Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:05, реферат
Личность в группе, коллективе вступает в отношения, которые могут быть деловыми и личными, и эти отношения составляют систему межличностных отношений.
Межличностные отношения - это система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.
Введение
1. Сущность межличностных отношений
Структура межличностных отношений
3. Разновидности межличностных отношений
Заключение
Литература
Содержание:
Введение
1. Сущность межличностных отношений
3. Разновидности межличностных отношений
Заключение
Литература
Личность в группе, коллективе вступает
в отношения, которые могут быть деловыми
и личными, и эти отношения составляют
систему межличностных отношений.
Межличностные отношения - это система
установок, ожиданий, стереотипов, ориентации,
через которые люди воспринимают и оценивают
друг друга.
Межличностные отношения - субъективно
переживаемые взаимосвязи между людьми,
проявляющиеся в характере и способах
взаимных влияний, оказываемых людьми
друг на друга в процессе совместной деятельности
и общения.
Для структурирования многочисленных
результатов исследований по межличностному
взаимодействию используется системный
подход, элементами которого являются
субъект, объект и процесс межличностного
взаимодействия.
В содержательном плане рассматриваются
три основные задачи межличностного взаимодействия:
межличностное восприятие и понимание
человека, формирование межличностных
отношений и оказание психологического
воздействия.
Эффективность восприятия связана с социально-психологической
наблюдательностью - свойством личности,
позволяющем ей улавливать в поведении
человека малозаметные, но существенные
для его понимания особенности.
Особенности воспринимающего зависят
от пола, возраста, национальности, темперамента,
состояния здоровья, установок, опыта
общения, профессиональных и личностных
особенностей и др. Женщины, по сравнению
с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные
состояния и межличностные отношения
людей. С возрастом легче дифференцируются
эмоциональные состояния. Человек воспринимает
окружающий его мир через призму своего
национального образа жизни. Успешнее
определяют различные психические состояния
и межличностные отношения те люди, которые
имеют более высокий уровень социального
интеллекта.
Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека. При восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому относятся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические характеристики. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее. Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т.д. при восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны. Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются : механизм первичности, или новизны; механизм проекции; механизм стереотипизации; механизм этноцентризма. Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов межличностного познания. В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта. К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.
1. Сущность межличностных отношений
Межличностные отношения - это система
установок, ожиданий, стереотипов, ориентации,
через которые люди воспринимают и оценивают
друг друга. Это субъективно переживаемые
взаимосвязи между людьми, проявляющиеся
в характере и способах взаимных влияний,
оказываемых людьми друг на друга в процессе
совместной деятельности и общения.
Межличностные отношения - это устойчивые
на некотором промежутке времени характеристики
общения, сложившиеся в общении двух или
более людей. Их сущность - связь между
людьми. В отношениях связь создается,
фиксируется, кристаллизуется, преобразуется,
рвется, восстанавливается... В устойчивые
отношения переходит то, что было первоначально
найдено как схемы взаимодействия, а затем
превращено в часто повторяющийся сценарий.
Примеры отношений: вражда, соревнование,
любовь, дружба, приятельские, или деловые
отношения... Основные признаки отношений
- специфическое качество (по которому
их и различают) и устойчивость. Сложившиеся
отношения, такие как "жертва - агрессор",
"ухажер - разборчивая барышня", "придирчивый
начальник - медлительный подчиненный"
и т.п. продолжаются неопределенно долго,
пока участники не придут к необходимости
их смены.
Межличностная коммуникация есть совокупность
процессов обмена информацией между партнерами
по общению: ее перемещение, преобразование
и использование. Принято выделять такие
этапы (операции) в коммуникативной цепи:
замысел - то, что намерен сообщить один
человек другому; кодирование - воплощение
замысла в некоторые знаковые средства
(слова, предложения, стиль и пр.) в виде
текста, которое может быть не всегда удачным;
передача - выбор "каналов связи"
(речь, письмо, жесты, интонации :), их эффективное
использование; раскодирование, расшифровка
- понимание значения текста, всего сообщения;
обратная связь - сообщение о том, как было
понято сообщение.
В психологической и социально-психологической
литературе высказываются различные точки
зрения на вопрос о том, где "расположены"
межличностные отношения, прежде всего
относительно системы общественных отношений.
Иногда их рассматривают в одном ряду
с общественными отношениями, в основании
их, или, напротив, на самом верхнем уровне,
в других случаях - как отражение в сознании
общественных отношений и т.д. Нам представляется
(и это подтверждается многочисленными
исследованиями), что природа межличностных
отношений может быть правильно понята,
если их не ставить в один ряд с общественными
отношениями, а увидеть в них особый ряд
отношений, возникающий внутри каждого
вида общественных отношений, не вне их
(будь то "ниже", "выше", "сбоку"
или как-либо еще). Схематически это можно
представить как сечение особой плоскостью
системы общественных отношений: то, что
обнаруживается в этом "сечении"
экономических, социальных, политических
и иных разновидностей общественных отношений,
и есть межличностные отношения
При таком понимании становится ясным,
почему межличностные отношения как бы
"опосредствуют" воздействие на личность
более широкого социального целого. В
конечном счете межличностные отношения
обусловлены объективными общественными
отношениями, но именно в конечном счете.
Практически оба ряда отношений даны вместе,
и недооценка
2.Структура межличностных отношений
- Целые группы формируют
тип межличностных отношений
и определяют степень
Каждый из перечисленных
типов отношений и
- Сходство-различие или подобие-контраст между людьми выступает в качестве одного из важнейших факторов, определяющих развитие отношений, совместимость и срабатываемость человека с человеком.
Первый уровень сходства-
- Для взаимодействующих
небезразлично не только их
сходство или различие по
- Качества личности имеют иерархию по степени значимости их для того или иного типа взаимоотношений и в зависимости от индивидуальных особенностей людей, вступающих в контакт. Иерархия значимости может быть объективной и субъективной. Объективный пример: важность для оптимальных супружеских отношений, таких качеств личности, как доминантность, общительность, доверчивость, самостоятельность. Субъективная значимость выражается в том, что один ценит в себе и других - общительность, а другие - замкнутость. У зрелой личности объективное и субъективное часто совпадает.
- Возрастные особенности
людей, межвозрастная
- Половые различия
и особенности взаимодействия
в однополых и разнополых
- Время возникновения
связей, длительность их сохранения
меняют значение всех
Выделение в структуре взаимодействия, общения людей трех составляющих и взаимодействующих компонентов: Коломинский Я.Л.: поведенческий, аффективный, когнитивный; Бодалев А.А.: практический, когнитивный, гностический; Лолиев Б.Ф.: регулятивно-аффективный, информационный.
Причем, если когнитивная взаимосвязь может не сопровождаться поведенческим взаимодействием, то эмоциональная взаимная зависимость - атрибут любой связи (отношений) людей. Поведенческий компонент включает результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомиму, локомоцию, речь - все то, в чем проявляется личность человека и может наблюдаться другими людьми. Эмоциональный компонент включает все то, что связано с состояниями и может быть зафиксировано на уровнях физиологической регистрации и субъективных отчетов. Это положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний, эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, ... Когнитивный компонент включает все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя. Это - ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение.
“Общение” - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуется, проявляется и формируется межличностное взаимоотношение”.
Межличностное отношение - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию, сопровождающимся эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным, отрицательным. Межличностные отношения охватывают широкий диапазон явлений, но все они могут быть классифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: 1) восприятие и понимание людьми друг друга; 2) межличностная привлекательность(притяжение, симпатия); 3) взаимовлияние и поведение (в частности, ролевое). Главным регулятором межличностных отношений является межличностная привлекательность, которая может возникнуть даже при зрительном контакте до обмена информацией и переходит (если не исчезает) после реального непосредственного и достаточно длительного общения.
3.Разновидности межличностных отношений.
Межличностные отношения - это отношения между двумя и более отдельными индивидами.
Типы межличностных взаимодействий:
- между двумя индивидами (муж и жена, учитель и ученик, два товарища)
- между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)
- между четырьмя и более людьми (певец и его слушатели)
- между многими и многими
людьми (между членами
Формальные межличностные
- переговоры о приеме на работу;
- беседа директора с родителями ученика
- отношения между должностными лицами в служебное время
- назначение деловой встречи по телефону
Неформальные межличностные отношения:
- вечеринка друзей;
- поездка с приятелями на пикник;
- туристический поход;
- знакомство с соседом
- беседа с приятелем по
Межличностные отношения можно охарактеризовать как взаимодействие, взаимопонимание и взаимовосприятие людей.
Межличностные отношения возможны как среди больших групп людей (нации, классы, сословия), так и среди малых групп людей (семья, коллектив, группа).
Отношения бывают деловые (официальные) и личные (приятельство, товарищество, дружба, любовь). В межличностных отношениях иногда возникают конфликты.
Конфликт — столкновение противоположных целей, интересов, серьезное разногласие, спор. Чтобы разрешить конфликт, необходимо определить мотив, его вызвавший. От выбора дальнейшей стратегии и способов действия зависит итог конфликта. Его положительное разрешение — консенсус.
Консенсус — согласие, взаимное соглашение по какому-либо вопросу.
В процессе межличностных отношений люди не просто общаются, они не просто действуют сообща или рядом друг с другом, они оказывают влияние друг на друга, формируют определенный стиль отношений. Стремясь подражать хорошему, избегать плохого, сравнивая себя с окружающими, человек «строит себя и свои отношения с окружающим миром».