Межличностные отношения.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:05, реферат

Описание работы

Личность в группе, коллективе вступает в отношения, которые могут быть деловыми и личными, и эти отношения составляют систему межличностных отношений.
Межличностные отношения - это система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.

Содержание работы

Введение
1. Сущность межличностных отношений
Структура межличностных отношений
3. Разновидности межличностных отношений
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

реферат психология.doc

— 62.50 Кб (Скачать файл)

                                                  Содержание:

 

Введение

1. Сущность межличностных отношений

  1. Структура межличностных отношений

3. Разновидности межличностных отношений

Заключение

Литература

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Введение 
 
Личность в группе, коллективе вступает в отношения, которые могут быть деловыми и личными, и эти отношения составляют систему межличностных отношений. 
Межличностные отношения - это система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга.  
Межличностные отношения - субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. 
Для структурирования многочисленных результатов исследований по межличностному взаимодействию используется системный подход, элементами которого являются субъект, объект и процесс межличностного взаимодействия. 
В содержательном плане рассматриваются три основные задачи межличностного взаимодействия: межличностное восприятие и понимание человека, формирование межличностных отношений и оказание психологического воздействия. 
Эффективность восприятия связана с социально-психологической наблюдательностью - свойством личности, позволяющем ей улавливать в поведении человека малозаметные, но существенные для его понимания особенности. 
Особенности воспринимающего зависят от пола, возраста, национальности, темперамента, состояния здоровья, установок, опыта общения, профессиональных и личностных особенностей и др. Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее идентифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения людей. С возрастом легче дифференцируются эмоциональные состояния. Человек воспринимает окружающий его мир через призму своего национального образа жизни. Успешнее определяют различные психические состояния и межличностные отношения те люди, которые имеют более высокий уровень социального интеллекта.

Объектом познания является как физический, так и социальный облик человека. При восприятии фиксируется первоначально физический облик, к которому  относятся анатомические, физиологические, функциональные и паралингвистические  характеристики. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешанные и слабовыраженные психические состояния распознаются гораздо труднее. Социальный облик предполагает социальное оформление внешности, речевые, экстралингвистические, проксемические и деятельностные характеристики. Социальное оформление внешности включает одежду человека, его обувь, украшения и другие аксессуары. Проксемические особенности общения относятся к расстоянию между общающимися и их взаимному расположению. Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту и т.д. при восприятии человека социальные особенности, по сравнению с физическим обликом, наиболее информативны. Процесс познания человека включает механизмы, искажающие представления о воспринимаемом, механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происходит восприятие. Механизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого, ограничивают возможность объективного познания людей. Наиболее значимыми из них являются : механизм первичности, или новизны; механизм проекции; механизм стереотипизации; механизм этноцентризма. Для восприятия человека и его понимания субъект неосознанно выбирает различные механизмы межличностного познания. Основным является механизм интерпретации (соотнесения) личностного опыта познания людей вообще с восприятием данного человека. Механизм идентификации в межличностном познании представляет отождествление себя с другим человеком. Субъект также использует механизм каузальной атрибуции (приписывание воспринимаемому определенных мотивов и причин, объясняющих его поступки и другие особенности). Механизм рефлексии другого человека в межличностном познании включает осознание субъектом того, как он воспринимается объектом. При межличностном восприятии и понимании объекта существует достаточно строгий порядок функционирования механизмов  межличностного познания. В ходе межличностного познания субъект учитывает поступающую к нему по различным сенсорным каналам информацию, свидетельствующую об изменении состояния партнера по общению. Обратная связь от объекта восприятия выполняет для субъекта осведомительную и корригирующую функцию в процессе восприятия объекта. К условиям восприятия человека человеком относятся ситуации, время и место общения. Сокращение времени при восприятии объекта снижает возможность  воспринимающего получить достаточную информацию о нем. При длительном и тесном контакте у оценивающих начинают проявляться снисходительность и фаворитизм.

                      1. Сущность межличностных отношений

 
Межличностные отношения - это система установок, ожиданий, стереотипов, ориентации, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.  
Межличностные отношения - это устойчивые на некотором промежутке времени характеристики общения, сложившиеся в общении двух или более людей. Их сущность - связь между людьми. В отношениях связь создается, фиксируется, кристаллизуется, преобразуется, рвется, восстанавливается... В устойчивые отношения переходит то, что было первоначально найдено как схемы взаимодействия, а затем превращено в часто повторяющийся сценарий. Примеры отношений: вражда, соревнование, любовь, дружба, приятельские, или деловые отношения... Основные признаки отношений - специфическое качество (по которому их и различают) и устойчивость. Сложившиеся отношения, такие как "жертва - агрессор", "ухажер - разборчивая барышня", "придирчивый начальник - медлительный подчиненный" и т.п. продолжаются неопределенно долго, пока участники не придут к необходимости их смены.  
Межличностная коммуникация есть совокупность процессов обмена информацией между партнерами по общению: ее перемещение, преобразование и использование. Принято выделять такие этапы (операции) в коммуникативной цепи: замысел - то, что намерен сообщить один человек другому; кодирование - воплощение замысла в некоторые знаковые средства (слова, предложения, стиль и пр.) в виде текста, которое может быть не всегда удачным; передача - выбор "каналов связи" (речь, письмо, жесты, интонации :), их эффективное использование; раскодирование, расшифровка - понимание значения текста, всего сообщения; обратная связь - сообщение о том, как было понято сообщение.  
В психологической и социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где "расположены" межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Иногда их рассматривают в одном ряду с общественными отношениями, в основании их, или, напротив, на самом верхнем уровне, в других случаях - как отражение в сознании общественных отношений и т.д. Нам представляется (и это подтверждается многочисленными исследованиями), что природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их (будь то "ниже", "выше", "сбоку" или как-либо еще). Схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом "сечении" экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения 
При таком понимании становится ясным, почему межличностные отношения как бы "опосредствуют" воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями, но именно в конечном счете. Практически оба ряда отношений даны вместе, и недооценка

                       2.Структура межличностных отношений

- Целые группы формируют  тип межличностных отношений  и определяют степень взаимосвязанности  между индивидуумами. Условные типы отношений могут быть следующими: а) приятельские (знакомства, определяемые степенью межличностной привлекательностью, не обязывающие к устойчивому сохранению связей); б) товарищеские (отношения, возникающие в официальной организации, имеющие деловую направленность, достаточно формализованные, определяемые социальной деятельностью людей); в) дружеские (отношения, дифференцируемые на эмоциональные (исповедальные) и инструментальные (действенные); г) супружеские, включающие все многообразие взаимодействий.

Каждый из перечисленных  типов отношений и взаимосвязанности  имеет свои закономерности возникновения  и формирования. Но есть общие, что  способствует сохранению связей между людьми и их удовлетворенности друг другом: а) сходство мнений, оценок и “Я-концепций”; б) адекватность восприятия партнерами положительных и отрицательных черт, “Я-концепций” друг друга.

- Сходство-различие или  подобие-контраст между людьми выступает в качестве одного из важнейших факторов, определяющих развитие отношений, совместимость и срабатываемость человека с человеком.

Первый уровень сходства-различия людей есть соотношение их индивидуальных (природных) и личностных параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов , социальной деятельности). Второй уровень сходства-различия людей есть ситуативное, функциональное соотношение мнений, оценок, отношение к себе, партнеру, предметному миру. Второй уровень отражает особенности соотношения первого уровня. Существует два этапа второго уровня: первичный (или исходный) - данное до взаимодействия соотношение мнений, оценок; вторичный (или результативный) - соотношение мнений, оценок как следствие взаимодействия между людьми.

- Для взаимодействующих  небезразлично не только их  сходство или различие по каким-либо  функциональных характеристикам,  но и уровень этих характеристик,  по которым обнаруживается подобие.  Например, сходство партнеров по  доминантности, имеет разное значение в зависимости от того, одинаково ли высокая она или низкая. При одинаково значительной доминантности партнеров, особенно если она совпадает в различных ситуациях взаимодействия, нельзя ожидать оптимальную совместимость людей, устойчивость их отношений.

- Качества личности имеют иерархию по степени значимости их для того или иного типа взаимоотношений и в зависимости от индивидуальных особенностей людей, вступающих в контакт. Иерархия значимости может быть объективной и субъективной. Объективный пример: важность для оптимальных супружеских отношений, таких качеств личности, как доминантность, общительность, доверчивость, самостоятельность. Субъективная значимость выражается в том, что один ценит в себе и других - общительность, а другие - замкнутость. У зрелой личности объективное и субъективное часто совпадает.

- Возрастные особенности  людей, межвозрастная приемлемость  отношений и их специфика - важный фактор в регуляции  межличностных отношений, совместимости  и срабатываемости людей. Фактор  возраста наиболее очевидно проявляется при возникновении отношений и может сказываться периодически, особенно в практической ситуации. Определенно важным является диапазон возрастных различий, допускающий возникновение, устойчивость и сохранность определенного типа отношений.

- Половые различия  и особенности взаимодействия  в однополых и разнополых парах,  группах. Можно обнаружить много  форм отношений, которые не  укладываются в рамки однополых  и супружеских связей: отношения  родителей - ребенка, разнополых  приятелей, товарищеские, дружеские, любовные отношения.

- Время возникновения  связей, длительность их сохранения  меняют значение всех остальных  факторов, определяющих межличностные  отношения. Пример: дружеские и  супружеские отношения сохраняются  долго.

Выделение в структуре взаимодействия, общения людей трех составляющих и взаимодействующих компонентов: Коломинский Я.Л.: поведенческий, аффективный, когнитивный; Бодалев А.А.: практический, когнитивный, гностический; Лолиев Б.Ф.: регулятивно-аффективный, информационный.

Причем, если когнитивная взаимосвязь может не сопровождаться поведенческим взаимодействием, то эмоциональная взаимная зависимость - атрибут любой связи (отношений) людей. Поведенческий компонент включает результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомиму, локомоцию, речь - все то, в чем проявляется личность человека и может наблюдаться другими людьми. Эмоциональный компонент включает все то, что связано с состояниями и может быть зафиксировано на уровнях физиологической регистрации и субъективных отчетов. Это положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний, эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, ... Когнитивный компонент включает все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя. Это - ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение.

“Общение” - это информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуется, проявляется  и формируется межличностное  взаимоотношение”.

Межличностное отношение - это взаимная готовность субъектов к определенному типу взаимодействия. Готовность к взаимодействию, сопровождающимся эмоциональным переживанием: положительным, индифферентным, отрицательным. Межличностные отношения охватывают широкий диапазон явлений, но все они могут быть классифицированы с учетом трех компонентов взаимодействия: 1) восприятие и понимание людьми друг друга; 2) межличностная привлекательность(притяжение, симпатия); 3) взаимовлияние и поведение (в частности, ролевое). Главным регулятором межличностных отношений является межличностная привлекательность, которая может возникнуть даже при зрительном контакте до обмена информацией и переходит (если не исчезает) после реального непосредственного и достаточно длительного общения.  

3.Разновидности межличностных отношений.

 

 

            Межличностные отношения - это отношения между двумя и более отдельными индивидами.           

 Типы межличностных взаимодействий:

- между двумя индивидами (муж  и жена, учитель и ученик, два  товарища)

- между тремя индивидами (отец, мать, ребенок)

- между четырьмя и более людьми (певец и его слушатели)

- между многими и многими  людьми (между членами неорганизованной  толпы)           

 Формальные межличностные отношения:

- переговоры о приеме на работу;

- беседа директора с родителями ученика

- отношения между должностными  лицами в служебное время

- назначение деловой встречи  по телефону           

 Неформальные межличностные отношения:

- вечеринка друзей;

- поездка с приятелями на  пикник;

- туристический поход;

- знакомство с соседом

- беседа с приятелем по телефону.

Межличностные отношения можно охарактеризовать как взаимодействие, взаимопонимание и взаимовосприятие людей.

Межличностные отношения возможны как среди больших групп людей (нации, классы, сословия), так и среди малых групп людей (семья, коллектив, группа).

Отношения бывают деловые (официальные) и личные (приятельство, товарищество, дружба, любовь). В межличностных отношениях иногда возникают конфликты.

Конфликт — столкновение противоположных целей, интересов, серьезное разногласие, спор. Чтобы разрешить конфликт, необходимо определить мотив, его вызвавший. От выбора дальнейшей стратегии и способов действия зависит итог конфликта. Его положительное разрешение — консенсус.

Консенсус — согласие, взаимное соглашение по какому-либо вопросу.

                                             

 

 

 

 

                                          Заключение

В процессе межличностных  отношений люди не просто общаются, они не просто действуют сообща или  рядом друг с другом, они оказывают влияние друг на друга, формируют определенный стиль отношений. Стремясь подражать хорошему, избегать плохого, сравнивая себя с окружающими, человек «строит себя и свои отношения с окружающим миром».

                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Литература

Информация о работе Межличностные отношения.