Мотивация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 09:36, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время существуют два подхода к определению мотивации. Первый из них рассматривает мотивацию как структурное образование, как совокупность факторов или мотивов. Его придерживаются многие психологи как отечественные, так и иностранные. «Мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение. Это понятие описывает отношение, существующее между действием и причинами, которые его объясняют или оправдывают» (Ж. Годфруа).

Файлы: 1 файл

перевод мотивация личности.docx

— 23.16 Кб (Скачать файл)

Мотивация личности

 

В настоящее время существуют два подхода к определению  мотивации.

 

Первый из них рассматривает  мотивацию как структурное образование, как совокупность факторов или мотивов. Его придерживаются многие психологи  как отечественные, так и иностранные. «Мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение. Это понятие  описывает отношение, существующее между действием и причинами, которые его объясняют или  оправдывают» (Ж. Годфруа).

 

Более определенно высказывается  В. И. Ковалев: «Под мотивацией нами понимается совокупность мотивов поведения  и деятельности». Все точки над i в рамках этого подхода расставляет  В. Д. Шадриков. Согласно его схеме мотивация обусловлена потребностями, целями личности, уровнем притязаний, идеалами, условиями деятельности (как объективными, так и субъективными – знаниями, умениями, способностями, характером), мировоззрением, убеждениями, направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов человек принимает решение.

 

В рамках второго подхода  мотивация рассматривается как  динамичное образование, как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определенном уровне. Он также  имеет своих многочисленных сторонников.

 

«Мотивация – это процесс  психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности,– пишет В. Н. Куницына.

 

По мнению В. И. Ковалева процесс  возникновения мотива разворачивается  следующим образом. Возникновение  потребности – осознание потребности  – встреча потребности со стимулом – трансформирование (обычно посредством  стимула) потребности в мотив  – осознание мотива. В процессе осознания мотивы поведения выстраиваются  в определенную иерархию. Одни их них  занимают более значимое, другие –  менее значимое положение.

 

А. Г. Ковалев следующим  образом описывает процесс мотивации. Ощущение голода вызывает в сознании образ предмета, который бы мог  стимулировать потребность. Под  влиянием этого образа у субъекта возникает побуждение (импульс) к  действию, которое соотносится с  ситуацией (внешними условиями) с установками  личности (внутренние условия), что, в  конечном счете, приводит к постановке цели и выработке плана действия.

 

Е. П. Ильин предлагает более развернутую схему мотивационного процесса, (когда стимулом является нужда организма) результатом которого оказывается мотив.

 

1 стадия – это стадия  формирования первичного (абстрактного) мотива. Суть ее в формировании  потребности личности и побуждения  к поисковой деятельности.

 

Для того, чтобы органическая потребность (нужда) превратилась в потребность личности, субъект должен ее принять как личностно значимую. В этом случае она начнет переживаться человеком, что выражается во внутреннем напряжении и стремлении человека от него избавиться.

 

На этой стадии предмет  удовлетворения потребности максимально  обобщен (например, мне нужно поесть, но пока не знаю, что конкретно я  хочу или буду есть), т. е. возникает так называемая абстрактная цель.

 

Ее появление ведет  к формированию побуждения и поиску конкретного предмета удовлетворения потребности. Появление побуждения означает окончание формирования первичного мотива, в структуру которого входят потребность, цель, побуждение к поиску конкретной цели.

 

2 стадия – это поисковая  внешняя или внутренняя активность. В случае, если человек попадаете  незнакомую обстановку или не  обладает требуемой информацией  он вынужден заняться поиском  реального объекта во внешней  среде («что подвернется, то  и съем»).

 

Внутренняя поисковая  активность связана с мысленным  перебором конкретных предметов  удовлетворения потребности. По сути, это стадия интеллектуальной обработки  потребности и воплощения ее в  план, цель. Задача этой стадии – в  определении субъективной вероятности  достижения успеха.

 

На 3-й стадии осуществляется выбор конкретной цели и формирование намерения ее достижения. На предыдущей стадии цель была определена. При этом она предстает в виде образа будущего результата. Хорошо известно, что самая  мучительная для человека процедура  – это процедура выбора. Поскольку  любая цель характеризуется и  своим уровнем (каким должен быть результат: высоким или низким), то выбор цели обусловлен уровнем притязания, в частности потребностью достижения или избегания неудачи.

 

Таким образом, на этой стадии возникает намерение достичь  цели, выражающееся в сознательном преднамеренном побуждении к действию. Именно это побуждение приводит к  действию человека и с его возникновением заканчивается формирование конкретного  мотива.

 

Таким образом, в представлении  Е. П. Ильина мотивация предстает  как процесс формирования мотива.

 

Однако, наряду с таким  пониманием возможно и другое –  мотивация – это совокупность мотивов поведения и деятельности. В этом случае для оценки мотивации  используются те же параметры –  сила и устойчивость, что и при  оценке мотива. Наряду с ними используются и другие – множественность, структурность, иерархичность.

 

Множественность характеризует  развитость содержания, т. е. достаточное  число мотивов. Структура мотивации  оценивается по тому, как эти мотивы связаны между собой в рамках одного уровня. Иерархичность определяется на основе доминирования разных групп  мотивов.

 

Выразительным примером тому служит известная иерархия мотивов  А. Маслоу, которая открывается физиологическими потребностями, включает в себя потребности  безопасности, потребности и любви, самоуважения и завершается потребностями  самоактуализации.

 

Иерархия потребностей личности и соответствующих им мотивов, по сути, выражает ее генеральную динамическую тенденцию – направленность личности – системообразующее качество личности, своеобразный интегратор всех динамических тенденций личности. Как отмечал  С. Л. Рубинштейн, «проблема направленности – это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов  определяют деятельность, сами в свою очередь, определяясь ее целями и  задачами». Поэтому направленность личности проявляется во всех видах  потребностей, мотивах и мотивационных  образованиях. Именно направленность определяет психологический облик  личности, подчеркивал Б. Ф. Ломов. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, мотивы, ее субъективные отношения. Поэтому, определяя направленность личности, можно сказать, что она выражает отношение личности к целям ее деятельности на эмоциональном, познавательном (когнитивном) и поведенческом уровнях.

 

Именно в направленности выражается содержательный, качественный момент потребностно-мотивационной  сферы личности как совокупности всех потребностей, мотивов, мотивационных  образований и черт личности, которые  формируются и развиваются в  течение ее жизни. Безусловно, что  сама по себе эта сфера динамична  и потому изменяется в зависимости  от обстоятельств жизни человека. Однако очевидно и другое: некоторые мотивы оказываются достаточно устойчивыми и доминирующими, которые образуют своеобразный стержень личности. В них то и проявляется направленность личности.

 

Б. Ф. Ломов отмечал, что  потребностно-мотивационная сфера  личности составляет своеобразный фундамент, на котором формируются жизненные  цели личности, определяющие ее жизненный  путь. В жизненных целях личности находит свое выражение создаваемая  ею концепция жизни, ее смысл, согласно которой и выстраивается жизненный  путь личности. Поскольку направленность выражает отношение не только к целям  деятельности, но и целям – ценностям  жизни, постольку в свете той  или иной направленности выстраивается  жизненный путь личности.

 

Как говорилось выше, личность характеризуется не только тем, что  она хочет, к чему стремится, но и  тем, что она может, на что она  способна. Но способности характеризуют  не только возможности человека. Они  неразрывно связаны со склонностями, т. е. включают и момент направленности. Понять способности человека возможно в ходе анализа жизнедеятельности  личности.

 

Источник: Аверин В.А. Психология личности

 

Просмотров: 19908

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

матывацыя асобы

 

У цяперашні час існуюць  два падыходу да вызначэння матывацыі.

 

Першы з іх разглядае матывацыю  як структурнае адукацыю , як сукупнасць фактараў або матываў . Яго прытрымліваюцца многія псіхолагі як айчынныя , так і замежныя . « Матывацыя - гэта сукупнасць фактараў , якія вызначаюць паводзіны. Гэта паняцце апісвае стаўленне , якое існуе паміж дзеяннем і прычынамі , якія яго тлумачаць або апраўдваюць » ( Ж. Годфруа ) .

 

Больш вызначана выказваецца  В. І. Кавалёў: « Пад матывацыяй намі разумеецца сукупнасць матываў паводзін і дзейнасці». Усе кропкі над i ў  рамках гэтага падыходу расстаўляе В. Д. Шадриков . Згодна з яго схеме матывацыя абумоўлена патрэбамі , мэтамі асобы , узроўнем дамаганняў , ідэаламі , ўмовамі дзейнасці (як аб'ектыўнымі , так і суб'ектыўнымі - ведамі , уменнямі , здольнасцямі , характарам ) , светапоглядам , перакананнямі , скіраванасцю асобы і г. д. З улікам гэтых фактараў чалавек прымае рашэнне.

 

У рамках другога падыходу матывацыя разглядаецца як дынамічнае адукацыю , як працэс , які падтрымлівае псіхічную актыўнасць чалавека на пэўным узроўні. Ён таксама мае сваіх шматлікіх прыхільнікаў .

 

« Матывацыя - гэта працэс псіхічнай  рэгуляцыі , які ўплывае на кірунак дзейнасці і колькасць энергіі , мобилизуемой для выканання гэтай дзейнасці , - піша В. Н. Куніцына .

 

На думку В. І. Кавалёва працэс ўзнікнення матыву разгортваецца  наступным чынам. Узнікненне патрэбы - ўсведамленне патрэбы - сустрэча патрэбы  са стымулам - трансфармаванне (звычайна з дапамогай стымулу ) патрэбнасці ў матыў - ўсведамленне матыву. У працэсе ўсведамлення матывы паводзін выстройваюцца ў пэўную іерархію . Адны з іх займаюць больш значнае , іншыя - менш значнае становішча .

 

А. Г. Кавалёў наступным  чынам апісвае працэс матывацыі. Адчуванне голаду выклікае ў свядомасці вобраз прадмета , які б мог стымуляваць патрэбнасць. Пад уплывам гэтай выявы ў суб'екта ўзнікае падахвочванне ( імпульс ) да дзеяння , якое суадносіцца з сітуацыяй ( знешнімі ўмовамі) з усталёўкамі асобы ( ўнутраныя ўмовы ) , што, у канчатковым рахунку , прыводзіць да пастаноўкі мэты і выпрацоўцы плану дзеяння .

 

Е. П. Ільін прапануе больш  за разгорнутую схему матывацыйнага  працэсу , ( калі стымулам з'яўляецца патрэба арганізма) вынікам якога аказваецца матыў .

 

1 стадыя - гэта стадыя фарміравання першаснага ( абстрактнага ) матыву. Сутнасць яе ў фарміраванні патрэбы асобы і падахвочванні да пошукавай дзейнасці.

 

Для таго , каб арганічная патрэба ( патрэба ) ператварылася ў патрэба асобы , суб'ект павінен яе прыняць як асобасна значную . У гэтым выпадку яна пачне перажывацца чалавекам , што выяўляецца ва ўнутраным напружанні і імкненні чалавека ад яго пазбавіцца.

 

На гэтай стадыі прадмет  задавальнення патрэбнасці максімальна  абагульнены (напрыклад , мне трэба паесці , але пакуль не ведаю , што канкрэтна я хачу ці буду ёсць), т. е. узнікае так званая абстрактная мэта .

 

Яе з'яўленне вядзе да фарміравання падахвочванні і пошуку канкрэтнага прадмета задавальнення патрэбы. З'яўленне падахвочванні азначае заканчэнне фарміравання першаснага матыву , у структуру якога ўваходзяць патрэба , мэта , падахвочванне да пошуку канкрэтнай мэты.

 

2 стадыя - гэта пошукавая  знешняя або ўнутраная актыўнасць . У выпадку , калі чалавек трапляеце незнаёмае становішча або ня валодае патрабаванай інфармацыяй ён вымушаны заняцца пошукам рэальнага аб'екта ў знешнім асяроддзі ( « што падвернецца , то і з'ем ").

 

Унутраная пошукавая актыўнасць звязана з разумовым пераборам  канкрэтных прадметаў задавальнення  патрэбы. Па сутнасці , гэта стадыя інтэлектуальнай апрацоўкі патрэбы і ўвасаблення яе ў план , мэта . Задача гэтай стадыі - у вызначэнні суб'ектыўнай верагоднасці дасягнення поспеху.

 

На 3 -й стадыі здзяйсняецца выбар канкрэтнай мэты і фарміраванне намеры яе дасягнення . На папярэдняй стадыі мэта была вызначана. Пры гэтым яна паўстае ў выглядзе вобраза будучыні выніку. Добра вядома , што самая пакутлівая для чалавека працэдура - гэта працэдура выбару . Паколькі любая мэта характарызуецца і сваім узроўнем (якім павінен быць вынік : высокім або нізкім) , то выбар мэты абумоўлены узроўнем дамаганні , у прыватнасці патрэбай дасягненні або пазбягання няўдачы .

 

Такім чынам , на гэтай стадыі ўзнікае намер дасягнуць мэты , якое выяўляецца ў свядомым наўмысным пабуджэнне да дзеяння. Менавіта гэта прычына прыводзіць да дзеяння чалавека і з яго ўзнікненнем заканчваецца фармаванне канкрэтнага матыву.

 

Такім чынам , ва ўяўленні Е. П. Ільіна матывацыя паўстае як працэс фарміравання матыву.

 

Аднак, разам з такім  разуменнем магчыма і іншае - матывацыя - гэта сукупнасць матываў паводзін і дзейнасці. У гэтым выпадку  для ацэнкі матывацыі выкарыстоўваюцца тыя ж параметры - сіла і ўстойлівасць , што і пры ацэнцы матыву. Разам з імі выкарыстоўваюцца і іншыя - множнасць , структурная , іерархічнасць .

 

Множнасць характарызуе развітасць ўтрымання , г. зн дастатковую колькасць матываў . Структура матывацыі ацэньваецца па тым , як гэтыя матывы звязаныя паміж сабой у рамках аднаго ўзроўню . Іерархічнасць вызначаецца на аснове дамінавання розных груп матываў .

 

Выразным прыкладам таму служыць вядомая іерархія матываў  А. Маслоу , якая адкрываецца фізіялагічнымі патрэбамі , уключае ў сябе патрэбы бяспекі , патрэбы і любові , самапавагі і завяршаецца патрэбамі самаактуалізацыі .

Информация о работе Мотивация личности