Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 22:48, курсовая работа
Актуальным является обращение к феномену молчания, природа и функции которого в коммуникативном акте изучены недостаточно.
Объектом курсовой работы является молчание как коммуникация.
Предметом курсовой работы является - молчание как один из компонентов коммуникативного поведения.
Цель работы состоит в установлении сущности молчания как универсального явления, свойственного коммуникативному поведению.
Введение……………………………………………………………………3
1. МОЛЧАНИЕ С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ………………………..5
1.1 Особенности молчания как коммуникации ………………………….5
1.2 Функции молчания…………..……………………………………….10
2. МОЛЧАНИЕ В КОММУНИКАТИВНОМ АСПЕКТЕ………...........15
2.1 Молчание в контексте коммуникаций……………………….……...15
2.2 Молчание и слово. Аспекты взаимодействия ………………………20
Заключение………………………………………………………….…….25
Список использованных источников и литературы…………………....26
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
"УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЯНОЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
Гуманитарный факультет
Кафедра политологии, социологии и связей с общественностью
Курсовая работа
по дисциплине "Основы теории коммуникации"
на тему:
МОЛЧАНИЕ КАК КОММУНИКАЦИЯ
Выполнил: студент гр. БСО-11-01 |
А.А.Кануников |
Проверил: доцент, к.с.н. |
А.А.Махов |
Уфа - 2013
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. МОЛЧАНИЕ С
НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ……………………….
1.1 Особенности молчания как коммуникации ………………………….5
1.2 Функции молчания…………..……………………………………….
2. МОЛЧАНИЕ В
КОММУНИКАТИВНОМ АСПЕКТЕ………....
2.1 Молчание в контексте коммуникаций……………………….……...15
2.2 Молчание
и слово. Аспекты
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………....26
Введение
Темой нашей курсовой работы является молчание, как коммуникация. На первый взгляд, эта тема парадоксальна, ну, как возможно исследовать молчание, ведь оно представляется как отсутствие речи? На самом деле, молчание изучаемо, более того, можно определить ситуации, в которых оно употребляется. Молчание - универсальное явление, сопровождающее человека с первого мгновения появления на свет до последнего вздоха. Молчание так же естественно, как говорение, ведь человек не может говорить без остановки. В силу своей универсальности молчание изучается целым рядом научных дисциплин, среди которых философия, теология, психология, теория коммуникации, семиотика, этнография, культурология, лингвистика. Интерес к данному феномену объясняется, значительным расширением изучаемого материала, которое складывается как из вербальных, так и из невербальных компонентов.
В последнее время многие ученые заинтересовались таким феноменом, как молчание. Они пытаются объяснить, что же такое молчание, действительно ли это отсутствие речи, а может быть вовсе нет? И большинство ученых приходят к выводу о том, что молчание нужно связывать не с отсутствием речи, а передачей информации несловесным способом. Если рассматривать молчание с этой точки зрения, то, значит, молчание можно и нужно изучать.
Актуальным является обращение к феномену молчания, природа и функции которого в коммуникативном акте изучены недостаточно.
Объектом курсовой работы является молчание как коммуникация.
Предметом курсовой работы является - молчание как один из компонентов коммуникативного поведения.
Цель работы состоит в установлении сущности молчания как универсального явления, свойственного коммуникативному поведению.
Задачи:
Выбранная нами тема является малоизученной, поэтому литературы, посвященной ей, мало. Имеются работы, рассматривающие лишь отдельные аспекты изучения молчания. Например, культурологический аспект изучения молчания представлен в работе Михаила Эпштейна. «Слово и молчание в русской культуре», религиозно-мистический – в статье Александровой И.Б. «Слово о молчании».
Структура работы: курсовая работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованных источников и литературы.
1. МОЛЧАНИЕ С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
1.1 Особенности молчания как коммуникации
Молчание выступает в коммуникации в основном как негативное явление, и воспринимается именно как таковое потому, что оно прерывает речевую цепочку и вынуждает партнера (партнеров) по коммуникативному акту искать причину нарушения контакта. Это не относится, впрочем, к так называемому ожидаемому молчанию, когда оно как бы запрограммировано коммуникативной ситуацией. Несмотря на свою негативную сущность, молчание очень ёмко по своему содержанию, оно может иметь множество смыслов и выполнять в различных коммуникативных актах различные функции.
Молчание, обусловленное
социально-культурными
Молчание ассоциируется с отсутствием речи, информации, взаимодействия, с пустотой, закрытостью и замкнутостью. Между тем отсутствие речи в вербальном плане не означает её отсутствия в другой форме. Как утверждает С.В. Крестинский, «молчание – это форма внутренней речи: отказываясь по какой-либо причине от звуковой речи, человек не перестает мыслить. Этот отказ может быть намеренным или ненамеренным, вызван различными факторами психологического и социального характера, условиями и нормами соответствующего окружения и т.д.» Близкой к приведённой трактовке является интерпретация молчания представителями других гуманитарных наук [5;74]. Так, в философии молчание также ассоциируется с тишиной и беззвучием.
Поэтому при изучении молчания одной из наиболее важных проблем признается необходимость разграничения коммуникативно-значимого и коммуникативно-незначимого молчания. Особенностью не коммуникативно- значимого молчания является то, что оно не имеет функциональной нагрузки и исключает ситуацию общения. Этот тип молчания не может быть интерпретирован как коммуникативно-значимое явление, очевидно, это изучение молчания как специфического речевого действия побуждает поместить его в интеракциональный контекст.
По этой причине в нашей курсовой работе мы будем рассматривать коммуникативно-значимое молчание, обязательными условиями значимости которого являются:
• осознанное и намеренное использование молчания со стороны отправителя,
• осведомленность получателя о намеренном характере молчания,
• обладание отправителем и получателем общим знанием относительно значения молчания.
Коммуникативно значимое молчание интерпретируется в специальной литературе по-разному: как коммуникативный знак, как невербальный знак наряду с коммуникативным актом, как этноречевой запрет, а также как речевой акт.
Наиболее приемлемой интерпретацией молчания представляется последняя точка зрения. Это связано с тем, что речевой акт обладает четырьмя характеристиками: локуцией1, пропозициональным содержанием2, иллокуцией3 и перлокуцией4. Молчание удовлетворяет всем названным характеристикам.
Относительно молчания можно утверждать, что оно интернационально, как и любой речевой акт, и предполагает наличие говорящего, произносящего в определённый момент коммуникации некое высказывание (в данном случае: этим высказыванием является нулевое использование языковых средств, а именно, молчание, т.е. коммуникативно значимое отсутствие ожидаемого речевого акта). С.В.Крестинский считает молчание «слышимой формой невербального поведения». Слышимой формой С.В. Крестинский называет молчание потому, что «молчание мы слышим, т.е. мы слышим отсутствие речи, и её отсутствие может оказывать на слушателя определенное воздействие, оно обращает на себя внимание, мы его воспринимаем сначала органами слуха, а затем оно воздействует на наш мозг, заставляя решать, что это молчание означает, или на наши чувства, вызывая определённые эмоции» Соответственно, можно говорить о нулевой локутивной силе речевого акта «молчание» [5; 76].
С помощью молчания говорящий (в нашем случае молчащий) имеет некоторые намерения и интенции, которые он сообщает собеседнику (слушающему), таким образом воздействуя на адресата и на его дальнейшее (вербальное или невербальное) поведение. Это и определяет иллокутивную силу и перлокутивное действие описываемого речевого акта. По мнению С.В. Меликяна, пропозициональным содержанием акта молчания является та мысль, которую человек не высказывает в силу каких-то причин в момент молчании [7;93].
Принимая во внимание все сказанное выше, можно говорить об одновременной вербальной и невербальной компонентах данного речевого акта. Невербальным молчание является по определению, поскольку допускает воздействие на адресата при помощи несловесных средств. Равноценным вербальному же оно становится в силу выполнения своих функций в дискурсе. Именно отсутствие ожидаемого использования вербального кода будет обладать необходимой перлокутивной силой в конкретном речевом акте и шире – дискурсе.
Следует отметить, что речевой акт «молчание» имеет ряд особенностей, соблюдение которых необходимо, с одной стороны, для его осуществления и, с другой стороны, для адекватного понимания молчания собеседника коммуникантом, а именно: пропозициональное содержание – нулевая локутивная сила; условие искренности – и говорящий, и слушающий должны понимать уместность данного речевого акта. Говорящий (в нашем случае – молчащий) использует молчание преднамеренно, осознанно для достижения определённой цели, а именно: воздействовать на коммуниканта (слушающего); предварительные и существенные условия, однако, становятся очевидными из ситуации общения.
По определению,
предварительные условия
Осуществление речевого акта «молчание» невозможно, например, при письменном общении, а также при общении по телефону, поскольку в этом случае молчание будет являться маркером прерывания коммуникации, а не ответом на вопрос или реакцией на приведенный коммуникантом речевой акт, это связано тем что при таком общении коммуникаторы не имеют возможности передавать эмоции в своем молчании. Молчание многозначно и многофункционально. Оно включает всё то многообразие значений и смыслов, которые только могут выражаться при помощи языка или невербальных кодов. Молчание, как и большинство речевых актов, сопровождается невербальными кодами, степень значимости которых для коммуникации и вклад в комплекс сведений, передаваемых в конкретных дискурсивных условиях, будет варьироваться.
Молчание экспрессивно окрашено, поскольку оно по определению не может являться исключительным источником передачи информации. Даже при однозначном ответе: согласии или несогласии, которые также могут обозначаться речевым актом молчания, молчание имплицитно выражает либо эмоциональное состояние говорящего (молчащего), либо его отношение к действиям или словам собеседника (слушающего). Характерно, что партнер по коммуникации достаточно легко адекватно декодирует информацию, посланную ему таким способом. Это обусловлено, как уже сказано выше, тем, что, во-первых, коммуниканты владеют культурно специфическими дискурсивными стратегиями и, во-вторых, знаниями, необходимыми для достижения совместной цели в конкретных условиях Другими словами, молчание является очевидным значимым компонентом интеракции, исключение которого кардинально меняет содержательную интерпретацию совокупности речевых действий, осуществляемых в соответствующих дискурсивных условиях.
Таким образом, молчание – это часть коммуникации, значимый и неотъемлемый компонент интеракции. Оно может иметь вербальную альтернативу, однако в большинстве случаев использования рассматриваемого речевого акта – молчания – является наиболее выразительным, экспрессивным и порой наиболее удобным способом или средством передачи информации.
Специальное изучение молчания, как неотъемлемого компонента дискурсивного события и одного из элементов реализации дискурсивной стратегии является отдельным предметом рассмотрения и представляет несомненный научный интерес.
1.2 Функции молчания
Функции молчания можно объединить в две макрофункции: функцию молчания как средства межличностного общения и функцию молчания, обусловленного социально-культурными факторами.
Молчание, как средство межличностного общения выполняет две основные функции: функцию связи и функцию воздействия. Функция связи, возникающая между хорошо знакомыми людьми, может быть положительной или отрицательной. Молчание в функции воздействия очень многозначно и может выражать ненависть, согласие, упрямство, нежелание сказать правду, стыдливость, скромность, застенчивость, приглашение к разговору, недоумение, растерянность и т.д.
В качестве особой функции молчания предлагается рассматривать его способность быть маркированным с позиции гендерологии5. Это актуально для межличностной коммуникации, а также - в еще большей степени - для межкультурной коммуникации, описание которой содержит чрезвычайно важный и интересный материал.
Классификации функциям молчания были даны некоторыми исследователями. Сравнительные характеристики изученных классификаций представлены в таблице 1 Символами «+» и «–» обозначается наличие (отсутствие) тех или иных функций в определённой классификации. Сопоставление классификаций имеет ряд трудностей, так как функции, выделенные учёными, различаются названием, сущностью, количеством, а также основанием, по которым эти функции выделяются. Следует особо оговориться, что хотя в ряде случаев некоторые функции называются по-разному, но содержательно интерпретируются идентично, что и отражает таблица 1.1. Например, информативная функция, по С.В. Крестинскому, соответствует функции выражения недоверия, по С.В.Меликян. В обоих случаях молчание понимается как способ осуществления действия, как-то: выражение недоверия, одобрения, согласия, понимания или наоборот нежелания что-то сделать, удивления, размышления. В отличие от приведенных мнений С.Ю. Данилов, выделяющий также информативную функцию, понимает под ней сокрытие информации, необходимой коммуниканту [3;67].