Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 23:21, контрольная работа
Моделирование (в психологии) (от франц. modele — образец) — исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических, моделей. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Наличие отношения частичного подобия («гомоморфизм») позволяет использовать модель в качестве заместителя или представителя изучаемой системы.
Очень часто
функции человека в системе ограничиваются
дублированием функций
Все рассмотренные режимы функционирования характерны для деятельности оператора в так называемых оперативных эргатических системах.
В системах обслуживания деятельность может быть представлена режимами контроля и обнаружения неисправности, технической диагностики и прогноза неисправности, устранения неисправности, материально-технического обеспечения.
В системах подготовки наиболее важны режимы научения и преподавания. Конечно, во всех режимах функционирования, характерных для двух последних типов ЭС, присутствуют элементы принятия решений, слежения и т. д. Но с точки зрения математического моделирования они имеют свою специфику. Так, например, ММ в системах обеспечения часто строятся на аппарате математической логики. Поэтому данные режимы функционирования выделяются нами в отдельные классы.
Рассмотренная
выше схема режимов
Весьма существенно с позиций проектирования систем то обстоятельство, что дифференциация моделей сообразно режимам функционирования совпадает с дифференциацией по способу реализации. С развитием инженерно-психологических исследований постепенно сложились и укрепились традиции применять определенные типы реализации ММ, определенный математический аппарат для их построения. Так, математические модели деятельности в режиме поиска, обнаружения и опознания в основном разрабатываются на базе аппарата статистической теории решений и обнаружения сигналов в шуме. Для категории ММ, описывающих режим контроля и наблюдения, используются теоретико-информационный аппарат и теория массового обслуживания. Большинство ММ, описывающих режим слежения, построено на базе аппарата теории управления, а режим принятия решений – на основе статистики Байесса. Аппарат теории надежности оказался очень удобным для построения ММ деятельности человека в качестве аддитивного (дублирующего) элемента и т. д.
Представление деятельности как сложно-динамической системы необходимо приводит к тому, что в процессе проектирования деятельности разработчик системы пользуется совокупностью моделей. Естественно возникает вопрос о необходимом числе моделей, составляющих совокупность. Это число должно определяться как топологической (топология – свойства, не изменяющиеся при любых деформациях) характеристикой деятельности, образуемой последовательностью смены режимов функционирования, так и метрической и ценностной характеристиками. Метрическая характеристика – это характеристика, определяющая общую продолжительность каждого режима деятельности, а ценностная – это характеристика, определяющая весовой вклад в суммарный, полезный эффект деятельности.
Таким образом,
“принцип узких мест”, разработанный
И. А. Полетаевым применительно к
моделированию биологических
Отметим еще несколько общих положений, касающихся метода моделирования деятельности и существенных для понимания исследуемого материала:
- при моделировании
деятельности необходимо идти
на целый ряд компромиссов. Выбор
и интерпретация величин самой
различной природы,
- представление
об одном и том же объекте
моделирования образуется на
основе определенных научных
предпосылок задач. Очевидно, что
имеющиеся модельные
- при решении
задач моделирования
Таким образом, при анализе деятельности операторов в процессе проектирования должны решаться следующие задачи:
1) определение особенностей деятельности операторов, которое заключается в выяснении психологического содержания и структуры операторской деятельности;
2) классификация
видов операторской
3) создание формализованных
схем для различных видов деятельности.
Для правильного понимания методов, применяемых в инженерной психологии, нужна, прежде всего, их классификация. К сожалению, четкой классификации методов исследования в инженерной психологии не существует. Сложность разработки такой классификации связана с тем, что она должна охватывать все сферы исследований инженерной психологии, которая (как отрасль психологической науки) окончательно не оформилась и находится в стадии своего активного формирования и развития. Тем не менее, определенные предпосылки для разработки такой классификации уже имеются.
По способу
получения данных о характеристиках
деятельности оператора методы делятся
на объективные (инструментальные) и субъективные.
Объективные методы предполагают использование
различных проборов и аппаратуры. К таким
методам относятся:
- измерение характеристик производственной
среды (освещенность, шум, вибрация и т.п.);
- метрические измерения, хронометраж,
измерение физиологических показателей
(пульс, дыхание, электрокардиограмма
и
др.);
- измерение психологических характеристик
(памяти, внимания, скорости реакций и
т.д.).
В основе субъективных методов лежат оценки деятельности оператора, даваемые либо экспериментатором, либо самим испытуемым (самонаблюдение и самоотчет, трудовой метод). В случае, если исследование проводится под руководством экспериментатора, весьма важно исключить нежелательные эффекты, связанные с его присутствием. Экспертные и социометрические методы относятся к разновидности субъективных.
В зависимости от условий, в которых оценивается деятельность оператора, исследования различают на основе реальной (наблюдение, естественный эксперимент, трудовой метод, большинство опросных мётодов и др.), либо на основе моделированной деятельности.
Поскольку метод
моделирования является наиболее специфичным
для инженерной психологии, есть смысл
рассмотреть его более
Б.А. Смирнов
выделяет виды моделирования деятельности
оператора:
1. Психологическое моделирование - замещение
реальной деятельности некоторой ее модификацией
(через имитаторы, макеты, испытательные
стенды). Выделяется два основных вида
психологического моделирования:
- внешнее воспроизведение, имитация деятельности
и рабочего места оператора;
- воспроизведение характерных сторон
деятельности без внешнего сходства (например,
моделирование групповой деятельности
по гомеостатической методике, когда несколько
человек в разных кабинках принимают душ
и им необходимо так отрегулировать воду,
что бы всем было хорошо. Внешне это никак
не похоже на «настоящую» работу операторов,
но, по сути, моделирует сложные отношения
в бригаде операторов);
2. Математическое
моделирование - исследование деятельности
с помощью математических
3. Статистическое
(имитационное) моделирование —
имитация деятельности
Достоинства статистического
моделирования:
- по сравнению с психологическим моделированием
появляется возможность его применения
на любых стадиях проектирования СЧМ (когда
еще реальной деятельности нет и как бы
нечего «имитировать»);
- по сравнению с математическим моделированием
- возможность учета основных психофизиологических
закономерностей деятельности оператора
(математика предлагает лишь абстрактные
модели, где «соответствие реальному процессу»
лишь предполагается).
Недостатки статистического моделирования: метод статис-шческого моделирования - «численный и поэтому результаты, по лученные при таком моделировании, соответствуют определенным начальным условиям и исходным данным» (не учитывается изменчивость этих условий и данных).
Значимость разных
методов моделирования на разных
этапах проектирования СЧМ:
- на первых этапах преимущество за методами
математического и статистического моделирования;
- на более поздних - за психологическим
моделированием;
- на этапе эксплуатации лучше исследовать
деятельность оператора в реальных условиях
(иногда ценным оказывается и математическое
моделирование).
И, наконец, по характеру
получения данных о деятельности
оператора выделяются психологические,
физиологические и
С помощью психологических методов осуществляются анаши деятельности оператора (или ее отдельных сторон) в реальных или лабораторных условиях, проводится оценка влияния разного рода факторов на деятельность оператора и ее результаты.
Применение их в инженерной психологии осуществляется по двум основным направлениям: в целях исследования или в целях испытаний. В результате исследований (наблюдение, эксперимент, опрос) устанавливаются определенные факторы и закономерности, раскрываются механизмы деятельности оператора, проводится психологический анализ деятельности. В результате испытаний, проводимых обычно с помощью тестов, у человека определяется наличный уровень тех или иных психологических качеств и характеристик.
Наблюдение является
чрезвычайно важной фазой любого
исследования. В инженерной психологии
оно имеет следующие основные
области применения:
1. Анализ поведения одного оператора (однородной
группы операторов) при систематических
изменениях ситуации.
2. Наблюдение за реакцией одного оператора
(однородной группы операторов) в разных
ситуациях.
3. Наблюдение за поведением различных
операторов в одинаковых условиях.
В зависимости
от характера организации
Сущностью экспериментального
метода является установление и доказательство
связной системы отношений
Факторы, изменяемые экспериментатором, называются независимой переменной, а факторы, изменение которых вызывает эта переменная, - зависимой переменной. В инженерно-психологических исследованиях в качестве независимой переменной могут одновременно выступать как факторы внешней среды (освещенность, уровень шума, способы представления информации, расположение приборов и т.п.), так и факторы внутренние - особенности личности оператора (мотивы деятельности, типологические свойства нервной системы, уровень тренированности).
Эксперимент может быть естественный (натурный) и лабораторный.