида – первичный и вторичный. Если рассматривать эту структуру в рамках одной организации, то первичной будет являться группа всех сотрудников, которые работают в компании. Вторичная же группа имеет более узкое значение. Это могут быть коллеги, работающие в одном отделе и имеющие общую цель и направленность в труде. Межличностные отношения в первичном коллективе обычно носят общий характер. В такой группе людей общение проходит на обычном деловом, бытовом и эмоциональном уровне. В первичном коллективе близкий контакт и взаимодействие людей друг с другом не обязательны. Вторичный же коллектив, как правило, состоит из малых групп людей, более тесно и эмоционально связанных друг с другом. Поэтому анализ межличностных отношений в коллективе следует проводить именно на примере таких вторичных групп.
Трудовой коллектив содержит в себе целую систему отношений, главная задача которых – добиться общих целей стоящих перед организацией. Помимо формальной группы лиц в коллективе всегда существует неформальная группа. Она возникает в процессе взаимодействия между коллегами, и не подчиняется администрации и руководству организации. Также неформальная группа основана на взаимной симпатии и антипатии между коллегами, и в ней всегда имеются лидеры и аутсайдеры. И поскольку одни члены группы имеют свойства подавлять других, то конфликты в трудовых коллективах неизбежны.
Основной проблемой межличностных взаимоотношений в коллективе является возникновение конфликтов. Конфликты в коллективе начинаются с разногласий между членами формальной группы. Конфликт как социальное явление делится на 4 вида:
Внутриличностный. Самый частый пример такого конфликта заключается в ситуации, когда к человеку предъявляются противоречивые требования относительно его труда.
Межличностный. Самый часто встречающийся тип конфликта. Как пример, проявляется в борьбе руководства или коллег за использование того или иного оборудования, или в определении кандидатуры на интересующий вид деятельности. Возникают такие конфликты за счет разницы в характерах, взглядов и ценностей между членами коллектива.
Конфликт между личностью и группой. Здесь вопрос в большей степени касается неформальных групп и норм поведения в них существующих. Чтобы быть признанным в коллективе, нужно четко соблюдать эти правила. Любое мнение, идущее в разрез с мнением группы, может привести к такому типу конфликта.
Межгрупповой конфликт. Касается, прежде всего, разногласий между формальными и неформальными группами коллектива. Наиболее часто это относится к борьбе между отделами компании за финансовые или трудовые блага.
Из проблем межличностных отношений в коллективе существуют и различные пути выхода. Наиболее эффективными являются:
Для того чтобы не возникало конфликтов, в коллективе должен быть благоприятный социально-психологический климат. Для создания благоприятного социально-психологического климата я считаю необходимым:
Предложенные мероприятия помогут предупредить и минимизировать масштабы конфликтных ситуаций, удовлетворить работников трудом и коллективом, а так же повысить производительность труда и, в общем, улучшить деятельность любой организации.