Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 09:36, контрольная работа
В настоящее время существуют два подхода к определению мотивации. Первый из них рассматривает мотивацию как структурное образование, как совокупность факторов или мотивов. Его придерживаются многие психологи как отечественные, так и иностранные. «Мотивация – это совокупность факторов, определяющих поведение. Это понятие описывает отношение, существующее между действием и причинами, которые его объясняют или оправдывают» (Ж. Годфруа).
Мотивация личности
В настоящее время существуют два подхода к определению мотивации.
Первый из них рассматривает
мотивацию как структурное
Более определенно высказывается В. И. Ковалев: «Под мотивацией нами понимается совокупность мотивов поведения и деятельности». Все точки над i в рамках этого подхода расставляет В. Д. Шадриков. Согласно его схеме мотивация обусловлена потребностями, целями личности, уровнем притязаний, идеалами, условиями деятельности (как объективными, так и субъективными – знаниями, умениями, способностями, характером), мировоззрением, убеждениями, направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов человек принимает решение.
В рамках второго подхода мотивация рассматривается как динамичное образование, как процесс, поддерживающий психическую активность человека на определенном уровне. Он также имеет своих многочисленных сторонников.
«Мотивация – это процесс психической регуляции, влияющий на направление деятельности и количество энергии, мобилизуемой для выполнения этой деятельности,– пишет В. Н. Куницына.
По мнению В. И. Ковалева процесс
возникновения мотива разворачивается
следующим образом. Возникновение
потребности – осознание
А. Г. Ковалев следующим
образом описывает процесс
Е. П. Ильин предлагает более развернутую схему мотивационного процесса, (когда стимулом является нужда организма) результатом которого оказывается мотив.
1 стадия – это стадия
формирования первичного (абстрактного)
мотива. Суть ее в формировании
потребности личности и
Для того, чтобы органическая потребность (нужда) превратилась в потребность личности, субъект должен ее принять как личностно значимую. В этом случае она начнет переживаться человеком, что выражается во внутреннем напряжении и стремлении человека от него избавиться.
На этой стадии предмет удовлетворения потребности максимально обобщен (например, мне нужно поесть, но пока не знаю, что конкретно я хочу или буду есть), т. е. возникает так называемая абстрактная цель.
Ее появление ведет к формированию побуждения и поиску конкретного предмета удовлетворения потребности. Появление побуждения означает окончание формирования первичного мотива, в структуру которого входят потребность, цель, побуждение к поиску конкретной цели.
2 стадия – это поисковая
внешняя или внутренняя
Внутренняя поисковая активность связана с мысленным перебором конкретных предметов удовлетворения потребности. По сути, это стадия интеллектуальной обработки потребности и воплощения ее в план, цель. Задача этой стадии – в определении субъективной вероятности достижения успеха.
На 3-й стадии осуществляется выбор конкретной цели и формирование намерения ее достижения. На предыдущей стадии цель была определена. При этом она предстает в виде образа будущего результата. Хорошо известно, что самая мучительная для человека процедура – это процедура выбора. Поскольку любая цель характеризуется и своим уровнем (каким должен быть результат: высоким или низким), то выбор цели обусловлен уровнем притязания, в частности потребностью достижения или избегания неудачи.
Таким образом, на этой стадии возникает намерение достичь цели, выражающееся в сознательном преднамеренном побуждении к действию. Именно это побуждение приводит к действию человека и с его возникновением заканчивается формирование конкретного мотива.
Таким образом, в представлении Е. П. Ильина мотивация предстает как процесс формирования мотива.
Однако, наряду с таким
пониманием возможно и другое –
мотивация – это совокупность
мотивов поведения и
Множественность характеризует развитость содержания, т. е. достаточное число мотивов. Структура мотивации оценивается по тому, как эти мотивы связаны между собой в рамках одного уровня. Иерархичность определяется на основе доминирования разных групп мотивов.
Выразительным примером тому
служит известная иерархия мотивов
А. Маслоу, которая открывается
Иерархия потребностей личности
и соответствующих им мотивов, по
сути, выражает ее генеральную динамическую
тенденцию – направленность личности
– системообразующее качество личности,
своеобразный интегратор всех динамических
тенденций личности. Как отмечал
С. Л. Рубинштейн, «проблема направленности
– это, прежде всего, вопрос о динамических
тенденциях, которые в качестве мотивов
определяют деятельность, сами в свою
очередь, определяясь ее целями и
задачами». Поэтому направленность
личности проявляется во всех видах
потребностей, мотивах и мотивационных
образованиях. Именно направленность
определяет психологический облик
личности, подчеркивал Б. Ф. Ломов. Именно
в направленности выражаются цели,
во имя которых действует
Именно в направленности выражается содержательный, качественный момент потребностно-мотивационной сферы личности как совокупности всех потребностей, мотивов, мотивационных образований и черт личности, которые формируются и развиваются в течение ее жизни. Безусловно, что сама по себе эта сфера динамична и потому изменяется в зависимости от обстоятельств жизни человека. Однако очевидно и другое: некоторые мотивы оказываются достаточно устойчивыми и доминирующими, которые образуют своеобразный стержень личности. В них то и проявляется направленность личности.
Б. Ф. Ломов отмечал, что
потребностно-мотивационная
Как говорилось выше, личность характеризуется не только тем, что она хочет, к чему стремится, но и тем, что она может, на что она способна. Но способности характеризуют не только возможности человека. Они неразрывно связаны со склонностями, т. е. включают и момент направленности. Понять способности человека возможно в ходе анализа жизнедеятельности личности.
Источник: Аверин В.А. Психология личности
Просмотров: 19908
матывацыя асобы
У цяперашні час існуюць два падыходу да вызначэння матывацыі.
Першы з іх разглядае матывацыю як структурнае адукацыю , як сукупнасць фактараў або матываў . Яго прытрымліваюцца многія псіхолагі як айчынныя , так і замежныя . « Матывацыя - гэта сукупнасць фактараў , якія вызначаюць паводзіны. Гэта паняцце апісвае стаўленне , якое існуе паміж дзеяннем і прычынамі , якія яго тлумачаць або апраўдваюць » ( Ж. Годфруа ) .
Больш вызначана выказваецца В. І. Кавалёў: « Пад матывацыяй намі разумеецца сукупнасць матываў паводзін і дзейнасці». Усе кропкі над i ў рамках гэтага падыходу расстаўляе В. Д. Шадриков . Згодна з яго схеме матывацыя абумоўлена патрэбамі , мэтамі асобы , узроўнем дамаганняў , ідэаламі , ўмовамі дзейнасці (як аб'ектыўнымі , так і суб'ектыўнымі - ведамі , уменнямі , здольнасцямі , характарам ) , светапоглядам , перакананнямі , скіраванасцю асобы і г. д. З улікам гэтых фактараў чалавек прымае рашэнне.
У рамках другога падыходу матывацыя разглядаецца як дынамічнае адукацыю , як працэс , які падтрымлівае псіхічную актыўнасць чалавека на пэўным узроўні. Ён таксама мае сваіх шматлікіх прыхільнікаў .
« Матывацыя - гэта працэс псіхічнай рэгуляцыі , які ўплывае на кірунак дзейнасці і колькасць энергіі , мобилизуемой для выканання гэтай дзейнасці , - піша В. Н. Куніцына .
На думку В. І. Кавалёва працэс ўзнікнення матыву разгортваецца наступным чынам. Узнікненне патрэбы - ўсведамленне патрэбы - сустрэча патрэбы са стымулам - трансфармаванне (звычайна з дапамогай стымулу ) патрэбнасці ў матыў - ўсведамленне матыву. У працэсе ўсведамлення матывы паводзін выстройваюцца ў пэўную іерархію . Адны з іх займаюць больш значнае , іншыя - менш значнае становішча .
А. Г. Кавалёў наступным чынам апісвае працэс матывацыі. Адчуванне голаду выклікае ў свядомасці вобраз прадмета , які б мог стымуляваць патрэбнасць. Пад уплывам гэтай выявы ў суб'екта ўзнікае падахвочванне ( імпульс ) да дзеяння , якое суадносіцца з сітуацыяй ( знешнімі ўмовамі) з усталёўкамі асобы ( ўнутраныя ўмовы ) , што, у канчатковым рахунку , прыводзіць да пастаноўкі мэты і выпрацоўцы плану дзеяння .
Е. П. Ільін прапануе больш
за разгорнутую схему
1 стадыя - гэта стадыя фарміравання першаснага ( абстрактнага ) матыву. Сутнасць яе ў фарміраванні патрэбы асобы і падахвочванні да пошукавай дзейнасці.
Для таго , каб арганічная патрэба ( патрэба ) ператварылася ў патрэба асобы , суб'ект павінен яе прыняць як асобасна значную . У гэтым выпадку яна пачне перажывацца чалавекам , што выяўляецца ва ўнутраным напружанні і імкненні чалавека ад яго пазбавіцца.
На гэтай стадыі прадмет
задавальнення патрэбнасці
Яе з'яўленне вядзе да фарміравання падахвочванні і пошуку канкрэтнага прадмета задавальнення патрэбы. З'яўленне падахвочванні азначае заканчэнне фарміравання першаснага матыву , у структуру якога ўваходзяць патрэба , мэта , падахвочванне да пошуку канкрэтнай мэты.
2 стадыя - гэта пошукавая
знешняя або ўнутраная
Унутраная пошукавая актыўнасць звязана з разумовым пераборам канкрэтных прадметаў задавальнення патрэбы. Па сутнасці , гэта стадыя інтэлектуальнай апрацоўкі патрэбы і ўвасаблення яе ў план , мэта . Задача гэтай стадыі - у вызначэнні суб'ектыўнай верагоднасці дасягнення поспеху.
На 3 -й стадыі здзяйсняецца выбар канкрэтнай мэты і фарміраванне намеры яе дасягнення . На папярэдняй стадыі мэта была вызначана. Пры гэтым яна паўстае ў выглядзе вобраза будучыні выніку. Добра вядома , што самая пакутлівая для чалавека працэдура - гэта працэдура выбару . Паколькі любая мэта характарызуецца і сваім узроўнем (якім павінен быць вынік : высокім або нізкім) , то выбар мэты абумоўлены узроўнем дамаганні , у прыватнасці патрэбай дасягненні або пазбягання няўдачы .
Такім чынам , на гэтай стадыі ўзнікае намер дасягнуць мэты , якое выяўляецца ў свядомым наўмысным пабуджэнне да дзеяння. Менавіта гэта прычына прыводзіць да дзеяння чалавека і з яго ўзнікненнем заканчваецца фармаванне канкрэтнага матыву.
Такім чынам , ва ўяўленні Е. П. Ільіна матывацыя паўстае як працэс фарміравання матыву.
Аднак, разам з такім разуменнем магчыма і іншае - матывацыя - гэта сукупнасць матываў паводзін і дзейнасці. У гэтым выпадку для ацэнкі матывацыі выкарыстоўваюцца тыя ж параметры - сіла і ўстойлівасць , што і пры ацэнцы матыву. Разам з імі выкарыстоўваюцца і іншыя - множнасць , структурная , іерархічнасць .
Множнасць характарызуе развітасць ўтрымання , г. зн дастатковую колькасць матываў . Структура матывацыі ацэньваецца па тым , як гэтыя матывы звязаныя паміж сабой у рамках аднаго ўзроўню . Іерархічнасць вызначаецца на аснове дамінавання розных груп матываў .
Выразным прыкладам таму служыць вядомая іерархія матываў А. Маслоу , якая адкрываецца фізіялагічнымі патрэбамі , уключае ў сябе патрэбы бяспекі , патрэбы і любові , самапавагі і завяршаецца патрэбамі самаактуалізацыі .