Межличностные отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 17:11, контрольная работа

Описание работы

С позиций концепции деятельностного опосредствования межличностных отношений А.В. Петровского [16], межличностные отношения в любой достаточно развитой группе опосредствованы содержанием и ценностями деятельности, при этом, осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных отношений. Характер и направленность этих изменений зависят, в конечном счете, от конкретного содержания деятельности и ее ценностей, которые черпаются из более широкой социальной общности.

Файлы: 1 файл

новая курсовая.docx

— 17.34 Кб (Скачать файл)
    1. Понятия группы и межличностных отношений в психологии

Люди имеют  сильнейшую потребность в присоединенности: входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие позитивные переживания и результаты. Пожизненная зависимость людей друг от друга, будучи обусловлена биологически-социальными причинами, способствующие выживанию человека.

В психологии различные общности людей обозначают понятием социальной группы. При этом относительно небольшое число непосредственно  контактирующих индивидов, объединенных целями и задачами, обозначают понятием «малая группа» (11, С. 85). Г.М. Андреева (1)под  малой группой понимает группу, в  которой общественные отношения  выступают в форме непосредственных личных контактов. Группа - понятие более широкое, чем коллектив, А. С. Макаренко говорил, что коллектив - «это не просто собрание, не просто группа взаимодействующих индивидуумов... Коллектив – это целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношений товарища к товарищу - это не вопрос дружбы, не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости» (               ).

В многочисленных работах, посвященных исследованию групп  и коллективов, групповой динамики и т.д., показано влияние организации  совместной деятельности и уровня развития группы на становление межличностных  отношений, на становление сплоченности, ценностно-ориентационного единства членов коллектива [7].

Групповая деятельность складывается из взаимодействия индивидов  при совместном решении определенных задач (экономических, производственных, научных и т.д.), важнейшим условием которого являются межличностные отношения. Межличностные отношения – это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющегося в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [7]. Это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и пр. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Эти диспозиции опосредуются содержанием, целями, ценностями и организацией деятельности совместной и лежит в основе формирования климата социально-психологического в коллективе [18, с. 378].

С позиций концепции  деятельностного опосредствования межличностных отношений А.В. Петровского [16], межличностные отношения в любой достаточно развитой группе опосредствованы содержанием и ценностями деятельности, при этом, осуществляя свою цель в конкретном предмете деятельности, группа совершенствует свою структуру и преобразует систему межличностных отношений. Характер и направленность этих изменений зависят, в конечном счете, от конкретного содержания деятельности и ее ценностей, которые черпаются из более широкой социальной общности.

Студент так же формируется в коллективе. «...Развитие индивида,- как доказали К. Маркс и Ф. Энгельс,- обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении».

В исследованиях Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, А. А. Реан, В. И. Слободчикова, В. А. Сластенина, Е. И. Степановой и ряда других исследователей накоплен значительный эмпирический и теоретический материал, позволяющий говорить о том, что межличностные отношения студентов обуславливается, во-первых, возрастными особенностями данной социальной группы, во-вторых, особенностями присущей ей деятельности.

Профессиональная подготовка в  вузе проходит на основе вовлечения будущего специалиста в такие виды деятельности как учебная, научно-исследовательская  и общественная деятельность.

Учебная деятельность выступает основным видом деятельности студента, занимающим наибольший объем времени во всем процессе подготовки будущих специалистов. Научно-исследовательская деятельность исполняется в процессе участия  в работе различных научных сообществ  и объединений. Общественная работа позволяет значительно обогатить  социальный опыт студентов в сфере  построения межличностных взаимодействий, сформировать у них позитивные личностные черты.

В период обучения в вузе студенты проявляют себя также в эстетической и досуговой видах деятельности, которые в случае их положительной направленности оказывают позитивное влияние на личностно-профессиональное развитие молодых людей, позволяют существенно обогатить содержание их межличностного взаимодействия.

Психология  студенческого  коллектива включает как общую атмосферу  его жизни и деятельности, так  и взаимоотношения, общественное мнение, коллективное настроение, традиции и  т. д. Студенческий коллектив  характеризуется социальной направленностю на овладение профессией, общностью социально обусловленных потребностей, интересов, целей и задач, перспектив и обязательств, предусматривающих достижение высоких результатов в учебной и другой деятельности, наличием общих дел, в которых принимают участие все члены группы, отношением коллектива к избранной профессии как к призванию, определенным уровнем сплоченности.

Групповая сплоченность, По Л. Фестингеру, есть «результирующая всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удержать их в ней» (цит. по [11, С. 39]). По Д. Картрайту, групповая сплоченность определяется тем, в какой степени члены группы желают остаться в ней (цит. по [11, С. 40]).

Исследования академика  А. В. Петровского свидетельствуют, что сплоченность как ценностно - ориентационное единство показывает степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам (лицам, задачам, идеям, событиям), наиболее значимым для дел группы в целом. Показателем (индексом) сплоченности служит частота совпадений оценок или позиций членов группы по отношению к объектам, существенно значимым для группы в целом(              ).

Таким образом, знание психологических  особенностей межличностных отношений в группе на современном этапе становится очень важным и необходимым явлением в психологии. Так как межличностные отношения – это обязательное условие нормального функционирования общности людей. Становление личности так же происходит в группе, которая находится на определенном этапе своего развития. Характер развития личности в значительной мере обусловлен уровнем развития группы, в которую личность включена и в которой она интегрирована.


Информация о работе Межличностные отношения