Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:47, контрольная работа
Мотивационная готовность к школе является одной из важных аспектов образования в рамках психологической готовности детей к школе. Ее развитие необходимо для успешной учебной деятельности ребенка, скорейшей адаптации к новым социальным и жизненным условиям, для безболезненного вхождения в новую систему отношений, для развития потребности в достижении успехов, сформированности иерархии мотивов, получению информации об окружающем мире.
Введение
1. Задачи и содержание педагогического процесса в подготовительной к школе группе
2. Параметры готовности ребенка к школе
3. Развитие мотивов в детском возрасте и проблема формирования
Заключение
Список использованной литературы
2. Развитие мотивов в детском возрасте и проблема формирования мотивационной готовности к школе
Чтобы ребенок успешно учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости — он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции».
«Внутренняя позиция школьника» представляет собой впервые сложившуюся систему отношений ребенка к внешнему миру , где значимыми для ребенка отношениями становятся отношения субъективно переживаемой ребенком готовности включиться в учебную деятельность как социально значимую, направленную на овладение системой знаний, умений и навыков. Зрелая «внутренняя позиция школьника» это сложный психологический феномен включающий в себя интерес к школьно-учебному содержанию знаний, способность к выделению собственно учебной задачи - усвоение данных учителем образцов учебных действий или понятий, выделение функции официального взрослого (в том числе учителя) и опосредствование социальными ролями отношений со взрослыми. Специфическим для «внутренней позиции школьника» является сочетание социальных и познавательных мотивов учения, которые доминируют над игровыми, появление и развитие специфически школьной, так называемой отметочной мотивации (когда оценка учителем успешности учебной деятельности опосредствуется формальной отметкой), предпочтение коллективных классных занятий индивидуальному домашнему обучению; положительное отношение к выполнению общественных норм поведения, в том числе школьной дисциплины; сформированность представлений ребенка о себе и стремление соответствовать своему образу «Я», выступающему как новый мотив поведения.
«Внутренняя позиция школьника» детей шестилетнего возраста имеет ряд существенных особенностей. Для нее характерно сочетание стремления в школу, положительного отношения к ней и почти полного игнорирования ее специфического школьно-учебного содержания, интересы шестилеток находятся в сфере дошкольного содержания занятий. Незрелым у детей этого возраста оказывается отношение к учебной задаче - оно характеризуется направленностью на достижение учебного результата и недостаточное внимание уделяется способам выполнения задания; отмечается высокая побудительность игровых мотивов, сочетающаяся с неустойчивостью познавательных; восприятие ими школьной действительности формально, они более ориентированы на поверхностные, второстепенные социальные нормы.
Основной вывод, к которому приходят психологи, состоит в том, что у детей 6-летнего возраста преимущественно дошкольный тип внутренней позиции школьника, незрелое отношение к школе и учению. Дети этого возраста только формально могут стать учениками, оставаясь психологически дошкольниками.
Тенденции возрастных мотивационных
изменений у младших школьников
таковы, что у первоклассников
преобладает интерес к внешней
стороне пребывания в школе, затем
возникает интерес к
Проблема мотивационной
Психологическая готовность в соответствии с разными требованиями школы к психике ребенка, распадается на две глобальные части: готовность интеллектуальная и личностная. Это два традиционных направления изучения психики человека вообще, и два направления в попытках построения надежной системы прогнозирования первоначальной школьной успеваемости. Мотивационная готовность, наряду с социальной, коммуникативной, эмоциональной, волевой и т. п. является частью личностной готовности к обучению в школе.
Проблема мотивационной
Однако, как показал Л.С. Выготский, обучение не должно опираться на развитие, обучение должно идти впереди развития, вести его за собой. С точки зрения проблемы готовности это значит, что поступающий в школу ребенок вовсе и не должен обладать психическими чертами, характерными для школьника, эти черты еще только должны будут возникнуть в ходе обучения. Но психические черты школьника должны находиться в «зоне ближайшего развития» дошкольника, только при этом условии ребенок сможет при благоприятных условиях с помощью взрослого постепенно превратиться психологически в школьника.
Мотивация - мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.
Основой для формирования мотивов учебной деятельности являются любопытство и любознательность, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество - при умелом руководстве - может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию.
Однако есть дети (и их немало), у которых это прирожденное свойство не становится стимулом к учению. В работе с такими детьми необходимо использовать мотивы-стимулы в форме побуждения, а также одобрения стремления к узнаванию нового в наблюдаемых предметах, явлениях. Эффективными являются и такие приемы, как сопоставление предметов, явлений, а также соединение интересного и малопривлекательного в обучении.
Мотивы-стимулы могут развиваться и в процессе ответов на любые детские вопросы. Взрослым необходимо серьезно относиться к вопросам ребенка и, отвечая на них, побуждать к новым вопросам - это приучает детей быть не пассивными слушателями, а открывателями нового, пока неизвестного им.
Недопустимо безразличное, равнодушное, пренебрежительное отношение к вопросам детей, высмеивание как самих вопросов, так и детей, их задающих, а также небрежные, а порой и неверные ответы-отмахивания. Это способно погасить любопытство еще в зародыше и привести к тому, что дети перестанут задавать вопросы. А ведь для них так естественно, взглянув на какой-нибудь предмет, сразу же спросить: что это такое? Зачем? Почему?
Взрослому надо не торопиться отвечать на вопрос. Нужно заставить ребенка самого поразмыслить о предмете, явлении. Показать ему в наблюдаемом характерные и существенные признаки, которые он сам не может выделить. Иногда целесообразно задать ребенку ряд встречных, дополнительных, наводящих вопросов, чтобы подвести его к самостоятельному ответу. Многие воспитатели умело используют ответы на вопросы как мотив действий, поступков детей.
При обучении традиционными методами, направленными на сообщение детям в занимательной форме различных сведений без выделения существенных связей между явлениями и предметами, вопросы детей чаще всего являются уточняющими. Они не отражают активного преобразования и использования знаний. Это вопросы типа: что это? Как это называется? Когда это было? И т.п. Этот уровень любознательности отражает проявление интереса к простому увеличению, уточнению знаний. Эффективность таких знаний для умственного развития детей не велика: они перегружают память запоминанием второстепенного, несущественного. Такие знания быстро забываются, с трудом переносятся на другие виды деятельности.
Если детям раскрывают существенные связи, зависимости, закономерности в изучаемых предметах и явлениях, у них возникают вопросы по поводу причинно- следственных отношений между предметами, явлениями природы и общественной жизни. Эти вопросы выражают действие ребенка, направленное на удовлетворение любопытства, углубленное познание изучаемого или наблюдаемого предмета, явления.
Особой формой удовлетворения любознательности является использование в работе с детьми фантастических образов, небылиц, «перевертышей». Повседневно наблюдаемые предметы и явления в силу их обыденности часто не дают ребенку возможности осознать связи и зависимости между ними. Фантастические образы, рассказы о небывальщине противопоставляются конкретному жизненному опыту ребенка и выступают как мотивы-стимулы, возбуждающие повышенный интерес и стремление рассуждать и спорить в процессе осознания уже известного или познания нового.
В формировании мотивов учебной деятельности большое значение имеет интеллектуальная активность детей на занятиях. Одним из условий развития интеллектуальной активности является обучение детей умению выделять, понимать и решать умственные задачи. К концу дошкольного возраста у детей пропадает интерес к «головоломке» (к игре, по условиям которой предусматривался выигрыш за удачное решение), и ведущим мотивом учебной деятельности становится, как правило, мотив учиться решать учебные задачи, понимать их содержание.
Итак, наибольшую побудительную силу к учению, проявлению настойчивости для младших детей имеют задачи игрового содержания, для средней группы - трудового, а для старших дошкольников - собственно интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных мотивов, отличных от мотивов игры или практической деятельности, расширяет возможности подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе, делает доступным систематическое и сознательное усвоение ими новых знаний, обеспечивает развитие интеллектуальной активности.
Обучение детей умению учиться имеет два принципиально важных аспекта. Во-первых, умение учиться необходимо с точки зрения подготовки к школе (обучение в школе требует от ребенка умения учиться, без которого усвоение знаний и навыков, предусмотренных школьной программой, становится труднодостижимым). Во-вторых, желание учится значительно повышает интерес к обучению, а желание научиться решать умственные задачи является стимулом познавательной активности.
Обучение детей умению видеть и понимать умственную задачу, использование разных способов, побуждающих к творческому выполнению задания, выделение предмета познания - все это способствует повышению познавательной активности ребенка, выступает сильным побудительным мотивом развития навыков учебной деятельности.
Заключение
Безусловно важно, чтобы
ребенок пошел в школу физическ
Мотивационная готовность к школьному обучению является одним из компонентов психологической готовности к школе.
Говоря о мотивации,
мы говорим о побуждении к чему-то.
В данном случае о побуждении к
учебе. А это значит, что у ребенка
должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно
узнавать новое. Но поскольку учение в
школе состоит не только из интересных
и занимательных занятий, то у ученика
должен быть стимул выполнять и непривлекательные,
а порой даже скучные и утомительные задания.
Учебная мотивация складывается у первоклассника
при наличии выраженной познавательной
потребности, умении трудиться и желании
занять новую социальную позицию в обществе.
Познавательная потребность существует
у малыша с самого рождения, а дальше она
подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют
познавательный интерес ребенка, тем сильнее
он становится. Поэтому очень важно отвечать
на вопросы маленьких “почемучек”, как
можно больше читать им художественные
и развивающие книги, играть с ними в развивающие
игры. Занимаясь с дошкольниками, важно
обращать внимание на то, как ребенок реагирует
на трудности: пытается выполнить начатое
дело или бросает его. Необходимая, вовремя
оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная
похвала позволяют ребенку верить в свои
возможности, повышают его самооценку
и стимулируют желание справляться с тем,
что не сразу получается. Такое общение
с ребенком, как правило, позволяет сформировать
учебную мотивацию к моменту поступления
последнего в школу.
Список использованной литературы