Младенческий возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 20:17, доклад

Описание работы

Ведущий тип деятельности младенца – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер.

Файлы: 1 файл

Младенческий возраст.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

Младенческий возраст

 

Ведущий тип деятельности младенца – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер.

 

1. Первые 4 месяца. К концу 4-го месяца большинство младенцев практически вдвое прибавляют в весе. Их кожа значительно отличается от кожи новорожденного, а жидкие волосы, с которыми они появились на свет, заменяются новым волосяным покровом. В этом возрасте дети уже способны сосредоточивать взгляд на людях и предметах. Проснувшись, они издают различные звуки и улыбаются в ответ на приятную стимуляцию.

В момент рождения голова младенца составляет одну четверть длины его тела. Однако примерно в возрасте 4 месяцев его тело начинает увеличиваться в размерах значительно быстрее, чем голова, и их соотношение разительно изменяется. Зубы и кости младенца также начинают изменяться. У некоторых детей первый зуб прорезывается в 4-5 месяцев.

Большинство рефлексов, обнаруживаемых у новорожденных, исчезают на 2-м или 3-м месяце, постепенно заменяясь произвольными действиями. Например, хорошо скоординированный рефлекс шага (ходьбы) сменяется внешне более неуклюжим и хаотичным брыканием (Thelen, 1989). Именно в этот период наиболее вероятна внезапная смерть младенца.

Открытие себя начинается примерно в это же время. Младенец вдруг обнаруживает, что у него есть руки и пальцы, и может разглядывать их по несколько минут подряд, следя за их движениями, сводя руки вместе и обхватывая одну другой.

 

2. Ребенок от 5 до 8 месяцев. К 8 месяцам малыши обычно прибавляют в весе и вырастают, однако по виду они еще не слишком отличаются от 4-месячных. У них уже есть как минимум два зуба, а иногда и больше; волосы на голове становятся гуще и длиннее; подошвы ног не обращены друг к другу, как раньше, а повернуты вниз, что создает предпосылки для последующей выработки умения стоять и ходить.

К возрасту 5 или 6 месяцев большинство младенцев проходят важную веху в своем развитии, которая называется зрителъно-направляемым доставанием. Они могут точно протягивать руки и захватывать понравившийся объект, притягивать его к себе, даже если он движется. Сравните эти действия с действиями 1-месячного ребенка, который в ответ на появление объекта будет реагировать, разжимая и сжимая кисти, размахивая ручками и, возможно, открывая рот, но не сможет выстроить все эти движения в законченный двигательный акт.

В это время продолжается процесс усовершенствования мелкой моторики, связанной с использованием пальцев и кистей. К 5 месяцам ребенок проходит путь от рефлекторного хватания к произвольному. Большинство детей в 8 месяцев могут перекладывать объекты из одной руки в другую, а некоторые могут захватывать предмет двумя пальцами, используя большой палец в качестве опоры. Им очень нравится брать в каждую руку по какому-нибудь предмету и стучать ими друг о друга — достижение, которое они способны демонстрировать часто, подолгу и с истинным наслаждением.

Грубая (общая) моторика — движения и действия, в которых участвуют крупные мышцы тела младенца, также развивается в этот период. Большинство 8-месячных детей могут самостоятельно садиться и почти все — сидеть без поддержки после того, как им помогли принять сидячее положение. Больше половины из них в этом возрасте могут стоять на месте, держась за что-нибудь, если их ставят на ноги, и чуть меньше число тех, кто способен самостоятельно вставать, используя опору. Некоторые уже могут ходить, держась в качестве поддержки за предметы мебели. В этом возрасте все ценные вещи и любые маленькие предметы, которые в принципе можно проглотить, следует прятать подальше от ребенка. Наступает время «недоступности» дома для ребенка. Младенцы научаются ползать по-пластунски (когда тело лежит на полу) или опираясь на руки и колени. Другие младенцы осваивают технику ходьбы «по-медвежьи» — на четырех конечностях, а третьи умеют быстро передвигаться в сидячем положении.

Многие малыши к 8-месячному возрасту начинают играть в социальные игры, такие как «ку-ку», «до свидания» или «куличики»; им нравится передавать взрослому какой-либо предмет и получать его обратно. Еще одно быстро осваиваемое младенцами занятие — ронять некую вещь и ждать, пока кто-нибудь не поднимет и не подаст ее назад. Для многих младенцев эта игра становится источником бесконечного удовольствия.

 

3. Ребенок от 9 до 12 месяцев. К 12 месяцам большинство детей весят втрое больше, чем при рождении. На первом году жизни девочки, как правило, весят несколько меньше, чем мальчики.

В среднем, более половины годовалых младенцев уже стоят без поддержки и пробуют ходить. Умение стоять и ходить обеспечивает ребенку новую визуальную перспективу. Дети могут теперь исследовать предмет изнутри, сверху и снизу. Их мир все больше расширяется.

Моторное развитие младенца стимулируется тем интересным и неизвестным ранее, что он видит и слышит. В свою очередь, исследование горизонтов мира с помощью новых умений способствует дальнейшему когнитивному (познавательному) и перцептивному (зрительному) развитию ребенка. Дети в 12 месяцев обладают развитой способностью к манипулированию или активному перемещению компонентов среды в пространстве. Они умеют отодвигать задвижки, открывать ящики, перетаскивать игрушки и перекручивать электропроводку. Пинцетный зажим — недавно приобретенный ими способ брать мелкие предметы, зажимая их между большим и указательным пальцами, позволяет подбирать травинки, волоски, спички, мертвых насекомых. Они способны сами включить телевизор или плиту, могут залезать в кухонные шкафы, открывать окна, засовывать мелкие предметы в розетку, поэтому их исследовательскую активность необходимо ограничивать определенными рамками.

В этом возрасте дети, как правило, умеют играть и могут «прятаться», закрывая глаза руками. Они играют со взрослыми в мяч, перекатывая его друг другу, бросают на пол мелкие предметы. Часто достигают упорством того, на что у них еще не хватает сноровки. Многие дети к 12 месяцам начинают самостоятельно есть ложкой и пить из собственной кружечки, крепко держа ее обеими руками. Хотя они едят еще не очень аккуратно, это важный шаг на пути к развитию автономии ребенка.

 

Младенчество – особая пора в развитии ребенка. Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов.

Во-первых, младенец даже биологически – беспомощное существо. Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить даже базовые жизненные потребности. Жизнь младенца целиком и полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого: питание, перемещение в пространстве, даже переворачивание с боку на бок осуществляется не иначе, как в помощью взрослого. Такая опосредованность позволяет считать ребенка максимально социальным существом – его отношение к действительности изначально социально.

Во-вторых, будучи вплетенным в социальное, ребенок лишен основного средства общения – речи. Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым, но это общение своеобразное – бессловесное.

 

Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений. Общий принцип, которому подчинено развитие младенца, такой: сенсорное развитие опережает моторное, и это существенно отличает младенца от детенышей животных, у которых все наоборот: сенсорика отстает от моторики.

 

Перцептивное развитие. С момента рождения дети уже обладают некоторыми зрительными умениями, но наиболее существенное совершенствование зрительной системы чел. происходит в течение первого года жизни. Младенцы, которым еще нет и месяца, способны отличить решетку из черных и белых вертикальных полос толщиной в 1/8 дюйма (3,2 мм) от серого пятна той же яркости. К 1 г. острота их зрения сопоставима с остротой зрения взрослых. В самом начале младенцы плохо контролируют движения глаз, и их глаза время от времени совершают несогласованные, разнонаправленные движения. Однако их система аккомодации более совершенна, чем некогда считалось; они демонстрируют одинаковую остроту зрения при изменении расстояния до объекта от 30,5 см до 1,52 м.  
К 3 месяцам младенцы приобретают цветовое зрение. Они способны к различению цветов спектра. Более того, они рассортировывают цвета, используя те же категории, что и взрослые.  
По мере роста младенцы все больше предпочитают кривые линии прямым, трехмерные конструкции — плоским и композиции с множеством мелких элементов — композициям из нескольких крупных элементов.  
Младенцы также способны воспринимать глубину или удаленность. Уже в 2 месяца они обнаруживают более выраженное изменение частоты сердечных сокращений, когда их помещают у глубокого края визуального обрыва (т. е. на лист толстого стекла с находящейся под ним примерно на расстоянии метра текстурированной поверхностью), чем когда их кладут у неглубокого края (с текстурированной поверхностью прямо под стеклом). 

 

Кризис первого года жизни.

В возрасте примерно одного года период младенчества сменяется периодом раннего детства. Как и любой важный этап в развитии ребенка, этот период сопровождается так называемым кризисом. В данном случае это кризис первого года жизни.

В первый год жизни ребенок стремительно развивается и получает массу информации. Ребенку приходится учиться всем тем действиям, которые для нас естественны и доведены до автоматизма. Поначалу даже переворот на другой бок для вашего малыша - это значительная физическая нагрузка. Но, научившись ползать, а потом и ходить, ваш ребенок открывает для себя мир за пределами своей кроватки. Он начинает изучать окружающие предметы и всеми силами привлекать внимания старших. Все эти причины в комплексе и вызывают кризис первого года жизни.

Кризис первого года жизни - это показатель того, что развитие малыша (как физическое, так и психическое) протекает нормально.

 

 

 

 

Ранний возраст

 

4. Ребенок в возрасте от 13 до 18 месяцев. В 1,5 года ребенок обычно весит в четыре раза больше, чем при рождении, но темп прироста веса сейчас замедляется. Почти все дети в 18 месяцев могут ходить самостоятельно. Не все из них умеют забираться по лестнице, и большинству трудно отбить ногой мяч, так как нет еще устойчивости, позволяющей освободить одну ногу для удара.

В полтора года дети способны построить башню из двух-четырех кубиков, рисовать каракули карандашом или мелком. Они едят сами более умело и могут даже частично раздеваться без помощи взрослых. Многие из их действий носят подражательный характер: они «читают» журнал, «подметают» пол или болтают по игрушечному телефону, как это делают окружающие их люди.

 

5. Ребенок в возрасте  от 19 до 24 месяцев. К своему второму дню рождения вес ребенка обычно чуть больше, чем в четыре раза, превышает его вес при появлении на свет.

В этом возрасте дети умеют не только ходить и бегать, но и кататься на трехколесном велосипеде, подпрыгивать на месте на обеих ногах, некоторое время держать равновесие на одной ноге, довольно ловко бросать мяч двумя руками взрослому. Они забираются по лестнице, а при посторонней помощи могут и спуститься с нее. В этот период ребенок исследует предметы и мебель со всех сторон, пытается брать в руки, перекладывать, нести, толкать и тянуть все, что попадается ему на глаза. Складывает предметы в большие коробки и выкладывает их обратно. Наливает воду, лепит из глины, растягивает и гнет все, что тянется и гнется, перевозит предметы в коляске, на тележке или на своем «грузовике». Дети исследуют, проверяют и пробуют свой физический мир. Кроме того, двухлетки могут одеваться и раздеваться с посторонней помощью.

Если в руки 2-летним детям попадает мелок или карандаш, они могут нарисовать каракули и какое-то время зачарованно рассматривать эти «магические знаки». Они уже способны построить башню из шести-восьми кубиков, а из трех соорудить «мост».

Итак, моторное и физическое развитие в течение первых 2 лет жизни ребенка — это комплексный динамический процесс. Для нормального развития ребенка необходимо, чтобы были удовлетворены все его основные потребности. Дети должны спать достаточное количество времени, чувствовать себя в безопасности, быть окруженными постоянной заботой и получать необходимые стимулирующие переживания. Каждая развивающаяся система (например, перцептивные или двигательные навыки) способствует развитию других систем. Эти взаимодействующие системы испытывают на себе стимулирующее или тормозящее воздействие тех социальных условий, в которых развивается младенец.

 

6. Ребенок в возрасте от 2 до 3 лет. Этот возраст является как бы переходным от раннего к дошкольному детству. Они могут без утомления непрерывно бодрствовать 6--6,5 ч, что находит отражение в режиме дня. Днем дети спят один раз, примерно 2-2,5 ч. Значительно увеличивается длительность прогулки, потому что дети становятся более самостоятельными. В режимных процессах совершенствуются навыки и умения, приобретенные детьми ранее. Ребенок должен есть самостоятельно, аккуратно, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, благодарить. К трем годам он с небольшой помощью взрослого одевается и раздевается. К трем годам рост ребенка – 93-94 см, вес колеблется в пределах 14,2-14,6 кг. Изменяются пропорции тела (рост увеличивается в основном за счет длины ног), дети становятся стройнее. Продолжается окостенение, совершенствуется функционирование всех органов, что делает ребенка физически более выносливым.

Третий год жизни - это период активного совершенствования качества имеющихся движений. Более координированными становятся движения руки и пальцев. Малыш много двигается, не может длительное время сохранять неподвижность, но быстро устает от однообразных движений.

Словарь детей растет так быстро, что трудно поддается точному учету. К трем годам в нем насчитывается 1200-1500 слов. Ребенок употребляет почти все части речи, хотя еще не всегда правильно. В речи детей третьего года жизни появляются падежные окончания, дети используют глаголы не только в настоящем, но и в будущем и прошедшем времени, хотя еще допускают ошибки.

Обучение детей третьего года жизни носит наглядно-действенный характер. Предметная наглядность (предметы, явления природы, игрушки) или графически-образная наглядность (картинки, рисунки) используются в тесном сочетании с непосредственными действиями и речью всех занимающихся детей.

Кризис 3 лет

В литературе получил образное название "Я - сам!" Основные симптомы: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протестное поведение, обесценивание требований взрослых, ревность, деспотизм. Кризис 3 лет - это перестройка социальных отношений ребенка, смена его позиции по отношению к взрослым.

Информация о работе Младенческий возраст