Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 16:39, доклад
Мотивы, как аргументы выбора профессии, не возникают спонтанно, а являются результатом воздействия на личность ученика различных факторов. Становление, развитие и переориентация учащихся происходит под влиянием социальной среды, которая является непосредственным источником, откуда человек черпает свои мысли, знания, опыт, настроения, а стало быть и мотивы тех или иных поступков.
Троицкий филиал Федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального
«Челябинский государственный университет»
Доклад на тему:
«Мотивы выбора
профессии в юношеском
Выполнила: студентка 2 курса,
Группы ТПП-201
Ионина Татьяна
Проверила: М.Л.Предигер
Троицк 2013
Мотивы выбора профессии в юношеском возрасте
Мотив (от лат. movere – приводить в движение) можно определить как материальный или идеальный предмет, который побуждает и направляет себя на деятельность или поступок, ради которого они осуществляются [2, с. 63]. Деятельность всегда имеет мотив (“немотивированная” деятельность – эта та, мотив которой скрыт от самого субъекта или наблюдателя).
У старшеклассников происходит рождение новых мотивов — профессиональных — за счет приобретения личной значимости для школьников отдельных ранее выполнявшихся ими действий («сдвиг мотива на цель»). Появление профессиональных мотивов означает принципиальное перестраивание мотивационной сферы учения. Профессиональные мотивы начинают преобладать в структуре мотивации.
Мотивы, как аргументы выбора профессии, не возникают спонтанно, а являются результатом воздействия на личность ученика различных факторов. Становление, развитие и переориентация учащихся происходит под влиянием социальной среды, которая является непосредственным источником, откуда человек черпает свои мысли, знания, опыт, настроения, а стало быть и мотивы тех или иных поступков. Следовательно, какова социальная среда в ее многообразии (экономические, политические, идеологические, национальные отношения), таковы сознание и поведение людей в трудовой и общественной деятельности. Молодежь стихийно перенимает традиции старшего поколения и целенаправленно формируется в учебно-воспитательном процессе школы под влиянием родителей, трудовых коллективов, сверстников и различных обстоятельств.
В каждый момент времени на формирование мотивов человека оказывают влияние социальные факторы. Социальные факторы, влияющие на личность, многообразны и находятся в сложной взаимосвязи. На выбор профессии школьниками влияют следующие социальные факторы:
1) настоящее: объективная действительность и условия деятельности, культура общества, групповое сознание и поведение;
2) прошлое: история индивида, его собственный опыт;
3) будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.п.
Первое место по силе влияния на профессиональное самоопределение старшеклассников занимает сфера дружеских отношений. Второе место занимают средства массовой информации (книги, газеты, журналы, кинофильмы, телепередачи). Третье место — педагогический коллектив, классный руководитель, затем учителя-предметники, завуч и директор школы. Четвёртое место — влияние семьи. Пятое место — учебные предметы, чем выше успеваемость школьника, тем более сильное влияние оказывают учебные предметы на его профессиональное самоопределение. Шестое место — внеклассная работа. Седьмое место — организации. Восьмое место — общественно-полезный и производственный труд. Девятое место — внешкольная работа [4, с. 75].
Выбор профессии во многом зависит и от внутренней позиции ученика, от его мотивационной сферы [6, с. 32 – 38]. От уровня сформированности мотивов зависит социальная зрелость учащихся: будут ли они соизмерять личные интересы, склонности и способности с потребностями общества в кадрах.
Главную роль при изучении мотивов выбора профессии, по мнению А.Д. Сазонова, играет их вид и характер. По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп: общая мотивировка; романтика профессий; мотивы познавательного характера; мотивы, в которых подчеркивается общественная значимость профессии; ссылка на пример; немотивированный выбор. По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:
Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило учащегося избрать данный вид труда. Это дает возможность выяснить отношение личности к ценностям.
С.С. Богданович [1] при исследовании мотивационных факторов выбора профессии в юношеском возрасте выявила, что:
Структура мотивов выбора профессии динамична и зависит от многих обстоятельств в жизнедеятельности молодых людей. В момент выбора профессии, когда старший школьник определяет сферу своей будущей деятельности на основании своих ценностных ориентаций, можно говорить о том, насколько результат воспитания личности школьника соответствует ожиданиям общества. Современные школьники при выборе профессии не рассматривают ее с позиций общественной значимости, их мало интересует моральное содержание будущей деятельности, основным для них являются экономические факторы выбора профессии. По данным А.И. Ходакова [7], для многих старшеклассников профессиональная деятельность — прежде всего зарабатывание денег. В качестве мотива выбора профессии учащимися старших классов школы чаще всего выступают соображения экономической целесообразности, на втором месте — группа мотивов престижности профессии.
Современная жизнь предъявляет к выпускнику школы качественно новые требования: быть готовым к самоопределению, к проявлению самостоятельности, личной активности при выборе профессионального пути. Н.И. Орлянская [3] указывает на то, что многие старшеклассники не подготовлены к новой ситуации на рынке труда. Большинство из них имеют неустойчивые ситуативные интересы к профессиональной деятельности, они не владеют способами изучения своих индивидуальных возможностей в соответствии с избираемой профессией, и к окончанию обучения школе у значительной части выпускников не сформированы профессиональные планы.
Лишь отдельные учащиеся, по данным А.И. Ходакова, серьезно задумываются о своей профессии и понимают сложность процесса ее выбора, т.е. проблема профессионального самоопределения на уровне индивидуального сознания осмысливается недостаточно ясно и конструктивно [7].
Информация о работе Мотивы выбора профессии в юношеском возрасте