Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2015 в 12:51, реферат
Данное исследование посвящено одному из актуальных и загадочных вопросов в лингвистике. Это вопрос о молчании как способе передачи информации и выражения чувств и мышления. Следует отметить, что к молчанию не относится бессознательное состояние человека, к примеру таких явлений, как сон и обморок.
Молчание может выражать понимание и знание адресата.
Например:
Преподаватель: Конечно вы знаете, что Земля - третья от Солнца планета Солнечной системы, крупнейшая по диаметру, массе и плотности среди планет земной группы.
Студенты: ... (молчат).
Преподаватель: Научные данные указывают на то, что Земля образовалась из солнечной туманности около 4,54 миллиардов лет назад.
Студенты: . (молчат).
В данном примере оказывается то, что молчание выполняет информативную функцию.
Молчание - знак непонимания и незнания.
Пример из устной речи: преподаватель задает вопрос на лекции:
Преподаватель: Назовите, что такое атом-донор и атом-акцептор?
Студенты:.... молчат.
Преподаватель: Правильно, что молчите, потому что не знаете. Мы не можем представить разницу между ними, если еще не знаем, что такое атом? Из чего состоит атом?
5. Молчание выражает стыд
адресата.
Например:
Когда мужчина говорит знакомой или новой девушке при знакомстве, что она красивая, она может отвечать и благодарить его за комплимент или она может молчать.
Мужчина: Класс, у тебя такие красивые глаза!
Девушка: Ты всем так говоришь?
Мужчина: Нет, только тем, у кого красивые глаза! А ты с этим не согласна?!
Девушка:... (молчит) [15]
Данный пример показывает, что девушка стеснительная, но как мужчина понимает этот ответ? Думаю, что он может понимать ответ по-разному. Он может понимать, что она стесняется или, что она согласна или не согласна с ним, верит или не верит ему. В данном случае контакт получился, но не с полным пониманием со стороны мужчины. В некоторых случаях молчание - это важная часть общения, но возникают случаи, когда молчание может привести к нарушению понимания. При этом молчание выполняет неполную контактную функцию.
Молчание указывает на волнение или боязнь адресата.
Молчанием адресат дает говорящему или читателю мысль о том, что он не хочет выражать свое мнение из-за боязни или во избежание нежелательных для него последствий. Например:
«Но все в элегии ничтожно; Пустая цель ее жалка; Меж тем цель оды высока И благородна... Тут бы можно Поспорить нам, но я молчу: Два века ссорить не хочу.»
[А.С. Пушкин. Евгений Онегин]
Адресат молчит, когда хочет игнорировать говорящего.
Например:
" Князь Андрей вскоре
после приезда своего как
В некоторых случаях собеседник замолкает из-за боязни или обиды.
Например:
«Он хотел бы высказать самое нутро обиды, выкинуть из себя накипь, боль жгучую - и не находил слов» [И. С. Шмелев. Гражданин Уклейкин]
Следует указать и на то, что молчание не всегда описывается глаголом молчать и производных от него глаголов. Это объясняется тем, что «в нем, как и в глаголе говорить, не эксплицирована иллокутивная сила. Поэтому во многих случаях предпочтение отдается отрицательной форме иллокутивного глагола: не возразил, не ответил, не спросил» [1, с. 110].
Другой пример:
«Со дня похорон в маленьком домике наступило молчание. Это не была тишина, потому что тишина - лишь отсутствие звуков, а это было молчание, когда те, кто молчит, казалось, могли бы говорить, но не хотят. Так думал Игнатий, когда входил в комнату жены и встречал упорный взгляд, такой тяжелый, словно весь воздух обращался в свинец и давил на голову и спину». [Леонид Андреев. "Молчание"]
9. Иногда адресат замолкает из-за покорности или бессилия.
Например:
«Она била свою жертву по лицу, по голове; но Елена упорно молчала, и ни одного звука, ни одного крика, ни одной жалобы не проронила она» [Ф.М. Достоевский. Униженные и оскорбленные]
Другой пример:
«Она несла в руках свою шляпку и, войдя, положила ее на фортепиано; потом подошла ко мне и молча протянула мне руку. Губы ее слегка пошевелились; она как будто хотела мне что-то сказать, какое-то приветствие, но ничего не сказала». [Ф.М. Достоевский. Униженные и оскорбленные]
10. Молчание как ощущение бесполезности. В своей статье Рудольфовна К.Т. отмечает, что мы смиренно молчим, замолкаем, когда вдруг в какой-то момент нашей пылкой речи понимаем ее бесполезность: " Зайдя в крендельную Семёнова, я узнал, что крендельщики собираются идти к университету избивать студентов:
- Гирями будем бить! - говорили они с весёлой злобой. Я стал спорить, ругаться с ними, но вдруг почти с ужасом почувствовал, что у меня нет желания, нет слов защищать студентов" [М. Горький. Мои университеты]
Понимает ли собеседник цель молчания в данном случае? Думаю, что в данном случае трудно понимать цель молчания со стороны собеседника. Наоборот, он может думать, что он уговорил собеседника и поэтому последний замолчал. В данном случае контакт не состоялся, что затрудняет понимание молчания как инструмент передачи информации.
Таким образом, взаимопонимание между двумя сторонами, и не только со стороны адресата является обязательным условием для того, чтобы контакт состоялся, потому что если бы не было взаимопонимания между говорящим и адресатом, не было бы контакта. В этом случае молчание потеряло бы свою выразительную силу.
Молчание как выражение самоустранения.
Например:
« До сих пор, худо ли, хорошо ли, всегда можно было уклониться от участия в истории. Тот, кто не одобрял, часто мог молчать или говорить о другом. Нынче все изменилось и само молчание приобрело страшный смысл» [А. Камю. Нобелевская лекция]
Адресат не слушает говорящего, не обращает внимания на его просьбы. Например:
« Вот уж, действительно, нет на свете реакции сквернее, чем необъяснимое молчание. Что такое? В чем дело? Я тебя обидела? Скажи колкость в ответ. Неудачно пошутила? Преподай урок юмора. Ты мне не веришь? Поставь в тупик доказательством моего вранья. Не хочешь отвечать на вопрос прямо? Так не отвечай. Но скажи хоть что-нибудь! Увиливай, выкручивайся, хитри и путай следы, но не молчи, прошу тебя.» [16]
13. Молчание как проявление мудрости.
Например:
« Моя любимая реакция Особенно во время каких-нибудь руганей... чем говорит, говорит, я его слушаю очень внимательно, мысли по поводу есть, но в ответ всё равно молчу. Причём знаю, что это раздражает других, и молчу. Ненавижу выяснять отношения» .
14. Собеседник замолкает, чтобы
избежать
идиотские вопросы, на которые не хочет
отве-
чать
Вот пример из интернета, в котором собеседник объясняет, почему он молчит:
« Ну а что мне делать, если задают идиотские или неуместные вопросы? Не хамить же? Если сказать, что вопрос тупой, обиды будет больше, чем если я промолчу. Если сказать, что я не хочу говорить на эту тему, вопросов будет ещё больше: "А почему ты не хочешь? У тебя какие-то комплексы? От комплексов надо избавляться." А с некоторыми людьми вообще спорить бесполезно».
Человек молчит, когда он думает и намерен принять какое-нибудь решение. Например:
Жена: что мне приготовить на обед? Ума не приложу.
Муж: ... молчит.
Жена: Тогда я куплю килограмма полтора мяса для первого и второго, а ты возьми что-нибудь на закуску.
Муж: хорошо. Только давай решим, что купить из закуски.
Человек молчит, когда он хочет упрекать собеседника.
« Она молчала; наконец взглянула на меня как будто с упреком, и столько пронзительной боли, столько страдания было в ее взгляде, что я понял, какою кровью и без моих слов обливается теперь ее раненое сердце. Я понял, чего стоило ей ее решение и как я мучил, резал ее моими бесполезными, поздними словами» [Ф.М. Достоевский. Униженные и оскорбленные]
Кроме того, молчание может служить оружием для выражения разных чувств и значений. Собеседник молчит, чтобы волновать говорящего. Собеседник молчит, потому что у него плохое настроение. Молчание выражает сосредоточенность, усталость, радость, недоумение и др.
Следует также указать на то, что иногда молчание бывает со стороны самого говорящего, а не только со стороны адресата. При этом молчание говорящего имеет другие формы и разные значения.
В своей статье «О русском молчании в межкультурной коммуникации» К.Т. Рудольфовна определила основные функции молчания говорящего. Вслед за ней мы относим к основным функциям молчания говорящего следующие:
Медитативная функция. Под этим понимается то, что говорящий молчит и берет паузу для размышления и нахождения аргументов. В данном случае, как думает С.В. Меликян, «Акт молчания необходим говорящему для совершения определенных умственных действий. Подтверждением этому является следующий пример:
Треплев: (собирается писать; пробегает то, что уже написано) Я так много говорил о новых формах, а теперь чувствую, что сам мало-помалу сползаю к рутине... и далекие звуки рояля, замирающие в тихом прохладном воздухе... Это мучительно. Пауза.
Да, я все больше и больше прихожу к убеждению, что дело не в старых и не в новых формах... (А.П. Чехов "Чайка")» [5, с. 48].
• Эмотивная функция. Здесь говорящий молчит из-за неспособности или нежелания говорить в силу эмоционального напряжения. Например:
- «Юля, что с Тобой?"
Юля молчит и ничего не говорит
- "Ангел мой, Тебе плохо?"
Ангел, сложив крылья, покачивает головой и продолжает молчать
- "Солнышко, да что произошло?" Солнышко уставилась в одну точку и не обращает никакого внимания ни на кого...
- "Юлечка, ну умоляю Тебя, скажи, что случилось?"
"Ничего, просто эта песня "Я хочу быть с Тобой"... Грустная она...» [16]
Например: Наташа (смущенно улыбаясь). Так... Вот, думаю, завтра... приедет кто-то... кто-нибудь... особенный... Или - случится что-нибудь... тоже - небывалое... Подолгу жду... всегда - жду... А так... на самом деле - чего можно ждать? Пауза.
Барон (с усмешкой). Нечего ждать... Я -ничего не жду! Все уже... было! Прошло... Кончено!.. Дальше! [ М. Горький. На дне]
Для привлечения внимания адресата или аудитории говорящий замолкает, поэтому можно сказать, что это функция обычно распространяется в педагогической и ораторской сфере.
Например: Начиная урок истории в 4-м классе, учительница обратилась к ребятам: « Сегодня мы отправимся в путешествие вместе с Афанасием Никитиным. Хотите путешествовать? (Пауза)».
Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию, настраивает его внимание на слушание и позволяет говорящему собраться с мыслями. Она собирает внимание, концентрирует слушателей на вопросе и дает возможность осмыслить сказанное.
Для того, чтобы подчеркивать важность информации, оратор делает паузу после важных или значительных фраз. И в этот момент у слушателей в голове звучат последние слова оратора. То есть пауза делается перед важной информацией, акцентируя на этом внимание. Например: «Сейчас я скажу основную причину низкого урожая зерновых - пауза». [17] И даже те, кто не слушал - обратят внимание на следующее высказывание.
Такую стратегию говорящий использует для того, чтобы показать, что разговор окончен или у него есть намерение перейти к другой теме.
Такое молчание является маркером взаимодействия и понимания между говорящим и адресатом, когда слова оказываются лишними. Таким образом, мы видим, что молчание равно стратегии войны, которую использует говорящий для достижения определенной цели, для передачи определенной информации вместо слов. Говорящий использует эту стратегию, потому что он видит, что в данном случае молчание более выразительно, чем слова.
Заключение
Молчание является одним из компонентов нашего общения. В отличие от неговорения, молчание следует связывать не с отсутствием речи, а с передачей информации определенным способом. А чтобы определить, какую информацию несет молчание, нужно знать контекст ее употребления.
Молчание является особой выразительной силой. Если бы мы хотели, чтобы слова замещали молчание, то они не могли бы отражать такую гамму чувств, которую передает молчание. Поэтому молчание как эквивалент действия и антидействия является собственным видом коммуникативного акта.
Молчание выполняет многие функции, с которыми связаны различные обстоятельства и значения. Могут быть разнообразные функции молчания, они зависят от взаимопонимания между говорящим и адресатом и ситуации, в которой находится говорящий.
Функции молчания можно объединить в три макрофункции: полная контактная функция, неполная контактная функция, и дисконтактная функция.
К основным функциям молчания говорящего можно выделить следующие: медитативная функция, эмотивная функция, выжидательная функция, аттрактивная функция, терминационная функция, функция эмоциональной замены вербального общения.
Стратегия молчания используется для достижения определенной цели и передачи определенной информации. Говорящий использует эту стратегию, потому что он видит, что в данном случае молчание более выразительно, чем слова.
Литература
1 Арутюнова Н.Д. Молчание: контексты употребления// Логический анализ языка: Язык речевых действий. - М.: Наука, 1994. - С. 106-117.
2 Володина M.H. Язык СМИ - основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. 1 часть. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. [Электронный ресурс]: evartist.narod. ru/text12/03.htm
3 Дмитревская И. В. Метафизика молчания: герменевтический аспект// Парадигма: Очерки философии и теории культуры. (Мелос и Логос: Диалог в истории. Материалы Третьей Международной конференции «Метафизика искусства», 19-20 ноября 2004 г.). Вып. 2 / под редакцией проф. М.С. Уварова. - СПб.: Изд-во «Барс», 2005. - 180 с.