Мотивы выбора профессии в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 16:39, доклад

Описание работы

Мотивы, как аргументы выбора профессии, не возникают спонтанно, а являются результатом воздействия на личность ученика различных факторов. Становление, развитие и переориентация учащихся происходит под влиянием социальной среды, которая является непосредственным источником, откуда человек черпает свои мысли, знания, опыт, настроения, а стало быть и мотивы тех или иных поступков.

Файлы: 1 файл

Мотивы выбора профессии в юношеском возрасте.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)


Троицкий филиал Федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего профессионального образования 

«Челябинский государственный университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Мотивы выбора профессии в юношеском возрасте»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 2 курса,

Группы ТПП-201

Ионина Татьяна

 

Проверила: М.Л.Предигер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Троицк 2013

 

Мотивы выбора профессии в юношеском возрасте

 

Мотив (от лат. movere – приводить в движение) можно определить как материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет себя на деятельность или поступок, ради которого они осуществляются [2, с. 63]. Деятельность всегда имеет мотив (“немотивированная” деятельность – эта та, мотив которой скрыт от самого субъекта или наблюдателя).

У старшеклассников происходит рождение новых мотивов — профессиональных — за счет приобретения личной значимости для школьников отдельных ранее выполнявшихся ими действий («сдвиг мотива на цель»). Появление профессиональных мотивов означает принципиальное перестраивание мотивационной сферы учения. Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации.

Мотивы, как аргументы  выбора профессии, не возникают спонтанно, а являются результатом воздействия  на личность ученика различных факторов. Становление, развитие и переориентация учащихся происходит под влиянием социальной среды, которая является непосредственным источником, откуда человек черпает свои мысли, знания, опыт, настроения, а стало быть и мотивы тех или иных поступков. Следовательно, какова социальная среда в ее многообразии (экономические, политические, идеологические, национальные отношения), таковы сознание и поведение людей в трудовой и общественной деятельности. Молодежь стихийно перенимает традиции старшего поколения и целенаправленно формируется в учебно-воспитательном процессе школы под влиянием родителей, трудовых коллективов, сверстников и различных обстоятельств.

В каждый момент времени  на формирование мотивов человека оказывают влияние социальные факторы. Социальные факторы, влияющие на личность, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. На выбор профессии школьниками влияют следующие социальные факторы:

1) настоящее: объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;

2) прошлое: история индивида, его собственный опыт;

3) будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.п.

Первое место по силе влияния  на профессиональное самоопределение  старшеклассников занимает сфера дружеских отношений. Второе место занимают средства массовой информации (книги, газеты, журналы, кинофильмы, телепередачи). Третье место — педагогический коллектив, классный руководитель, затем учителя-предметники, завуч и директор школы. Четвёртое место — влияние семьи. Пятое место — учебные предметы, чем выше успеваемость школьника, тем более сильное влияние оказывают учебные предметы на его профессиональное самоопределение. Шестое  место — внеклассная работа. Седьмое место — организации. Восьмое место — общественно-полезный и производственный труд. Девятое место — внешкольная работа [4, с. 75].

Выбор профессии во многом зависит и от внутренней позиции ученика, от его мотивационной сферы [6, с. 32 – 38]. От уровня сформированности мотивов зависит социальная зрелость учащихся: будут ли они соизмерять личные интересы, склонности и способности с потребностями общества в кадрах.

Главную роль при изучении мотивов выбора профессии, по мнению А.Д. Сазонова, играет их вид и характер. По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессий; мотивы познавательного характера; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор. По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

  • мотив, четко и аргументировано обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;
  • мотивация нечеткая, недостаточно мотивированная;
  • мотивация неуверенная, неаргументированная;
  • никак не аргументированная мотивация [5, с. 85].

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило учащегося избрать данный вид труда. Это дает возможность выяснить отношение личности к ценностям.

С.С. Богданович [1] при исследовании мотивационных факторов выбора профессии в юношеском возрасте выявила, что:

  • личным выбором в максимальной степени обусловлено предпочтение определённой профессией для 74 % старшеклассников и 91 % студентов, что свидетельствует о проявлениях самостоятельности юношества и стремлении принимать основополагающие решения;
  • потребность общества в избранной профессии важна для 41% школьников и 63% студентов, что свидетельствует о более высоком социально-психологическом статусе студентов по сравнению со школьниками;
  • материальная заинтересованность важна для 77 % старшеклассников и 35% студентов;
  • общественное положение как мотивационный фактор актуально для 49 % школьников и 49 % студентов;
  • процесс труда имеет решающее значение для 59% старшеклассников и 63% студентов;
  • результат труда важен для 78 % старшеклассников и 86 % студентов [1, c.22].

Структура мотивов выбора профессии динамична и зависит от многих обстоятельств в жизнедеятельности молодых людей. В момент выбора профессии, когда старший школьник определяет сферу своей будущей деятельности на основании своих ценностных ориентаций, можно говорить о том, насколько результат воспитания личности школьника соответствует ожиданиям общества. Современные школьники при выборе профессии не рассматривают ее с позиций общественной значимости, их мало интересует моральное содержание будущей деятельности, основным для них являются экономические факторы выбора профессии. По данным А.И. Ходакова [7], для многих старшеклассников профессиональная деятельность — прежде всего зарабатывание денег. В качестве мотива выбора профессии учащимися старших классов школы чаще всего выступают соображения экономической целесообразности, на втором месте — группа мотивов престижности профессии.

Современная жизнь предъявляет  к выпускнику школы качественно  новые требования: быть готовым к  самоопределению, к проявлению самостоятельности, личной активности при выборе профессионального пути. Н.И. Орлянская [3] указывает на то, что многие старшеклассники не подготовлены к новой ситуации на рынке труда. Большинство из них имеют неустойчивые ситуативные интересы к профессиональной деятельности, они не владеют способами изучения своих индивидуальных возможностей в соответствии с избираемой профессией, и к окончанию обучения школе у значительной части выпускников не сформированы профессиональные планы.

Лишь отдельные учащиеся, по данным А.И. Ходакова, серьезно задумываются о своей профессии и понимают сложность процесса ее выбора, т.е. проблема профессионального самоопределения на уровне индивидуального сознания осмысливается недостаточно ясно и конструктивно [7].

 

Список литературы

 

  1. Богданович, С.С. Мотивационные факторы в системе профессиональной ориентации личности в юношеском возрасте / С.С. Богданович // Адукацыя і выхаванне. — 1998. — № 10. — С. 22 – 23.
  2. Коннычева, Г.Г. Формирование мотивационной готовности к профессиональному самоопределению лицеистов / Г.Г. Коннычева. — Саратов, 2001. — 143 с.
  3. Орлянская, И.И. Профессиональное самоопределение старшеклассников в культурно-досуговой деятельности / И.И. Орлянская. — М., 1999. — 26 с.
  4. Павлютенков, Е.М. Формирование мотивов выбора профессии / Е.М. Павлютенков. — Киев, 1980.
  5. Профессиональная ориентация учащейся молодежи; под ред. А.Д. Сазонова. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
  6. Степаненков, Н.К. Профессиональная ориентация учащихся: учеб. пособие / Н.К. Степаненков. – Минск: Университетское, 1993. — С. 32 – 35.
  7. Ходаков, А.И. Реальный путь социальной поддержки (проблема профессионального самоопределения) / А.И. Ходаков // Открытая школа. — 2001. — № 1. — С. 35.

Информация о работе Мотивы выбора профессии в юношеском возрасте