Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 08:34, курсовая работа
В своей работе автор попыталась рассмотреть проблемы, связанные с анализом психического развития младенцев и кризисов новорожденности. Показала периодизацию кризисов психического развития, данную Л.С. Выготским, рассмотрела кризис новорожденности и кризисы младенчества.
Введение
Основная часть
1. Понятие кризиса в психическом развитии
2. Общая характеристика новорожденности
3. Психическое развитие младенца
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Козельский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Психология развития и возрастная психология |
Тема |
Младенческий возраст |
Фамилия студента |
Рябцева |
Имя студента |
Олеся |
Отчество студента |
Ивановна |
№ контракта |
0640212400401003 |
Введение
Основная часть
1. Понятие кризиса в психическом развитии
2. Общая характеристика новорожденности
3. Психическое развитие младенца
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и т.д.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни.
Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.
Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких - либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в тоже время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязано происходящих в сфере деятельности, личности и познания.
Психологическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество создает основу для дальнейших количественных изменений.
Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Формы и уровни психического развития заданны не биологически, а социально. Но биологический фактор играет определенную роль в психическом развитии, он включает наследственные и врожденные особенности. Социальная среда выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное.
Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым.
Темой моей работы является исследование проблем кризиса в психическом развитии. Данная проблема рассматривается на примере психического развития младенцев. При подготовке работы мною были изучены работы известных советских и российских ученых психологов и физиологов: Ананьев Б.Г., Выготский Л.С., Павлов И.П., Орбели Л.А, Элькин Д.Б., а также и иностранных ученых – Эриксон Э.
Данная тема представляет научный интерес, т.к. проблемы, возникающие в психическом развитии конкретного человека, закладываются на стадии его младенческого возраста. Разрешение данных проблем на раннем этапе становления человеческого индивида позволит добиться устойчивого психического состояния в зрелом возрасте.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, глоссария и приложения.
В первой главе рассмотрено понятие кризиса в психическом развитии человека в соответствии с классификациями Э. Эриксона и Л.С. Выготского.
Вторая глава посвящена общей характеристики новорожденности. Дано определение новорожденного, младенца.
В третьей главе рассмотрено психическое развитие младенца.
На сегодняшний день не существует единой общепринятой классификации возрастных периодов развития человека, хотя в разное время предпринимались многочисленные попытки создания возрастной периодизации. В результате этого появилось множество различных классификаций, а единой классификации так и не было создано. Ниже приведены классификации Э. Эриксона и Л.С. Выготского, как наиболее известные и широко используемые в научном обществе.
Классификация Э. Эриксона:
1. от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия);
2. от 1 до 3 (раннее детство, или мышечно-анальная стадия);
3. от 3 до 6 (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия);
4. от 6 до 12 (школьный возраст, или латентная стадия);
5. от 12 до 19 (подростковый и юношеский возраст);
6. от 20 до 25 (ранняя зрелость);
7. от 26 до 64 (средняя зрелость);
8. от 65 (поздняя зрелость).
Основание возрастной периодизации по Выготскому Л.С. внутреннее изменение самого развития - это новообразование.
1.Новообразование - новый тип строения личности и ее деятельности, которые впервые возникают на данной возрастной ступени. Они определяют сознание ребенка, его отношение к среде его внутреннюю и внешнюю жизнь весь ход его развития в данный период. Появляются в двух сферах: познавательная (новый уровень развития познавательных процессов); личностная (готовность к учебе, соподчинение мотивов).
2.Надо учитывать динамику переходов от одного возраста к другому, развитие не происходит равномерно. Спокойные или стабильные моменты чередуются с критическими периодами в жизни человеческого индивида.
Стабильные периоды: плавное незаметное внутреннее изменение; совершается путем микроскопических изменений личности ребёнка, которые, накапливаясь до известного предела, затем скачкообразно обнаруживаются в виде какого-либо возрастного новообразования.
Критические периоды: резкие капитальные сдвиги и переломы в психике ребенка; развитие бурное, стремительное; границы неотчетливы; дети обнаруживают трудновоспитуемость. Если родители меняются вслед за детьми, кризисы проходят спокойно. У каждого человека кризисы проходят индивидуально. Негативный характер развития, развитие совершает скорее разрушительную работу, чем созидательную. В критические периоды также есть новообразования, но они носят переходный характер и не входят в интегральную структуру личности. Имеют трехчленное строение: предкритическое, критическое, посткритическое.
Периодизация кризисов в психическом развитии Л.С. Выготского следующая:
1. Кризис новорожденности,
2. 0 - 2 мес.,
3. Кризис одного года,
4. Кризис трех лет,
5. Кризис семи лет,
6. Кризис тринадцати лет,
7. Кризис восемнадцати лет.
Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание особенностей, которые сформировались в психике ребёнка и тех отношений, которые установились с социальной средой.
Понятие возраста тесно связано и с уровнем психологического развития детей. Следует отметить, что разные ученые по-разному определяют понятие возраста.
Если Л.С. Выготский определяет возраст, как относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою определенную структуру и динамику, то Р.С. Немов определяет возраст как своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только данному период особенностями.
Возраст можно разделить на физический (или временной) и психологический.
Время жизни в днях, месяцах, годах, прошедших с момента рождения человека, - это физический или временной или хронологический возраст. На фоне физического возраста проходит процесс психического развития человека, его становление как личности.
Психологический возраст указывает на достигнутый к определенному физическому возрасту уровень психологического развития. Л.С. Выготский считал, что психологический возраст – это качественно своеобразный период психического развития, характеризующийся, прежде всего, появлением новообразования, подготовленного всем ходом предшествующего развития. Иногда бывает так, что физический возраст ребенка пять лет, а по психологическому развитию он соответствует шести- или семилетнему ребенку. А бывает и наоборот.
Возраст – это временная характеристика развития каждого отдельного человека.
Индивидуальное развитие человека происходит только во времени. Рассматривая понятие возраста, следует указать на единство общесоматического и нервно-психического созревания в процессе воспитания и жизнедеятельности человека.
Именно поэтому возраст не только количество прожитых лет человеком, но и его внутреннее содержание, его духовное развитие, изменения в его внутреннем мире, произошедшие за эти годы.
Люди отличаются друг от друга именно своим внутренним миром. Благодаря своему внутреннему миру человека можно говорить о непохожести, неповторимости, оригинальности людей.
И человек в целом, и его временные характеристики (возраст) есть по сути своей взаимопроникновение, взаимопереплетение природы и истории, биологического и социального. Возрастные изменения отдельных свойств человека являются одновременно и онтогенетическими и биографическими изменениями.
Характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, новых людей, всякого рода испытаний и т.п., - называется сензитивностью.
Особенностям сензитивности уделяли внимание многие ученые.
Так, некоторые западные психологи считают, что во время эмбрионального развития человека и других млекопитающих есть периоды усиленного роста и повышенной чувствительности отдельных органов и систем к внешним воздействиям. И если по каким-либо причинам происходит торможение развития, то это ведет соответственно к его замедлению и в будущем. В соответствии с данной теорией, если в детстве в сензитивный период какая-либо функция ребенка не развивается, то ее коррекция, а следовательно, и развитие в будущем невозможна.
По мнению российских ученых (Д.Б. Элькина, Б.Г. Ананьева, М.М. Кольцова), придерживающихся противоположной точки зрения, наверстать упущенное в сензитивный период можно в более позднем возрасте, хотя при этом и придется столкнуться с некоторыми трудностями.
В лабораторных условиях были установлены благоприятные периоды для развития внимания, мышления, различных видов памяти и двигательных функций у детей и взрослых. Был установлен волнообразный характер данных периодов. Иными словами периоды активного развития сменяются периодами небольших спадов.
Также российскими учеными было введено в психологию понятие «критический период». Первым кто его использовал был Л.С. Выготский.
Под критическим периодом Л.С. Выготский понимал глобальные перестройки на уровне индивида и личности, происходящие в определенное время. Критический период бывает спокойным по развитию (лизис) и переломным (кризис).
Л.С. Выготский отмечал, что данные периоды выступают как поворотные пункты в детском развитии, принимающие иногда форму кризиса. В этот момент развитие приобретает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер. Л.С. Выготский считал, что развитие в этот момент в отличие от устойчивых периодов совершает скорее разрушительную, чем созидательную работу. Но ученый отмечал и позитивные тенденции развития, которые составляют главный и основной смысл всякого критического периода. В конце каждого переходного периода формируются новые свойства и качества, которых не было в предыдущем периоде, - их называют новообразованиями.
На протяжении всей жизни человека отмечается несколько критических периодов.
Л.С. Выготский выделял несколько таких периодов (приложение А):
1. период новорожденности,
2. одного года,
3. трех лет,
4. шести-семи лет,
5. подростковый период.
Некоторые исследователи выделяют критические периоды взрослости.
В физиологии критические периоды получили название возрастных кризисов.
Возрастные кризисы – это реакции организма человека на перестройку физиологических процессов в различные возрастные периоды. Это быстрые сдвиги, каждый из которых кладет начало новой фазе жизненного цикла. Переходы из одного возрастного периода в другой связаны с изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, с целостной перестройкой его организма и поведения. Поведение детей во время такого перехода обычно меняется не в лучшую сторону, многие становятся замкнутыми, раздражительными, что вызывает беспокойство взрослых. Таким образом, возрастной кризис свидетельствует о том, что в организме и психологии ребенка происходят существенные перемены, что на пути физического и психологического развития возникли трудности, с которыми ребенок сам не может справиться. А преодоление кризиса является подтверждением тому, что ребенок уже находится на более высоком уровне, и перешел в следующий психологический возраст.
Первый год жизни ребенка можно разделить на два периода: новорожденности и младенчества. Периодом новорожденности называется промежуток времени, когда ребенок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически, и длится от рождения до появления «комплекса оживления» (в 4-6 недель). Период младенчества длится от 4-6 недель до одного года.
Кризис новорожденности – это непосредственно процесс рождения. Психологи считают его тяжелым и переломным моментом в жизни ребенка. Причины этого кризиса следующие: