Мнемотехнические приемы запоминания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 22:55, доклад

Описание работы

Мнемоника, мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.
Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность двухсот цифр, список из 50-100 телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, сборник анекдотов, новые иностранные слова, грамматические правила и т. п.

Файлы: 1 файл

Мнемоника(доклад по психологии).docx

— 24.99 Кб (Скачать файл)

Мнемоника, мнемотехника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Мнемотехника применяется для  запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность двухсот цифр, список из 50-100 телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, сборник анекдотов, новые иностранные слова, грамматические правила и т. п. Методы мнемотехники позволяют абсолютно точно воспроизводить последовательность информации. Так, ряд чисел может быть воспроизведён мнемонистом как в прямом, так и в обратном порядке.

Технический арсенал современной  мнемотехники состоит из набора унифицированных  приёмов запоминания, позволяющих  запоминать разные сведения однотипно. Основной способ запоминания — приём  образования ассоциации (связка образов, кодирующих элементы запоминаемой информации).

Мнемоника позволяет запоминать информацию с однократного восприятия каждого элемента. Например, 100 случайных  слов (чисел) можно запомнить последовательно  с интервалом в среднем в 6 секунд.

При заучивании учебных  дисциплин (физика, биология и т. п.) мнемотехника обеспечивает очень глубокое понимание материала, поскольку  методы запоминания предписывают создавать  в воображении яркие образные иллюстрации для понятий и  определений.

В современной трактовке  мнемоника обозначает всю совокупность приемов и методов запоминания информации, применяемых в той или иной системе, а термин мнемотехника трактуется как практическое применение методов определенных в данной конкретной мнемонике.

Некоторые из мнемотехнических приемов  нацелены на общее укрепление памяти, некоторые — на прицельное запоминание  определенных данных. Одни связаны  с интеллектуальной работой над  запоминаемой информацией, другие —  с ее механическим зазубриванием, третьи — со всем вышеперечисленным вместе. Что-то потребует от вас потратить  время на специальную предварительную  подготовку рабочих "ассоциативных" рядов, что-то работает только при непосредственном прочтении или прослушивании  материала. Общее у всех этих методов  и приемов только одно: они позволяют значительно укрепить запоминание и усвоение какой бы то ни было информации.

Основные приёмы:

  • Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Например, «Иван Рубил Дрова, Велел Тащить Пилу».
  • Рифмизация. Например, список китайских фамилий, под названием, «Сто фамилий», использующийся для запоминания иероглифов, построен по принципу рифмизации для лучшего усвоения и считается одни и самых популярных мнемотических текстов.

«Гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть

И обидеть, и терпеть,

И зависеть и вертеть.

Вы запомните, друзья.

Их на -Е спрягать нельзя.»

  • Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных. Подобрать к иностранному слову созвучное, сходное по звучанию полностью или частично, русское слово и составить связанную с русским переводом образную связку. Например, для запоминания английского слова “puddle”  - “лужа”, можно составить такую фразу: «я все падал и падал в лужу».
  • Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Прием, часто используемый в учебниках. Когда картинка ассоциируется с определенным фактом или правилом. Связь картинки с информацией может быть сколь угодно метафорической (например, информационные блоки могут представляться в виде соединенных линиями геометрических фигур, помеченных соответствующими надписями и ярлычками). Важно лишь, чтобы она была однозначно читаема для вас
  • Метод Цицерона на пространственное воображение. Если нужно запомнить большой объем информации, то удобнее использовать метод Цицерона. Суть метода заключается в следующем: создается последовательная система или как ее еще называют матрица образов. Каждая ячейка матрицы содержит образ. С каждым образом этой системы поочередно ассоциируются ключевые слова запоминаемой информации: цифры, слова, объекты. Система образов может содержать достаточно большое количество образов - 100 и больше, поэтому запоминаемый объем информации также существенно больше, чем с помощью метода асссоциаций. В качестве образов можно использовать все что угодно: обстановку комнаты, хорошо знакомый маршрут, карту и т.д.
  • Метод упорядоченных ассоциаций. Данный метод хорошо подойдет для запоминания цифр. Например, пишется ряд чисел от 1 до 100. Каждому числу соответствует слово по следующему правилу. Сначала вводится буквенный код для каждой цифры (0 = Н, 1 = К, 2 = Л, 3 = Т, 4 = Ч, 5 = П, 6 = Ш, 7 = С, 8 = В, 9 = Д). Затем каждому числу приписывается эквивалент — слово, звуковой скелет которого состоит из соответствующих цифрам звуков в соответствующем порядке. Например, 36 можно придать эквивалент "тушь" (3-Т) + (6-Ш) = ТШ. После этого вы дополнительно "прошиваете" словесный ряд последовательными ассоциациями и запоминаете их. Например, 1 у вас — Ока, 2 — лев, 3 — трос. Ассоциативный ряд, соответствующий начальному сегменту вашей 100-звенной цепи, может быть такой: из реки Оки выныривает лев, держа в пасти трос. Составив такой ряд ассоциаций, вы должны намертво запомнить все три колонки — цифр, слов и связывающих их картинок — в их последовательной и параллельной взаимосвязи. При этом цифры становятся просто номерами словесных образов и картинок, созданных на их основе, своего рода номерами кадров мультфильма.

Что касается механического зазубривания, то его это тоже надо делать правильно. Конечно, главное в зубрежке — повторение. Ни в коем случае не надо вдумываться в смысл зазубриваемого. Надо повторять его как можно больше раз подряд (и потом несколькими циклами на протяжении нескольких дней) вслух, как заклинание на иностранном языке, пока оно не "впечатается" в ваш мозг чисто фонетически. Вот тогда можете дополнительно осмыслить, это уже ничему не повредит. Духовенство раннего Средневековья таким образом — чисто фонетически — заучивало громадные тексты на непонятной ему самому по необразованности латыни.

Зазубривание идет лучше, если вы подберете музыкальную фразу  или аккорд, на которые хорошо ложатся  запоминаемые словосочетание или предложение. Если вы будете не проговаривать, а петь заучиваемое, оно "схватится" гораздо быстрее и будет сохраняться дольше.

В мнемонике также существует способ, с помощью которого можно улучшить запоминание при чтении. Согласно ему, повторять информацию надо сразу после ее прочтения (так как в противном случае именно на первое время после восприятия информации приходятся наибольшие ее потери). Пяти-шести повторений достаточно для того, чтобы материал засел в голове намертво (или хотя бы крепко). Промежутки между повторениями нужно с течением времени удлинять. Например, если вы повторяете раздел учебника перед экзаменом и на подготовку вам дана неделя, то образцово-показательный режим повторений будет таким. Первый день — два повторения, второй — одно, третий — пропуск, четвертый — одно, пятый — шестой — пропуск, седьмой — одно или два. Пропуски требуются для подсознательного, т.е. наиболее прочного, освоения и усвоения материала.

Этот метод рассчитан  на размеренное повторение информации, с которой вы хоть в каком-то, пусть  самом общем виде уже знакомились  на протяжении семестра. При авральной подготовке к экзамену, связанной с заучиванием совершенно неизвестной вам (в силу вашего недопустимого бездельничанья) информации, рекомендуется несколько иной режим: беглое повторение сразу после чтения, потом — через 20 мин, потом — через 8ч, наконец, через 24 ч. Эффект будет действовать после последнего повторения довольно сильно, но недолго — не больше одного—двух дней.

Для улучшения запоминания  при чтении можно воспользоваться  четырехступенчатым методы, который  основан на обогащении обычного повторения внутренним и устным проговариванием и пересказом прочитанного.

    • Первая ступень — основные мысли. При первом чтении главы учебника или другой книги нацельтесь на выделение основных мыслей текста и их взаимосвязей.
    • Вторая ступень — внимательное чтение. Еще раз читаете главу, но теперь уже очень внимательно, "отлавливая" подробности, которые можно и необходимо привязать в виде ответвлений к основным мыслям. При этом мысленно повторяйте всю схему основных мыслей в их взаимосвязи.
    • Третья ступень — обзор. Снова обращаетесь к учебнику и не читаете, а просматриваете его, причем в обратном направлении, от конца к началу. По ходу дела проверяете и повторяете связь основных мыслей друг с другом и подробно, мысленно задавая себе предваряющие вопросы об этих связях, тут же отвечаете на них и по тексту проверяете ответы. Такое обратное прохождение "схватит" информацию в вашем мозгу, как цемент.
    • Четвертая ступень — доводка. Отложив книгу, по памяти повторяете весь материал, следуя от одной основной мысли к другой по усвоенной к этому времени схеме и припоминая всякий раз связанные с соответствующей мыслью подробности. Повторять нужно не образами, а членораздельно проговаривая про себя, еще лучше — вслух, хотя бы и отрывками и обрывками речи, а не полными предложениями.

 

Как было сказано выше, мнемоника  занимается и тренировкой памяти. Вот пара упражнений для развития памяти.

  • Упражнение для развития слуховой памяти.

По дороге старайтесь схватить на слух, удержать в голове и запомнить  случайные отрывки чужих разговоров; старайтесь хранить в голове такое  увеличивающееся в течение дня  досье весь этот и следующий день. Вы убедитесь, что вскоре научитесь  удерживать в памяти на редкость много  не связанных по смыслу фраз одновременно.

Всюду, где это возможно, старайтесь различать людей по голосу и по шагам и корректировать ваши определения.

Учите наизусть стихи и  мотивы, проговаривая и напевая их (самый эффективный и приятный прием!).

Потренируйтесь на лекциях, слушая и внимательно запоминая  их. Раз уж судьба предоставила вам  как студенту такую возможность, не пренебрегайте ею даром, а воспользуйтесь этим способом как тренажером.

Проговаривайте  вслух прозаический текст как  можно более сухого содержания и  учите его. В первый день проговорите  и выучите наизусть одну строчку, на другой — добавьте следующую  и повторите обе, и так до больших  объемов.

  • Упражнения для зрительной памяти.
    • Метод Айвазовского. Тренировать зрительную память таким образом можно где угодно: по пути на работу, дома, в транспорте и т. д. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека. В течение 3—5 с. постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях, запомнить объект. Закройте глаза — постарайтесь добиться максимально четкого и яркого изображения объекта, рассмотрите детали изображения. Задавайте себе вопросы по подробностям вида объекта и ответьте на них по тому изображению, которое вы представили. Опять откройте глаза на 1 с. Дополните образ — и так несколько раз.
    • «Спички».Бросьте на стол кучкой 4—5 спичек. В течение 2—3 секунд запомните их взаиморасположение. Воссоздайте изображение с закрытыми глазами. Если не все удалось запомнить — взгляните на спички еще на 1 с и воссоздайте образ точнее. Еженедельно увеличивайте количество спичек на одну. Когда достигнете 12 — 1-4 шт., опять начните с 4—5, но теперь уже запоминайте и расположение спичечных головок. Очень хорошо после воссоздания внутреннего образа зарисовать расположение спичек на листке бумаги и затем сравнить рисунок с оригиналом.

Не секрет, что многие химические вещества усиливают память, многие ослабляют. Память укрепляют продукты, богатые магнием, кальцием и глютаминовой кислотой (курага, свекла, финики, орехи, фасоль, зелень, проростки пшеницы), а также чай и кофе, содержащие кофеин. Память ослабляют и разрушают атропин, скополамин, никотин (вот этот при каждом употреблении поначалу даже активизирует умственную деятельность, но в целом память от него мало-помалу слабеет) и алкоголь.

 

 


Информация о работе Мнемотехнические приемы запоминания