Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:39, доклад
Давид Векслер (1896-1981) — американский психолог румынского происхождения, психодиагност и психиатр. Специалист в области клинической психологии, психологии развития, методов оценки и измерения, военной психологии, педагогической психологии. Автор широко известных тестов исследования интеллекта. Модель интеллекта Векслера включает в себя три уровня: 1) уровень общего интеллекта; 2) уровень «групповых» факторов, а именно: невербального интеллекта и вербального интеллекта и 3) уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам. Векслер определил интеллект как способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Он показал, что успешность решения интеллектуальных тестов зависит как от интеллектуальных параметров, так и от приобщенности к культуре, любознательности, двигательной активности и т. д.
Давид Векслер (1896-1981) — американский психолог румынского происхождения, психодиагност и психиатр. Специалист в области клинической психологии, психологии развития, методов оценки и измерения, военной психологии, педагогической психологии. Автор широко известных тестов исследования интеллекта.
Модель интеллекта Векслера включает в себя три уровня: 1) уровень общего интеллекта; 2) уровень «групповых» факторов, а именно: невербального интеллекта и вербального интеллекта и 3) уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам.
Векслер определил интеллект как способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Он показал, что успешность решения интеллектуальных тестов зависит как от интеллектуальных параметров, так и от приобщенности к культуре, любознательности, двигательной активности и т. д.
Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный – его природные психофизиологические возможности.
Что же такое вербальный интеллект?
Это способности, отвечающие за понятливость, осведомленность, способность человека понять схожесть и расхождение объектов, интеллектуальные возможности воспроизводить цифровые ряды.
Под невербальными
способностями понимают
Тест Векслера разработан Дэвидом Векслером в 1939 году. Это один из самых популярных тестов, применяемых для измерения уровня интеллекта. Очень распространен в англоязычных странах. При этом диагностируется не только общий интеллект, но и две его составляющие вербальный и невербальный части.
Тест Векслера имеет 11 подтестов, 5 из которых изучают невербальные способности, а 6 вербальные. В каждом тесте имеется от 10 до 30 вопросов, которые постепенно усложняются.
Оценивание результатов теста происходит в баллах, которые далее переводятся в шкальные оценки.
При этом анализируется, как ответ на каждое отдельное задание, так и общий результат теста. Низкая оценка по какому-либо из субтестов свидетельствует о нарушениях в интеллекте испытуемого.
Вербальные субтесты:
1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно простых сведений и знаний.
2. Субтест общей понятливости.
Оценивает полноту понимания
смысла выражений, способность к
суждению, понимание общественных
норм. Испытуемый должен дать
ответ о своих предполагаемых
действиях в описанной
3. Арифметический субтест.
Оценивает концентрацию
4. Субтест установления сходства. Оценивает способность к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить и охарактеризовать общность между парой понятий.
5. Субтест повторения цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке. Векслер утверждал, что неспособность воспроизвести 4 цифры, является свидетельством слабоумия.
6. Словарный субтест. Направлен
на изучение вербального опыта
(понимания и умения
Невербальные субтесты:
7. Субтест шифровки цифр.
Изучает степень усвоения
8. Субтест нахождения
недостающих деталей. Изучает особенности
зрительного восприятия, наблюдательность,
способность отличить
9. Субтест кубиков Коса.
Направлен на изучение
10. Субтест последовательности
картинок. Исследует способность
к организации фрагментов в
логическое целое, к пониманию
ситуации и предвосхищению
11. Субтест составления
фигур. Направлен на изучение
способности синтеза целого из
частей. Испытуемому предлагают
в определенной
В настоящее время используются 3 варианта теста Д. Векслера:
тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);
тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);
тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет.
В России адаптированы первые два варианта теста.
Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956г.) в Ленинграде. Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт-Петербургского государственного университета (1991г.).
Тест WISC адаптирован А.Ю.Панасюком (1973г.) и издан Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А.Ю.Панасюка заменены задания, не соответствующие условиям нашей страны
В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили "Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера" и исправили некоторые погрешности описания Панасюка.
Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю.З. Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины в 1992г. Руководство "Измерение интеллекта детей" под ред. Гильбуха и прилагаемый к нему тест WISC выпускается и распространяется научно-практическим центром "Психодиагностика и дифференцированное обучение" (г. Киев).