Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 23:10, курсовая работа
Первая глава содержит анализ теоретических подходов к понятию и видам мотивации труда персонала, особое внимание уделено материальной и нематериальной мотивации труда персонала организации.
Во второй главе анализируются теории мотивации труда: первоначальные, содержательные и процессуальные.
В третьей главе описываются особенности мотивации труда различных категорий персонала, предложены рекомендации по использованию полученных данных в целях совершенствования мотивации труда персонала в зависимости от категории, что позволило более комплексно осветить изучаемую проблему.
Введение 3
Глава 1. Понятие мотивации труда персонала организации, типы и методы мотивации 5
1.1. Понятие мотивации труда персонала организации, типы мотивации работников 5
1. 2. Методы мотивирования труда персонала организации 10
Глава 2. Различные теории трудовой мотивации 13
2.1. Эволюция подходов к вопросам мотивации труда персонала организации 13
2.2 Первоначальные теории мотивации труда 17
2.3. Содержательные теории мотивации труда 21
2.4. Процессуальные теории мотивации труда 36
Глава 3. Особенности мотивация труда разных категорий работников: рабочего персонала и топ-менеджеров 51
3.1. Особенности мотивации рабочего персонала 51
3.2. Особенности мотивации топ-менеджмента 53
Выводы 58
Заключение 60
Список использованной литературы 62
Работники с высокой потребностью соучастия:
Для успешной организации работы таких членов коллектива необходимо создавать условия, при которых они регулярно получали бы информацию о реакции окружающих на их действия, возможность активно взаимодействовать с широким кругом людей. Необходимо создать атмосферу, не ограничивающую межличностные отношения и контакты, привлекать таких людей для обсуждения какой-либо задачи, стоящей перед организацией.
Потребность во власти состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы и процессы, протекающие в его окружении. Основной направленностью этой потребности является стремление контролировать действия людей, влиять на их поведение, брать на себя ответственность за их действия. В теории иерархии потребностей А. Маслоу эта потребность выражается нечетко, попадая в промежуток между потребностями в признании (уважении) и самоактуализации.
Потребность властвования имеет два полюса: стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех и, в противоположность этому, стремление полностью отказаться от каких-либо притязаний на власть.
Люди с потребностью власти чаще всего проявляют себя как откровенные и энергичные люди, не боящиеся конфронтации и стремящиеся отстаивать первоначальные позиции. Часто они хорошие ораторы и требуют к себе повышенного внимания со стороны других людей. Управленческие структуры очень часто привлекают людей с потребностью власти, поскольку дают возможность проявить и реализовать ее. Люди с потребностью власти подразделяются на две непересекающиеся группы. Первую группу составляют лица, стремящиеся к власти ради властвования, возможности командовать. Интересы организации для них часто отходят на второй план и даже теряют смысл. Ко второй группе относятся лица, которые стремятся к власти для того, чтобы с ее помощью более эффективно решать задачи организации.
Потребности достижения, соучастия и властвования в концепции Д. Мак-Клелланда не исключают друг друга и не расположены иерархически, а взаимосвязаны. Мак-Клелланд установил, что у каждого человека представлены все три потребности, но в разных пропорциях. Оказалось, что успешные лидеры и менеджеры среднего и высшего звена отличаются высокой потребностью в достижении (ПД), низкой потребностью в принадлежности (ПП), умеренной потребностью во власти (ПВ) и развитым самоконтроле. Если же все три вида потребностей выражены в умеренной форме, то такие люди, как правило, хорошие помощники, но не лидеры. Люди могут сознательно изменять значимость своих потребностей, мотивов, но такое изменение, требует соответствующей поддержки групповых норм и правил, условий труда. Выявить преобладающую мотивацию можно используя соответствующие диагностические методики.
Эту теорию разработал Ф. Герцберг на основе проведенных в конце 50-х годов XX в. исследований. Целью исследований было выяснить факторы, оказывающие на работников мотивирующее и демотивирующее воздействие, влияющие на их чувство удовлетворенности.
В результате исследований были определены две группы факторов, по-разному влияющих на мотивацию труда.
Гигиенические факторы, или факторы "здоровья", связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа: заработная плата, безопасность и условия на рабочем месте, статус, правила, распорядок, режим работы, качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и подчиненными. Сами по себе они не вызывают удовлетворенности у работников, но их ухудшение или отсутствие порождает неудовлетворенность трудом и демотивацию.
Мотивирующие факторы связаны с характером и сущностью работы. Они непосредственно вызывают удовлетворенность трудом, высокий уровень мотивации и трудовых достижений, являются стимуляторами эффективного труда. К мотивирующим факторам относятся достижение целей, возможность успеха и признания, интересное содержание труда, высокая степень самостоятельности и ответственности, профессионально-должностной рост, возможность личной самореализации.
Теория мотивации
Ф.Герцберга имеет много общего
с теорией А.Маслоу. Гигиенические
факторы Ф.Герцберга
Выводы, сделанные Ф. Герцбергом по результатам исследований:
Практические рекомендации по применению теории Ф. Герцберга: