Мотивационная готовность к школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Мотивационная готовность к школе является одной из важных аспектов образования в рамках психологической готовности детей к школе. Ее развитие необходимо для успешной учебной деятельности ребенка, скорейшей адаптации к новым социальным и жизненным условиям, для безболезненного вхождения в новую систему отношений, для развития потребности в достижении успехов, сформированности иерархии мотивов, получению информации об окружающем мире.

Содержание работы

Введение
1. Задачи и содержание педагогического процесса в подготовительной к школе группе
2. Параметры готовности ребенка к школе
3. Развитие мотивов в детском возрасте и проблема формирования
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контр. мотивационная готовность.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

 

2. Развитие мотивов в детском возрасте и проблема формирования мотивационной готовности к школе

Чтобы ребенок успешно  учился он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным»  занятиям, «ответственным» поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких взрослых к учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться в положении со старшими. Стремление ребенка занять новое социальное положение ведет к образованию его внутренней позиции. Л. И. Божович характеризует это как центральное личностное новообразование, характеризующее личность ребенка в целом. Именно оно и определяет поведение и деятельность ребенка и всю систему его отношений к действительности, к самому себе и окружающим людям. Образ жизни школьника в качестве человека, занимающегося в общественном месте общественно значимым и общественно оцениваемым делом, осознается ребенком как адекватный для него путь к взрослости — он отвечает сформировавшемуся в игре мотиву «стать взрослым и реально осуществлять его функции».

 «Внутренняя позиция школьника» представляет собой впервые сложившуюся систему отношений ребенка к внешнему миру , где значимыми для ребенка отношениями становятся отношения субъективно переживаемой ребенком готовности включиться в учебную деятельность как социально значимую, направленную на овладение системой знаний, умений и навыков. Зрелая «внутренняя позиция школьника» это сложный психологический феномен включающий в себя интерес к школьно-учебному содержанию знаний, способность к выделению собственно учебной задачи - усвоение данных учителем образцов учебных действий или понятий, выделение функции официального взрослого (в том числе учителя) и опосредствование социальными ролями отношений со взрослыми. Специфическим для «внутренней позиции школьника» является сочетание социальных и познавательных мотивов учения, которые доминируют над игровыми, появление и развитие специфически школьной, так называемой отметочной мотивации (когда оценка учителем успешности учебной деятельности опосредствуется формальной отметкой), предпочтение коллективных классных занятий индивидуальному домашнему обучению; положительное отношение к выполнению общественных норм поведения, в том числе школьной дисциплины; сформированность представлений ребенка о себе и стремление соответствовать своему образу «Я», выступающему как новый мотив поведения.

«Внутренняя позиция школьника» детей шестилетнего возраста имеет ряд существенных особенностей. Для нее характерно сочетание стремления в школу, положительного отношения к ней и почти полного игнорирования ее специфического школьно-учебного содержания, интересы шестилеток находятся в сфере дошкольного содержания занятий. Незрелым у детей этого возраста оказывается отношение к учебной задаче - оно характеризуется направленностью на достижение учебного результата и недостаточное внимание уделяется способам выполнения задания; отмечается высокая побудительность игровых мотивов, сочетающаяся с неустойчивостью познавательных; восприятие ими школьной действительности формально, они более ориентированы на поверхностные, второстепенные социальные нормы.

Основной вывод, к которому приходят психологи, состоит в том, что у детей 6-летнего возраста преимущественно дошкольный тип внутренней позиции школьника, незрелое отношение к школе и учению. Дети этого возраста только формально могут стать учениками, оставаясь психологически дошкольниками.

Тенденции возрастных мотивационных  изменений у младших школьников таковы, что у первоклассников  преобладает интерес к внешней  стороне пребывания в школе, затем  возникает интерес к результатам  учебного труда и лишь позже, при  благоприятных условиях, формируется учебно-познавательная мотивация как интерес к процессу, содержанию учения, и еще позднее - к способам добывания знаний.

Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы - проблемы психологической готовности к школьному обучению. Психологическая готовность к школе представляет собой системное качество психики поступающего в школу ребенка, дающее ему возможность успешного начала обучения. В самом общем виде проблема школьной готовности заключается в соответствии психических свойств, качеств ребенка требованиям школы.

Психологическая готовность в соответствии с разными требованиями школы  к психике ребенка, распадается  на две глобальные части: готовность интеллектуальная и личностная. Это  два традиционных направления изучения психики человека вообще, и два направления в попытках построения надежной системы прогнозирования первоначальной школьной успеваемости. Мотивационная готовность, наряду с социальной, коммуникативной, эмоциональной, волевой и т. п. является частью личностной готовности к обучению в школе.

Проблема мотивационной готовности к обучению в школе интересует психологов прежде всего потому, что  в практике обнаруживается зависимость  между характером мотивации и  деятельностью, побуждаемой ею, между мотивацией -ученика и успешностью его обучения Важно, что мотивы, являясь структурно начальным звеном деятельности, обнаруживают свое влияние на всех этапах и во всех структурных единицах деятельности. Так, от характера мотивов зависит и выбор средств достижения результатов деятельности, и характер действий, с мотивами связаны и операции контроля и оценки полученного результата деятельности.

Однако, как показал Л.С. Выготский, обучение не должно опираться на развитие, обучение должно идти впереди развития, вести его за собой. С точки зрения проблемы готовности это значит, что поступающий в школу ребенок вовсе и не должен обладать психическими чертами, характерными для школьника, эти черты еще только должны будут возникнуть в ходе обучения. Но психические черты школьника должны находиться в «зоне ближайшего развития» дошкольника, только при этом условии ребенок сможет при благоприятных условиях с помощью взрослого постепенно превратиться психологически в школьника.

Мотивация - мотивы, побуждающие к деятельности, вызывающие активность и определяющие ее направленность. Каждой возрастной ступени присущи свои виды деятельности, побуждаемые определенными мотивами. В старшем дошкольном возрасте ребенок резко меняется: совершенствуются психофизиологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Основой для формирования мотивов учебной деятельности являются любопытство и любознательность, которые теснейшим образом связаны со стремлением к узнаванию нового. Это качество - при умелом руководстве - может перерасти в жажду знаний, потребность к познанию.

Однако есть дети (и  их немало), у которых это прирожденное свойство не становится стимулом к учению. В работе с такими детьми необходимо использовать мотивы-стимулы в форме побуждения, а также одобрения стремления к узнаванию нового в наблюдаемых предметах, явлениях. Эффективными являются и такие приемы, как сопоставление предметов, явлений, а также соединение интересного и малопривлекательного в обучении.

Мотивы-стимулы могут  развиваться и в процессе ответов на любые детские вопросы. Взрослым необходимо серьезно относиться к вопросам ребенка и, отвечая на них, побуждать к новым вопросам - это приучает детей быть не пассивными слушателями, а открывателями нового, пока неизвестного им.

Недопустимо безразличное, равнодушное, пренебрежительное отношение к вопросам детей, высмеивание как самих вопросов, так и детей, их задающих, а также небрежные, а порой и неверные ответы-отмахивания. Это способно погасить любопытство еще в зародыше и привести к тому, что дети перестанут задавать вопросы. А ведь для них так естественно, взглянув на какой-нибудь предмет, сразу же спросить: что это такое? Зачем? Почему?

Взрослому надо не торопиться отвечать на вопрос. Нужно заставить  ребенка самого поразмыслить о предмете, явлении. Показать ему в наблюдаемом характерные и существенные признаки, которые он сам не может выделить. Иногда целесообразно задать ребенку ряд встречных, дополнительных, наводящих вопросов, чтобы подвести его к самостоятельному ответу. Многие воспитатели умело используют ответы на вопросы как мотив действий, поступков детей.

При обучении традиционными  методами, направленными на сообщение детям в занимательной форме различных сведений без выделения существенных связей между явлениями и предметами, вопросы детей чаще всего являются уточняющими. Они не отражают активного преобразования и использования знаний. Это вопросы типа: что это? Как это называется? Когда это было? И т.п. Этот уровень любознательности отражает проявление интереса к простому увеличению, уточнению знаний. Эффективность таких знаний для умственного развития детей не велика: они перегружают память запоминанием второстепенного, несущественного. Такие знания быстро забываются, с трудом переносятся на другие виды деятельности.

Если детям раскрывают   существенные связи, зависимости,   закономерности в изучаемых предметах и явлениях, у них возникают вопросы по поводу     причинно- следственных отношений между предметами, явлениями природы и общественной жизни. Эти вопросы выражают действие ребенка, направленное на удовлетворение любопытства, углубленное познание изучаемого или наблюдаемого предмета, явления.

Особой формой удовлетворения любознательности является использование в работе с детьми фантастических образов, небылиц, «перевертышей». Повседневно наблюдаемые предметы и явления в силу их обыденности часто не дают ребенку возможности осознать связи и зависимости между ними. Фантастические образы, рассказы о небывальщине противопоставляются конкретному жизненному опыту ребенка и выступают как мотивы-стимулы, возбуждающие повышенный интерес и стремление рассуждать и спорить в процессе осознания уже известного или познания нового.

В формировании мотивов  учебной деятельности большое значение имеет интеллектуальная активность детей на занятиях. Одним из условий развития интеллектуальной активности является обучение детей умению выделять, понимать и решать умственные задачи. К концу дошкольного возраста у детей пропадает интерес к «головоломке» (к игре, по условиям которой предусматривался выигрыш за удачное решение), и ведущим мотивом учебной деятельности становится, как правило, мотив учиться решать учебные задачи, понимать их содержание.

Итак, наибольшую побудительную  силу к учению, проявлению настойчивости для младших детей имеют задачи игрового содержания,  для  средней группы - трудового, а для старших дошкольников - собственно интеллектуальные задачи. Появление новых познавательных мотивов, отличных от мотивов игры или практической деятельности, расширяет возможности подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе, делает доступным систематическое и сознательное усвоение ими новых знаний, обеспечивает развитие интеллектуальной активности.

Обучение детей  умению учиться имеет два принципиально важных аспекта. Во-первых, умение учиться необходимо с точки зрения подготовки к школе (обучение в школе требует от ребенка умения учиться, без которого усвоение знаний и навыков, предусмотренных школьной программой, становится труднодостижимым). Во-вторых, желание учится значительно повышает интерес к обучению, а желание научиться решать умственные задачи является стимулом познавательной активности.

Обучение детей умению видеть и понимать умственную задачу, использование разных способов, побуждающих к творческому выполнению задания, выделение предмета познания - все это способствует повышению познавательной активности ребенка, выступает сильным побудительным мотивом развития навыков учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Безусловно важно, чтобы  ребенок пошел в школу физически подготовленным. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к новым условиям жизнедеятельности. Содержание этого вида готовности определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Связаны они с изменением социальной позиции ребенка в обществе, а также со спецификой учебной деятельности в младшем школьном возрасте. Конкретное содержание психологической готовности не является стабильным - оно изменяется, обогащается.

Мотивационная готовность к школьному обучению является одним из компонентов психологической готовности к школе.

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к  учебе. А это значит, что у ребенка  должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания.  
Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности, умении трудиться и желании занять новую социальную позицию в обществе. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру: чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких “почемучек”, как можно больше читать им художественные и развивающие книги, играть с ними в развивающие игры. Занимаясь с дошкольниками, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности: пытается выполнить начатое дело или бросает его. Необходимая, вовремя оказанная помощь взрослого, а также эмоциональная похвала позволяют ребенку верить в свои возможности, повышают его самооценку и стимулируют желание справляться с тем, что не сразу получается. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную мотивацию к моменту поступления последнего в школу.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Божович Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка.- В кн.: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной.- М., 1972
  2. Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. - 2005. - №8.
  3. Голикова Н. Формирование мотивационной готовности к школе // Дошкольное воспитание.- 2004.-№4.
  4. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе.- М., 1993
  5. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М/, 1988.
  6. Подготовительная к школе группа в детском саду / Под ред. М.В. Залужской.- М.,1972.
  7. Серова Л.И. Готовность ребёнка к обучению в школе// Дошкольное воспитание.- 1999.-№2.

Информация о работе Мотивационная готовность к школе