Мимика при общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 14:12, реферат

Описание работы

Мимика — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека» (Л. М. Сухаребский, 1966). Следует заметить, что в этом определении делается акцент на отражательную функцию мимики, на ее соответствие состоянию психики. Физическое состояние организма, по-видимому, объединяется при этом с психическим, что вряд ли можно считать справедливым. К тому же важным элементом мимики является взор, зависящий от величины зрачка, цвета радужки, блеска роговицы, которые не управляются соматическими мышцами».

Файлы: 1 файл

Мимика при общении.docx

— 208.20 Кб (Скачать файл)

Мимика при общении

 

Ключевые  слова: мимика, эмоции, физиогномия, мимические картины, лицевая экспрессия

 

Мимика — выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека или «движения мускулатуры в координированных комплексах, отражающие разнообразные психические состояния человека» (Л. М. Сухаребский, 1966). Следует заметить, что в этом определении делается акцент на отражательную функцию мимики, на ее соответствие состоянию психики. Физическое состояние организма, по-видимому, объединяется при этом с психическим, что вряд ли можно считать справедливым. К тому же важным элементом мимики является взор, зависящий от величины зрачка, цвета радужки, блеска роговицы, которые не управляются соматическими мышцами». Помимо прочего, с патологической точки зрения, в определении слова «мимика» важно учесть соматические процессы, т. к. лицо по утверждению Гиппократа — это первый показатель состояния пациента, по которому можно судить о состоянии здоровья и выявить «целый ряд заболеваний внутренних органов, которое обусловливает появление вполне своеобразных мимов. (Воробьев В. П.). С художественной и театральной же точек зрения, мимика — это уменье или способность произвольно пользоваться такими движениями мышц, которое можно назвать «искусством выражать чувства и настроения, путем жестов, поз и различных выражений лица. К примеру, в термине начала XX в. из словаря иностранных слов вошедших в русский язык, под редакцией Павленкова, было примерное и неполное объединение сегодняшних определений мимики, которое было следующим:

«Движение мышц, соответствующее  работе мозга. Но это движение может  быть произведено искусственно, как  для достижения сходства с кем-либо (физиономисты), так и для большей  выразительности высказываемой  мысли (театральная мимика)» [6].

В целом, «как видно, наиболее точного определения мимики еще  не имеется».[2] Мимика относится к  выразительным движениям и является одним из звеньев в цепи различных  форм и способов общения между  людьми, так и между представителями  животного мира при биокоммуникации. При этом мимические, в том числе  и телесные, проявления принято называть эмоциональной экспрессией, которые  рассматриваются как главные  определяющие компоненты эмоций. В  обиходе же мимику называют «языком  чувств», лицевой экспрессией или  эксперессией, выражением эмоций или просто выразительностью.

Этимология

О происхождении термина  «мимика» ничего неизвестно. Однако, по утверждению И. А. Сикорского (1904), раньше сформировалось понятие «физиогномика», а «впоследствии установился и другой термин «мимика», «мимический», от слова μιμοζ = подражатель, актер. Таким образом, термин «мимический» имеет иное значение, чем термин «физиогномический», но эта разница не принималась в расчёт в словоупотреблении».[7]

 

 

Эмоциональное выражение  лица как предмет мимики

Мимика лица человека, с  точки зрения невербальной психологии, очень ценный источник информации. По ней мы можем определить, какие эмоции испытывает человек (гнев, страх, грусть, горе, отвращение, радость, удовлетворение, удивление, презрение), а также о силе их проявления. Но несмотря на выразительность лица человека, именно оно часто вводит нас в заблуждение. Тем не менее, выразительность, выражение или мимика лица и внутренние переживания человека очень тяжело отделить друг от друга, отчего его концепция включает в себя следующие компоненты:

  • обозначаемое (десигнат) — основная характеристика воспринимаемой личности;
  • обозначение — визуальная конфигурация, которая представляет эту характеристику;
  • средства — физические основы и проявления (кожа, мышцы, морщины, линии, пятна и др.);
  • интерпретация — индивидуальные особенности восприятия, с чем необходимо быть осторожным и внимательным, так как от рождения мы привыкаем к шаблонам и стереотипам поведения, где формальная улыбка или наоборот выражение грусти становятся частью повседневной жизни.

 

Историческая  справка

С давних пор человечество знакомо с физиогномикой. «Физиогномика  — это исследование устойчивых соматических конфигураций как отличительных  признаков сферы психического. Мимика — это исследование соматических движений как проявлений психической жизни. В физиогномике отсутствует принцип, обеспечивающий понятность отношения между телом и душой и способный служить нам в качестве методически надежного критерия. Что касается мимики, то здесь такой принцип присутствует. В отличие от физиогномики, мимика является областью интуиций, которые вполне можно обсуждать с научных позиций».[13] Первое правильное объяснение связи между стабильным выражением лица и повторными движениями мимической мускулатуры, сделал Леонардо да Винчи. Для своих исследований в области физиогномики, он выбирал людей старых, так как их морщины и изменения черт лица говорили о пережитых ими страданиях и чувствах.

 

Методологические  основы идентификации выражения  лица

Лицо является важнейшей  характеристикой физического облика человека. «Благодаря кортикальному  контролю человек может управлять  каждым отдельным мускулом своего лица. Корковое управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось  по отношению к мимике. Это определяется, как отмечает П. К. Анохин, ее приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении. Социальное подражание, как  одно из условий развития мимики, возможно именно за счет ее произвольной регуляции. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных  реакций адекватно ситуации. Общество может поощрять выражение одних  эмоций и порицать другие, может  создавать «язык» мимики, обогащающий  спонтанные выразительные движения. В связи с этим мы говорим об универсальных или специфических мимических знаках, оконвенциальных или спонтанных выражениях лица. Обычно мимику анализируют:

  • по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов;
  • на основе ее физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия — асимметрия, динамика, амплитуда);
  • в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений, выражения, принадлежащие определенной культуре, выражения принятые в социальной группе, индивидуальный стиль выражения);
  • в феноменологическом плане («топография мимического поля»): фрагментарный, дифференциальный и целостный анализ мимики;
  • в терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют.


Можно так же осуществлять анализ мимики, исходя из тех впечатлений-эталонов, которые формируются в процессе восприятия человеком мимических картин, окружающих людей. Актуальные образы-эталоны  включают признаки, которые не только характеризуют модель, но являются достаточными для ее опознания».[14].

Зачастую проявление эмоций у человека сопровождается жестами.

 

 

Различные методы определения эмоций:

Метод Э. Боринга и Э. Титченера

Первые попытки создания методики для определения умений распознавать эмоции по лицевой экспрессии были предприняты Э. Борингом и Э. Титченером, использовавшими схематические рисунки, созданные в 1859 году немецким анатомом Т. Пидеритом (1955). Они создали взаимозаменяемые изображения отдельных частей лица и, комбинируя их, получили 360 схем мимического выражения, которые предъявлялись испытуемым. Однако процент правильных ответов при распознавании разных эмоций был невысок — от 26 до 57 %. В 1970-х годах в Калифорнийском университете П. Экманом и др. разработан метод, получивший сокращенное название FAST (Facial Affect Scoring Technique). Тест имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести эмоций: гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трех уровней лица: для бровей—лба, глаз—век и нижней части лица. Представлены также варианты с учетом разной ориентации головы и направления взгляда. Испытуемый ищет сходство эмоции с одним из фотоэталонов подобно свидетелю, принимающему участие в составлении фоторобота преступника.

 

Метод Р. Баха

CARAT — методика, разработанная  Р. Бак (1972) строится на предъявлении  слайдов, на которых запечатлена  реакция человека, рассматривающего  различные по содержанию сцены  из окружающей жизни. Испытуемый  должен распознать, рассматривая  слайд, какую сцену наблюдает  человек. В другом тесте, состоящем  из 30 коротких фрагментов общения представителей различных профессий (учителей и учеников, психотерапевтов и клиентов, врачей и пациентов), испытуемый должен определить, какие эмоции испытывают изображенные люди, выбрать их обозначение из пяти возможных.

 

Виды мимики

  1. По мнению И. А. Сикорского, «лицевую мимику удобно разделить на три группы, которые соответствуют трем основным психическим функциям» [7]:
  • уму — мышцы, окружающие глаза являются свидетелями или выразителями умственных актов;
  • воле — мышцы окружающие область рта, которые связаны с актами воли;
  • чувству — все же, вообще, мышцы лица, которые способны выражать чувство.

 

  1. Различают:
  • непроизвольную (рефлекторную) бытовую мимику;
  • произвольную (сознательную) мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица. Она помогает актёру в создании сценического образа, в определении психологической характеристики, физического и душевного состояния персонажа.

 

Мимика, также, как и речь, может использоваться человеком для передачи ложной информации (то есть для того, чтобы проявлять не те эмоции, которые человек реально ощущает в тот или иной момент).

  1. Формы мимических комплексов
  • Амимия, под которой понимается отсутствие видимых мимических выражений; при малой подвижности мимики говорят о гипомимии;
  • Напряженная мимика, сопровождающаяся моторикой плотно закрытого рта с соответствующим напряжением верхней части лица;
  • Мимика интереса, характеризующаяся легким приподниманием или опусканием бровей, небольшим расширением и сужением век, как бы для увеличения поля зрения или обострения фокусировки глаз. Мимика интереса встречается достаточно часто, так как она определяется положительной эмоцией и является видом мотивации в развитии навыков, знаний и интеллекта;
  • Мимика улыбки. Несмотря на внешнюю простоту, мимика улыбки очень полиморфна, при обычном контакте она встречается нечасто. Улыбка служит умиротворению или отвлечению от агрессивного поведения, проявляется при приветствии.

 

Определяющие  выражение лица

По мнению ученых, основных чувств немного и тем не менее отсутствуют классификации эмоций, которую приняли бы все исследователи поведения. Одни ученые признают существование базовых эмоций, другие оспаривают, однако, попытки определить набор «базовых» эмоций были многих у психологов: М. Арнольд, П. Экман, Н. Фрижда, Дж. Грей, К. Изард, У. Джеймс, У. Макдауэлл, О. Морер, К. Отли, П. Джонсон-Лэрд, Дж. Панксепп, Р. Плучик, С. Томкинс, Дж. Уатсон, Б. Уэйнер, и во всех случаях предлагалось разное число эмоций, и самые различные критерии их классификации. Базовые эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами, и большинство базовых эмоции называют врожденными , иные элементарными. Противоположность базовым - вариативные эмоции, внешнее проявление которых культурно и личностно обусловлено и нередко носит конвенциональный (договорной) или сугубо индивидуальный характер.


Базовые эмоции и их вариации:

Радость – Частично: счастье, воодушевление, веселье, удовольствие

Гнев – Ярость, бешенство, негодование

Удивление – Изумление, интерес

Отвращение – Частично: омерзение, неприятие, презрение

Страх – Боязнь, испуг, ужас, паника

Грусть – Печаль, горе (глубокая печаль); частично: тоска, уныние, скорбь; меланхолия

 

Основные эмоциональные  определения в зависимости от выраженности, которые используются для описания страха и тревоги  — беспокойство, испуг, ужас, паника, боязнь, фобия. Однако, человек рассказывая  о своих «страхах», своим выражением лица может демонстрировать все  что угодно, только не сам страх, например, раздражение, недовольство, страдание, благодушие и даже эйфорию. Еще в XVII веке директор французской  Академии живописи и скульптуры Шарль  Лебрен написал трактат «О методе изображения страстей», где пытался установить, какие именно мышцы лица работают, когда человек испытывает то или иное чувство. К примеру, о выражении страха Лебрен писал следующее: «Страх, когда он очень силен, выражается в том, что у пораженного им брови сильно подняты в середине, а мускулы, вызывающие их движение, резко обозначены, тесно сжаты и падают на нос, который как бы стянут в верхней части...» Поэтому субъект, на самом деле переживающий страх или тревогу, имеет довольно выразительные типические характеристики: глаза округляются, двигаются быстрее (активизируется т.н. поисковая активность); брови поднимаются и сводятся в одной точке, для того, чтобы расширить поле зрения; нижние веки напряжены; от волнения дыхание учащается, а для дополнительного притока кислорода раздвигаются крылья носа.

 

Использованная  литература

2. Куприянов В. В., Стовичек Г. В. «Лицо человека: Анатомия, мимика». — М.: Медицина, 1988. — 272 с., ил. ISBN 5-225-00112-2

6. Павленков Ф. «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» — С. - Петербург: типография Ю. Н. Эрлих, 2 — изд-е, 1907 г.

7. И. А. Сикорский «Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении». Киев: Типография С. В. Кульженко, 1904.

13. Ясперс К. «Общая психопатология» / К. Ясперс; Пер. Л. О. Акопян. — М.: Практика, 1997. — 1053 с. ISBN 3-540-03340-8

14. Лабунская В. А. «Невербальное поведение (социально-перцептивный подход)» — Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1986.


Информация о работе Мимика при общении