Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:11, контрольная работа
С позиций концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений А.В. Петровского [16], межличностные отношения в любой достаточно развитой группе опосредствованы содержанием и ценностями деятельности, при этом, осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных отношений. Характер и направленность этих изменений зависят, в конечном счете, от конкретного содержания деятельности и ее ценностей, которые черпаются из более широкой социальной общности.
Люди имеют
сильнейшую потребность в
В психологии
различные общности людей обозначают
понятием социальной группы. При этом
относительно небольшое число
В многочисленных работах,
посвященных исследованию групп
и коллективов, групповой динамики
и т.д., показано влияние организации
совместной деятельности и уровня развития
группы на становление межличностных
отношений, на становление сплоченности,
ценностно-ориентационного
Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов при совместном решении определенных задач (экономических, производственных, научных и т.д.), важнейшим условием которого являются межличностные отношения. Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [7]. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и лежит в основе формирования климата социально-психологического в коллективе [18, с. 378].
С позиций концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений А.В. Петровского [16], межличностные отношения в любой достаточно развитой группе опосредствованы содержанием и ценностями деятельности, при этом, осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных отношений. Характер и направленность этих изменений зависят, в конечном счете, от конкретного содержания деятельности и ее ценностей, которые черпаются из более широкой социальной общности.
Студент так же формируется в коллективе. «...Развитие индивида,- как доказали К. Маркс и Ф. Энгельс,- обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении».
В исследованиях Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, А. А. Реан, В. И. Слободчикова, В. А. Сластенина, Е. И. Степановой и ряда других исследователей накоплен значительный эмпирический и теоретический материал, позволяющий говорить о том, что межличностные отношения студентов обуславливается, во-первых, возрастными особенностями данной социальной группы, во-вторых, особенностями присущей ей деятельности.
Профессиональная подготовка в вузе проходит на основе вовлечения будущего специалиста в такие виды деятельности как учебная, научно-исследовательская и общественная деятельность.
Учебная деятельность выступает основным
видом деятельности студента, занимающим
наибольший объем времени во всем
процессе подготовки будущих специалистов.
Научно-исследовательская
В период обучения в вузе студенты проявляют себя также в эстетической и досуговой видах деятельности, которые в случае их положительной направленности оказывают позитивное влияние на личностно-профессиональное развитие молодых людей, позволяют существенно обогатить содержание их межличностного взаимодействия.
Психология студенческого коллектива включает как общую атмосферу его жизни и деятельности, так и взаимоотношения, общественное мнение, коллективное настроение, традиции и т. д. Студенческий коллектив характеризуется социальной направленностю на овладение профессией, общностью социально обусловленных потребностей, интересов, целей и задач, перспектив и обязательств, предусматривающих достижение высоких результатов в учебной и другой деятельности, наличием общих дел, в которых принимают участие все члены группы, отношением коллектива к избранной профессии как к призванию, определенным уровнем сплоченности.
Групповая сплоченность, По Л. Фестингеру, есть «результирующая всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней» (цит. по [11, С. 39]). По Д. Картрайту, групповая сплоченность определяется тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней (цит. по [11, С. 40]).
Исследования академика А. В. Петровского свидетельствуют, что сплоченность как ценностно - ориентационное единство показывает степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для дел группы в целом. Показателем (индексом) сплоченности служит частота совпадений оценок или позиций членов группы по отношению к объектам, существенно значимым для группы в целом( ).
Таким образом, знание психологических особенностей межличностных отношений в группе на современном этапе становится очень важным и необходимым явлением в психологии. Так как межличностные отношения – это обязательное условие нормального функционирования общности людей. Становление личности так же происходит в группе, которая находится на определенном этапе своего развития. Характер развития личности в значительной мере обусловлен уровнем развития группы, в которую личность включена и в которой она интегрирована.