Межпредметные связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 05:50, контрольная работа

Описание работы

Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Категории психических явлений………………………………………….5
1.1 Психические процессы………………………………………………..5
1.2 Психические состояния……………………………………………….7
1.3 Психические свойства………………………………………………...9
2. Межпредметные связи……………………………………………………10
2.1 Сущность и функции межпредметных связей……………………….10
2.2 Виды межпредметных связей…………………………………………11
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Категории психических явлений………………………………………….5
    1. Психические процессы………………………………………………..5
    2. Психические состояния……………………………………………….7
    3. Психические свойства………………………………………………...9

2. Межпредметные связи……………………………………………………10

    2.1 Сущность и функции межпредметных связей……………………….10

         2.2 Виды межпредметных связей…………………………………………11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта. Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.[1]

Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления  психики — психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической  регуляции деятельности. Психические  явления неразрывно взаимосвязаны между собой, но традиционно их подразделяют на три группы: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

В настоящее  время нет необходимости доказывать важность межпредметных связей в процессе преподавания. Они способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, так называемых межпредметных понятий, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на уроках какой-либо одной дисциплины (понятия о строении материи, различных процессах, видах энергии). Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга, и особенно проникновением математики и физики в другие отрасли знания. Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей. Необходимость связи между учебными предметами диктуется также дидактическими принципами обучения, воспитательными задачами школы, связью обучения с жизнью, подготовкой учащихся к практической деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Категории психических явлений
    1. Психические процессы

Психические процессы — это процессы деятельностного овладения миром. Выражая то или иное свойство вещей и явлений в слове («красный», «холодный»), мы тем самым элементарно обобщаем эти свойства.

 Ощущение — психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение — чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека базируется на ощущениях.

Ощущение является элементарным, но базовым психическим  процессом. Это не пассивный отпечаток  физических свойств действительности, а активный психический процесс взаимодействия человека с миром.

Восприятие  — непосредственное, чувственное  отражение предметов и явлений  в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков.

Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям. Важнейшей составной частью восприятия являются двигательные процессы (движение глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, воспроизводящее слышимый звук).

 

Мышление — психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.

Благодаря мышлению человек познает не только то, что  может быть непосредственно воспринято с помощью наших органов чувств, но и то, что скрыто от прямого  восприятия и может быть познано лишь в результате анализа, сравнения, обобщения. Основными формами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Понятие - мысль, в которой отражаются общие, существенные и отличительные (специфические) признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме — устной или письменной, вслух или про себя. Суждение — это отражение связей между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения бывают истинными или ложными. Умозаключение — вывод о тех или иных предметах, явлениях, процессах.

Воображение — образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти. Воображение позволяет человеку принимать решения при дефиците исходной информации, формировать высоковероятностные предположения в проблемных ситуациях. Воображение — способность человека реконструировать действительность, создавать образы от себя.

Воображение обеспечивает целостность и константность восприятия. Оно ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет реконструировать картины далекого прошлого.

Воображение бывает воссоздающее (создание образа по сцене, образцу) и творческое (самостоятельное создание образа).

Впечатления, которые  человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости  и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

Память можно  определить как способность к  получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. У человека есть три вида памяти: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая—с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. В жизни человека память выполняет функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. У разных людей они развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

    1. Психические состояния

Психические состояния  человека характеризуются целостностью, подвижностью и относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, крайним многообразием, полярностью. Они могут быть личностные и ситуативные, глубокие и поверхностные, кратковременные и затяжные, положительные и отрицательные. Но в них может преобладать какой–то тип процессов, придающий им особую окраску. На этом основании их делят на эмоциональные (волнение, переживание, тревога и др.), познавательные (интерес, внимательность), волевые (собранность, мобилизованность). Поступки человека, его деятельность зависят от его психического состояния.

Воздействие экстремальных условий деятельности может привести к возникновению у человека специфического состояния нервнопсихологической напряженности, называемого стрессом. Это такое эмоциональное напряжение, которое в той или иной степени ухудшает протекание жизнедеятельности, снижает работоспособность человека и его надежность в работе.

Выделяют следующие приемы управления эмоциональными состояниями и выхода из стресса:

  • понижение субъективной значимости события, переоценка значимости ситуации в сравнении с жизненно важными, общечеловеческими ценностями;
  • разрядка эмоциональной напряженности в движении, в физической нагрузке;
  • переключение внимания, концентрирование его не на значимости результата, а на анализе причин, технических деталях проблемы и такое прочие;
  • предварительная разработка запасных стратегий, путей отступления, учитывая тот факт, что повышение эмоциональной напряженности снижает интеллектуальный контроль за поведением;
  • по возможности, активизация чувства юмора;
  • овладение приемами аутогенной (от греч. autos — сам, genos — происхождение) тренировки, основанной на нервно-мышечной релаксации (от лат. relaxatio — уменьшение напряжения) и самовнушении;
  • использование систем специальной тренировки, в которой сами факторы неожиданности и внезапности становятся предметом обучения, например в компьютерных играх.

 

    1. Психические свойства

Характером  называют индивидуальное (свойственное данному человеку) сочетание устойчивых психических особенностей, черт, атрибутов, данных. Характер во многом определяет способ поведения человека в различных жизненных ситуациях и обстоятельствах.

Наиболее явная  классификация связана с разделением людей на слабых «бесхарактерных» и на решительных или, как говорят, людей «с сильным характером». Человек с сильным характером проявляет настойчивость и волю при решении своих проблем, он самостоятелен, независим, упорен. «Бесхарактерный» человек может обладать творческой и интеллектуальной одаренностью, однако не способен к реализации этих задатков в условиях трудностей реальной жизни. Его жизненное кредо — «плыть по течению», такие люди зависят от обстоятельств, но не создают их.

Темперамент определяется как часть черт свойств характера, связанных с относительно быстрыми реакциями на изменение ситуации. Другими словами, темперамент определяет динамические черты характера и психики человека.

На сегодняшний день в психологии выделяют 4 основных типа темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Сангвиник —  человек с сильной, уравновешенной психикой, легко реагирующий на изменения  ситуации, подвижный и в физическом, и в психическом плане, человек  нормально реагирующий на удачи  и неприятности. Поведение сангвиника отличает любознательность, открытость, интерес к разнообразным событиям внешнего миpa.

Меланхолик  — человек с легко ранимой  психикой, склонный глубоко и, возможно, не вполне адекватно переживать даже незначительные неудачи. Вяло реагируют на окружающий мир. Люди этого типа обладают скорее слабым типом нервной системы. Их поведение выглядит нерешительным, они склонны к бесконечным колебаниям и не способны к быстрому принятию решений.

Флегматик—тип человека, который и внешне, и  внутренне невозмутим и спокоен. Отсутствием взрывчатости своего внешнего поведения люди этого типа схожи с меланхоликами. Он обладает сильным типом нервной системы, что проявляется в наличии устойчивых и явно выраженных стремлений и желаний, в устойчивом, сбалансированном спокойном настроении. Люди этого типа мало подвержены воздействию внешних неприятностей, инертны и уравновешенны в поведении.

Холерик — тип  людей, обладающих неуравновешенным характером и сильной нервной системой. Внешне действия холерика отличаются быстротой, страстностью и целеустремленностью. Эти люди весьма эмоционально возбудимы. Поведению холерика свойственны черты преодоления, борьбы, при наличии внешнего сопротивления такой человек легко впадает в ярость, проявляет гнев, агрессию.[2]

 

  1. Межпредметные связи
    1. Сущность и функции межпредметных связей

Межпредметные связи - это педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.[3]

 

 

Функции межпредметных  связей делятся на:

- образовательные. Они нацелены на формирование целостной системы знаний ученика.

- воспитательные. Повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметных связей усиливает его воспитывающие функции.

- развивающие. Влияют на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся. Межпредметные связи рассматриваются как один из путей развивающего обучения, который ведет к формированию качественно новых образований в учебной деятельности школьников – межпредметных понятий и межпредметных умений.[4]

 

2.2 Виды межпредметных связей

Выделяют несколько  видов межпредметных связей:

1. Содержательно – информационные межпредметные связи:

  • фактические связи. Межпредметные связи на уровне фактов – это установление родства изучаемых в разных учебных предметах фактов, подтверждающих и раскрывающих общие идеи и теории. Познавательная деятельность при фактических связях опирается на процессы запоминания и актуализации фактического материала.
  • понятийные связи. Понятие – это форма человеческого мышления, с помощью которого познаются общие, существенные признаки предметов. Межпредметные понятийные связи – это расширение и углубление признаков предметных понятий и формирование общих для родственных предметов понятий.
  • теоретические связи. Теория – это система научных знаний, в которой отражена взаимосвязь фактов, понятий, законов, постулатов, следствий, практических положений, относящихся к определенной предметной области.

Информация о работе Межпредметные связи