Модедь Векслера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 15:39, доклад

Описание работы

Давид Векслер (1896-1981) — американский психолог румынского происхождения, психодиагност и психиатр. Специалист в области клинической психологии, психологии развития, методов оценки и измерения, военной психологии, педагогической психологии. Автор широко известных тестов исследования интеллекта. Модель интеллекта Векслера включает в себя три уровня: 1) уровень общего интеллекта; 2) уровень «групповых» факторов, а именно: невербального интеллекта и вербального интеллекта и 3) уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам. Векслер определил интеллект как способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Он показал, что успешность решения интеллектуальных тестов зависит как от интеллектуальных параметров, так и от приобщенности к культуре, любознательности, двигательной активности и т. д.

Файлы: 1 файл

Модель Векслера.docx

— 18.67 Кб (Скачать файл)

Давид Векслер (1896-1981) — американский психолог румынского происхождения, психодиагност и психиатр. Специалист в области клинической психологии, психологии развития, методов оценки и измерения, военной психологии, педагогической психологии. Автор широко известных тестов исследования интеллекта.

Модель интеллекта Векслера включает в себя три уровня: 1) уровень общего интеллекта; 2) уровень «групповых» факторов, а именно: невербального интеллекта и вербального интеллекта и 3) уровень специфических факторов, соответствующих отдельным субтестам.

Векслер определил интеллект как способность индивида к целесообразному поведению, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром. Он показал, что успешность решения интеллектуальных тестов зависит как от интеллектуальных параметров, так и от приобщенности к культуре, любознательности, двигательной активности и т. д.

Векслер считал, что вербальный интеллект отражает приобретенные индивидом способности, а невербальный – его природные психофизиологические возможности.

Что же такое вербальный интеллект?

Это способности, отвечающие за понятливость, осведомленность, способность человека понять схожесть и расхождение объектов, интеллектуальные возможности воспроизводить цифровые ряды.

 Под невербальными  способностями понимают возможности к расшифровке, нахождению недостающего звена, определению четкой последовательности, сложению элементов в единое целое.

Тест Векслера разработан Дэвидом Векслером в 1939 году. Это один из самых популярных тестов, применяемых для измерения уровня интеллекта. Очень распространен в англоязычных странах. При этом диагностируется не только общий интеллект, но и две его составляющие вербальный и невербальный части.

Тест Векслера имеет 11 подтестов, 5 из которых изучают невербальные способности, а 6 вербальные. В каждом тесте имеется от 10 до 30 вопросов, которые постепенно усложняются.

 Оценивание результатов  теста происходит в баллах, которые  далее переводятся в шкальные  оценки.

 При этом анализируется, как ответ на каждое отдельное задание, так и общий результат теста. Низкая оценка по какому-либо из субтестов свидетельствует о нарушениях в интеллекте испытуемого.

Вербальные субтесты:

1. Субтест общей осведомленности. Исследует запас относительно  простых сведений и знаний.

2. Субтест общей понятливости. Оценивает полноту понимания  смысла выражений, способность к  суждению, понимание общественных  норм. Испытуемый должен дать  ответ о своих предполагаемых  действиях в описанной ситуации.

3. Арифметический субтест. Оценивает концентрацию внимания, легкость оперирования числовым  материалом. Испытуемый должен устно  решить серию арифметических  задач. Дается оценка не только  точности ответа, но и затраченного  на решение времени.

4. Субтест установления  сходства. Оценивает способность  к формированию понятий, классификации, упорядочиванию, абстрагированию, сравнению. Испытуемый должен установить  и охарактеризовать общность  между парой понятий.

5. Субтест повторения  цифровых рядов. Направлен на исследование оперативной памяти и внимания, состоит из двух частей: запоминания и повторения чисел в прямом и обратном порядке. Векслер утверждал, что неспособность воспроизвести 4 цифры, является свидетельством слабоумия.

6. Словарный субтест. Направлен  на изучение вербального опыта (понимания и умения определить  содержание слов). Оценивает уровень словарного запаса. Предлагается объяснить значение ряда слов.

 

Невербальные субтесты:

7. Субтест шифровки цифр. Изучает степень усвоения зрительно-двигательных  навыков. Задача состоит в том, чтобы написать под каждой  цифрой в клеточке соответствующий  ей символ.

8. Субтест нахождения  недостающих деталей. Изучает особенности  зрительного восприятия, наблюдательность, способность отличить существенные  детали. Испытуемому предъявляют 21 изображение, в каждом из которых необходимо отыскать какую-либо недостающую деталь или какое-то несоответствие.

9. Субтест кубиков Коса. Направлен на изучение сенсомоторной  координации, способности синтеза  целого из частей. Испытуемому  предлагают последовательно воспроизвести  десять образцов рисунков из  разноцветных деревянных кубиков.

10. Субтест последовательности  картинок. Исследует способность  к организации фрагментов в  логическое целое, к пониманию  ситуации и предвосхищению событий. В задании предлагается восемь  серий картинок. В каждой серии  картинки объединены сюжетом, в  соответствии с которым испытуемый  должен расположить их в определенной  последовательности.

11. Субтест составления  фигур. Направлен на изучение  способности синтеза целого из  частей. Испытуемому предлагают  в определенной последовательности  детали четырех фигур («человек», «профиль», «рука», «слон») без указания  на то, что из этих деталей  должно быть составлено.

В настоящее время используются 3 варианта теста Д. Векслера:

тест WAIS (Wechsler Adult Intelligence Scale), предназначенный для тестирования взрослых (от 16 до 64 лет);

тест WISC (Wechsler Intelligence Scale for Children) - для тестирования детей и подростков (от 6,5 до 16,5 лет);

тест WPPSI (Wechsler Preschool and Primary Scale of Intelligence) для детей от 4 до 6,5 лет.

В России адаптированы первые два варианта теста.

Первая адаптация WAIS была проведена в Психоневрологическом научно-исследовательском институте им. В.М.Бехтерева (1956г.) в Ленинграде. Последняя по времени адаптация теста WAIS произведена психологами Санкт-Петербургского государственного университета (1991г.).

Тест WISC адаптирован А.Ю.Панасюком (1973г.) и издан Институтом гигиены детей и подростков Минздрава СССР. В варианте А.Ю.Панасюка заменены задания, не соответствующие условиям нашей страны

В 1992 году Ю.Филимоненко и В.Тимофеев выпустили "Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера" и исправили некоторые погрешности описания Панасюка.

Другую русскоязычную адаптацию теста WISC предприняли под руководством Ю.З. Гильбуха сотрудники отдела психодиагностики НИИ психологии Украины в 1992г. Руководство "Измерение интеллекта детей" под ред. Гильбуха и прилагаемый к нему тест WISC выпускается и распространяется научно-практическим центром "Психодиагностика и дифференцированное обучение" (г. Киев).

 


Информация о работе Модедь Векслера