Межличностный конфликт и пути его разрешения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 11:28, курсовая работа

Описание работы

В целом, феномен социально - психологического конфликта изучен достаточно полно. Тем не менее, существует насущная необходимость изучения возможностей возникновения межличностных конфликтов и поиска путей их разрешения.
Целью данной курсовой работы является анализ условий и особенностей возникновения и протекания межличностных конфликтов, поиск путей их разрешения.

Содержание работы

Введение
1. Понятие конфликта
2. Структура конфликта
3. Подходы к разрешению конфликта
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

кур соц 1.docx

— 46.69 Кб (Скачать файл)

Понятие “управление конфликтами” подразумевает процесс контролирования  конфликта самим участниками  или внешними силами (общественными  институтами, властью, предпринимателями, специальными знаниями и т.д.).

Под “урегулированием конфликта” понимается воздействие на конфликт, а также его частичное или  временное решение. В этом смысле урегулирование описывается как  результат организованного успешного  побуждения (или принуждения) одного из противников к тому или иному  типу действий, выгодному другой стороне  или посреднику.

“Завершение конфликта” обычно означает его любое прекращение, не обязательно предполагающее разрешения.

Однако главным является понятие “разрешение конфликта”, которое понимается как элиминация или минимизация проблем, разделяющих  стороны; обычно осуществляется через  поиск компромисса, достижение согласия и т.д. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 

Анализ теоретической  литературы по проблеме конфликта показывает, что конфликт с неизбежностью  сопровождает все сферы межличностного взаимодействия. Конфликт, оказывая дезорганизующее  влияние на совместную деятельность людей, может быть в то же время  обращен в продуктивное русло, обостряя возникшее противоречие и способствуя  выработке более осознанного  и целесообразного решения проблемы. Кроме того, разрешение индивидом  конфликтной ситуации обогащает  его жизненный опыт в сфере  межличностного взаимодействия.

Анализ литературы показал  необходимость и практическую значимость изучения специфики возникновения  и протекания конфликта, поиск путей  его разрешения. Причинами возникновения  конфликта могут являться нарушение  организационного взаимодействия, обусловленное  нечеткой постановкой задач работы, ошибки межличностного восприятия,

Îáùèå ðåêîìåíäàöèè ïî ðåøåíèþ  êîíôëèêòíîé ñèòóàöèè ìîãóò áûòü ñâåäåíû ê ñëåäóþùåìó.

1. Признать существование  конфликта, т.е. признать наличие  противоположных целей, методов  у оппонентов, определить самих  этих участников. Практически эти  вопросы не так просто решить, бывает достаточно сложно сознаться  и заявить вслух, что ты находишься  в состоянии конфликта с сотрудником  или клиентом по какому-то вопросу.  Иногда конфликт существует уже  давно, люди страдают, а открытого  признания его нет, каждый выбирает  свою форму поведения и воздействия  на другого, однако совместного  обсуждения и выхода из создавшейся  ситуации не происходит.

2. Определить возможность  переговоров. После признания  наличия конфликта и невозможности  его решить “с ходу” целесообразно  договориться о возможности проведения  переговоров и уточнить, каких  именно переговоров: с посредником  или без него и кто может  быть посредником, равно устраивающим  обе стороны.

3. Согласовать процедуру  переговоров. Определить, где, когда  и как начнутся переговоры, т.е.  оговорить сроки, место, процедуру  ведения переговоров, время начала  совместной деятельности.

4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.  Основная проблема состоит в  том, чтобы определить в совместно  используемых терминах, что является  предметом конфликта, а что  нет. Уже на этом этапе вырабатываются  совместные подходы к проблеме, выявляются позиции сторон, определяются  точки наибольшего разногласия  и точки возможного сближения  позиций.

5. Разработать варианты  решений. Стороны при совместной  работе предлагают несколько  вариантов решений с расчетом  затрат по каждому из них,  с учетом возможных последствий.

6. Принять согласованное  решение. После рассмотрения ряда  возможных вариантов, при взаимном  обсуждении и при условии, что  стороны приходят к соглашению, целесообразно это общее решение  представить в письменном виде: коммюнике, резолюции, договоре о сотрудничестве и т.д. В особо сложных или ответственных случаях письменные документы составляются после каждого этапа переговоров.

7. Реализовать принятое  решение на практике. Если процесс  совместных действий заканчивается  только принятием проработанного  и согласованного решения, а  дальше ничего не происходит  и не меняется, то такое положение  может явиться детонатором других, более сильных и продолжительных  конфликтов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Андреева Г. М. Социальная  психология. М.:Аспект Пресс, 2000.-376 с.

2.Анцупов А.Я., Шипилов  А.И. Конфликтология. - М.: Юнити, 2000. - 551 с.

3.Бодалев А.А. Личность  и общение. М.: Педагогика, 1983. - 272 с.

4.Ворожейкин И.Е., Кибанов  А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. - М.: Инфра-М, 2000. - 224 с.

5.Гришина Н.В. Психология  конфликта.-СПб.:Изд-во “Питер”, 2000. -464 с.

6.Джини Грехем Скотт  Конфликты. Пути их разрешения. Киев, Внешторгиздат, 1991. - 192 с.

7.Коломинский Я.Л. Психология  взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976. - 350 с.

8.Корнелиус Х., Фэйр Ш.  Выиграть может каждый. М.: Стрингер, 1992. - 116 с.

9.Кох И.А. Конфликты  и их регулирование. - Екатеринбург, 1997. - 48 с.

10.Леонов Н.И. Основы  конфликтологии. - Ижевск. Изд-во УдГУ., 2000. - 122 с.

11.Морозов А.В. Деловая  психология. СПб.: Союз, 2000. - 576 с.

12.Парыгин Б.Д. Основы  социально - психологической теории. - М.: Мысль, 1971. - 351 с.

13.Руденский Е.В. Социальная  психология. М.: Инфра - М., 1999. - 224 с.

14.Социально-психологический  климат коллектива. - М.: Наука, 1979.-176 с. 

 


Информация о работе Межличностный конфликт и пути его разрешения