Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 18:49, контрольная работа
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Введение……………………………………………………………………..…….3
1 Мозг и психика………………………………………………………………….5
2 Кора больших полушарий мозга……………………………………………...12
3 Работа нервной системы человека……………………………………………18
4 Список литературы…………………………………………………………….29
Министерство образования
и науки Российской Федерации
филиал
Набережночелнинского института Казанского
(Приволжского) федерального университета
Контрольная работа
По дисциплине
«Психологии и педагогики»
на тему: Мозг и психика
Набережные Челны
201 4
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Мозг и психика…………………………………………
3 Работа нервной системы человека……………………………………………18
4 Список литературы…………………………………
Введение
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
В научном употреблении термин
«психология» появился впервые в XVI вв.
Первоначально он относился к особой науке,
которая занималась изучением так называемых
душевных, или психических, явлений, т.е.
таких, которые каждый человек легко обнаруживает
в собственном сознании в результате самонаблюдения.
В XX столетии психологические
исследования вышли за рамки тех явлений,
вокруг которых они на протяжении веков
концентрировались. В этой связи название
«психология» отчасти утратило свой первоначальный,
достаточно узкий смысл, когда оно относилось
только к субъективным,
С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности, включают в их число потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и Способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость формирования и развития психических явлений от них.
Человек не просто проникает
в мир с помощью своих
В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.
Психические процессы, свойства
и состояния человека, его общение
и деятельность разделяются и
исследуются отдельно, хотя в действительности
они тесно связаны друг с другом
и составляют единое целое, называемое
Изучая психологию и поведение людей, ученые ищут их объяснение, с одной стороны, в биологической природе человека, с другой — в его индивидуальном опыте, с третьей — в законах, на основе которых строится и по которым функционирует общество. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от места, занимаемого им в обществе, от существующей социальной системы, строя, методов обучения и воспитания, конкретных отношений, складывающихся у данного человека с окружающими людьми, от той социальной роли, которую он играет в обществе, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.
1 мозг и психика
Психика есть свойство высокоорганизованной
материи— нервной системы. У человека
носителем психики является головной
мозг. Нервная система осуществляет две
важнейшие функции: связь человека с окружающим
его миром и согласование, координацию
работы всех частей организма, управление
им. Все явления человеческой психики
возникают, формируются и развиваются
в процессе деятельности мозга, отражающего
окружающую действительность. Иначе говоря,
высшая нервная деятельность — физиологическая
основа психики. Вот почему для понимания
разнообразных проявлений психической
жизни нужно быть знакомыми со строением
и основными законами деятельности нервной
системы. Нервная система человека отличается
очень большой сложностью. Основной ее
элемент — нервная клетка — нейрон. Эволюция нервной системы шла
по пути концентрации нервных клеток в
нервные узлы, из которых постепенно выделился
более сложный — головной.
Нейрон, как это видно из рис. 3, представляет
собой собственно нервную клетку с отходящим
от нее множеством древовидно ветвящихся
отростков (дендритов) и одним длинным отростком— нервным волокном, от которого также идут ответвления.
Тело нейрона микроскопической величины
(в среднем 0,03 мм), но нервное волокно может
быть разной длины — до нескольких десятков
сантиметров. В нейронах возникает процесс
возбуждения. В основе возбуждения лежит
особый нервный ток (биоток), который отличается от электрического.
Нервное возбуждение распространяется
со скоростью до 120 м в секунду. Но для человеческого
тела это вполне достаточная скорость
— ведь нервному возбуждению надо пройти
расстояние не более 1,5—2 м. Нервные волокна
покрыты белой жироподобной миелиновой оболочкой со свойствами изолятора. Эта
оболочка играет очень важную роль, так
как обеспечивает про ведение возбуждения
в определенном направлении (без нее процесс
возбуждения беспорядочно распространялся
бы во все стороны).
Отдельные нейроны соединяются
друг с другом посредством особых
контактных механизмов, называемых синапсами («синапс»
Различают центральную и перифе
Центральная нервная система состоит
из спинного и головного мозга.
Спинной мозг расположен внутри позвоночного
столба и представляет собой толстый шнур,
состоящий из нервной ткани. Поперечный
разрез спинного мозга показывает, что
по краям его находится белое вещество,
а внутри — серое вещество.
В спинном мозгу расположены центры целого
ряда врожденных безусловных рефлексов.
Он регулирует мускульные движения человеческого
тела и конечностей, а также работу внутренних
органов.
В спинном мозгу находятся проводящие
пути, Состоящие из лучков нервных волокон.
По проводящим путям возбуждение передается
от периферических нервных окончаний
в головной мозг и из головного мозга к
периферии — к мышцам, коже, внутренним
органам.
Головной мозг находится в костной черепной
коробке, надежно защищающей его от повреждений.
Он является исторически более поздним
образованием, чем спинной мозг. Головной
мозг человека представляет собой значительно
более сложное образование, чем мозг даже
самых высших животных — человекообразных
обезьян, не говоря уж о мозге низших животных.
Мозг находится во внутренней жидкой среде,
омывающей его нейроны. Он мягок и Свободно
режется ножом. Состоят мозг из тех же
химических веществ, что и остальные ткани
организма. На 80 процентов мозг состоит
из воды.
Общее количество энергии, потребляемой
мозгом, сравнительно невелико и равно
примерно той энергии, которую потребляет
лампа в 100 Вт. Работа мозга основана
на непрерывном обмене веществ через
кровь. Составляя по весу около 2 процентов
общего веса человека, мозг потребляет
до 20 процентов кислорода, необходимого
человеку. Мозг получает снабжение
питательными веществами и кислородом
через густую сеть мельчайших кровеносных
сосудов — капилляров (диаметр
их — несколько тысячных долей
миллиметра), общая длина их в
мозгу достигает 560 км! Кровь уносит
и отходы жизнедеятельности мозга.
Поэтому мозг обильно снабжается
кровью и очень чувствителен к
перерывам снабжения ею. Через 15
секунд после полного прекращения
циркуляции крови в мозгу наступает
потеря сознания, а через 10 мин мозг
умирает. Кстати, важно отметить следующее.
Из пищеварительной системы в
кровь поступают уже
Вес мозга людей колеблется в значительных
пределах (от 1 до 2 кг) и в среднем достигает
1400 г. Возникает вопрос: зависит ли уровень
психического развития человека от величины
его мозга (как сила человека зависит от
величины его мускулатуры)? Конечно, историческое
развитие нервной системы живых существ
шло и по пути увеличения мозговой массы.
Поэтому по весу человеческий мозг превосходит
мозг всех самых высокоорганизованных
животных, кроме дельфина (вес мозга человекообразной
обезьяны около 400 г, собаки — 80 г). Но есть
животные и с большим весом мозга. У кита
мозг весит 7 кг, у слона — 5,5 кг, у дельфина
— 1,8 кг, хотя кит или слон по уровню психического
развития стоят неизмеримо ниже не только
человека, но и человекообразной обезьяны.
Причина ясна — для управления таким огромным
телом, как тело кита (до 15 т) или слона
(3 т), нужна большая мозговая масса. Поэтому
обычно для сравнения берется не абсолютный
вес мозга, а относительный, показывающий,
какую часть общего веса живого существа
занимает его мозг. У человека отношение
веса мозга к весу тела составляет примерно1/45,
у человекообразной обезьяны — 1/100, у дельфина
— 1/125, у собаки — 1/170, у слона — 1/600, у кита
— 1/2000 часть. Как будто все стало на свое
место? Однако и относительный вес мозга
не характеризует степень психического
развития. У мыши, например, относительный
вес мозга 1/40, у воробья и некоторых видов
мелких птиц даже 1/25.
Конечно, мозг человека коренным образом
отличается от мозга животных, и в этом
все дело. Но если сравнить вес мозга целого
ряда талантливых людей, то и в этом случае
мы не обнаружим никакой связи между весом
мозга и степенью ума и таланта человека.
Большинство талантливых людей имели
мозг среднего веса или близкого к среднему
(композиторы А. П. Бородин, Ф. Шуберт, математики
К. Гаусс, С. Ковалевская и др.). Мозг Д. И.
Менделеева весил 1571 г, мозг И. П. Павлова
— 1653 г. Самым большим мозгом обладал И.
С . Тургенев — 2012 г. Но, с другой стороны,
ряд талантливейших людей обладали мозгом
по весу значительно ниже среднего. Знаменитый
французский писатель А. Франс имел мозг
весом 1017 г. Блестящий русский юрист XIX
и начала XX р., поражавший всех исключительной
логикой и находчивостью, А. Ф. Кони имел
мозг весом 1100 г. Наряду с этим известны
самые заурядные люди с весом мозга более
2000 г. Таким образом, и изучение мозга людей
приводит к выводу об отсутствии связи
между количеством мозгового вещества
и степенью психического развития индивида.
Уровень психического развития определяется
другими особенностями мозга, о которых
речь будет идти ниже.
Головной мозг человека не представляет
собой сплошной массы. Он состоит из ряда
отделов, связанных друг с другом (ряс.
5). Нижний его отдел называется продолговатым мозгом, который соединяет спинной
мозг с головным. Над продолговатым мозгом
находятся средний мозг, мозжечок, еще выше — промежуточный мозг. Все эти отделы сверху покрыты большими полушариями,
Продолговатый мозг играет важную роль
в жизнедеятельности организма. В нем
расположены центры, регулирующие дыхание,
сердечно-сосудистую деятельность, деятельность
органов пище варения.
Средний мозг управляет положением и координацией
тела в пространстве, регулирует мышечный
тонус (напряжение мускула туры).
Мозжечок регулирует равновесие и обеспечивает
координацию произвольных движений. При
нарушении работы или заболевании мозжечка
животное, например, не может стоять и
производит непрерывные движения головой,
туловищем и конечностями; не может координировать
движения конечностей.
Промежуточный мозг (вместе
с подкорковыми узлами он образует так называемую подкорку, потому что расположен под корой
больших полушарий) имеет большое значение
в инстинктивных и эмоциональных проявлениях
человека. Здесь же находятся центры обмена
веществ в организме, центры терморегуляции
тела. В определенные центры промежуточного
мозга поступают нервные импульсы от органов
чувств. Эти импульсы затем передаются
в кору больших полушарий. Нарушение деятельности
указанных центров приводит к расстройству
работы органов чувств.
В продолговатом и среднем мозгу находится
особая нервная ткань, которая под микроскопом
имеет вид густой сеточки из нейронов
с их отростками особого вида. Эта нервная
ткань получила название ретикулярной формации (в переводе «сетчатое образование»
от латинского слова «ретикула»—сеточка).
Исследования последних лет показали,
что ретикулярная формация играет важнейшую
роль в жизнедеятельности мозга. Она является
возбудителем коры больших полушарий.
Посылая нервные импульсы в большие полушария,
ретикулярная формация приводит их в состояние
бодрствования, поддерживает их активность.
Человек с поврежденной ретикулярной
формацией впадает в так называемую кому
(кома — бессознательное состояние, напоминающее
глубокий сон). Он может прожить еще около
года, но будет совершенно беспомощным.
Все отделы мозга взаимосвязаны между
собой и представляют единую цельную систему.
Однако в их деятельности наблюдается
строгая иерархия, т. е. подчинение низших
отделов мозга высшим отделам, над которыми
доминируют большие полушария.
2 Кора больших полушарий мозга
Наиболее развитая часть головного
мозга — его большие полушария. Большие
полушария — парное образование, состоящее
из правой и левой половин, соединенных
между собой так называемым мозолистым телом. Снаружи большие полушария
покрыты тонким слоем серого мозгового
вещества толщиной 3—4 мм. Этот слой серого
вещества называется корой больших полушарий. Остальная часть полушарий
представляет собой белое мозговое вещество
и состоит из нервных волокон, которые
соединяют отдельные участки полушарий (ассоциативные волокна) и одно полушарие с другим (спаечные волокна)
В коре насчитывается около 15 миллиардов
нейронов (т. е. в 4 раза больше, чем людей
на Земле) различного размера, формы и
строения. Они очень плотно и экономно
«упакованы» (в 1 мм3 — 30000 нейронов) и составляют
6 слоев, различающихся по своим функциям.
Благодаря своим отросткам и синапсам
клетки коры вступают в многочисленные
контакты друг с другом. Число подобных
связей в коре выражается астрономическими
числами, если учесть, что клеток 15 миллиардов,
а число контактов одной клетки и ее отростков
с другими клетками и их отростками может
доходить до 6000. Поэтому кора представляет
собой единое, слаженно действующее целое.
Нервные клетки коры не могут делиться,
т. е. размножаться. У новорожденного ребенка
то же количество нервных клеток, что и
у взрослого. Развитие идет по пути усложнения
строения клеток и увеличения количества
контактов между ними. Начиная же с 30—35
лет количество нервных клеток уменьшается:
по подсчетам ученых, ежедневно гибнет
до 50000 и более нервных клеток.
Кора — непосредственная материальная
основа психических процессов у животных,
мышления и сознания у человека. В процессе
эволюционного развития кора впервые
появляется у пресмыкающихся и птиц, а
интенсивно развиваться начинает лишь
у млекопитающих. У высших животных —
человекообразных обезьян — кора уже
значительно развита. Но лишь у человека
кора головного мозга достигает наивысшей
степени совершенства — в ней гораздо
больше клеток (в коре человекообразных
обезьян от 2 до 5 миллиардов нервных клеток),
они значительно сложнее устроены, неизмеримо
больше и количество связей между ними.
В процессе эволюционного развития роль
больших полушарий, и в частности коры,
в организации жизни и поведения животных
возрастает. Это видно по тем последствиям,
которые влечет за собой оперативное (в
научных целях) удаление больших полушарий
у животных, стоящих на разных ступенях
биологической эволюции.
На поведении лягушки удаление больших
полушарий почти никак не сказывается.
У птиц такая операция вызывает глубокие
изменения в поведении. Теряются все условные
рефлексы, такая птица не обращает внимания
на хищных птиц, может сесть на любой предмет,
в том числе на кошку и собаку. Собака,
лишенная больших полушарий,— глубокий
инвалид. Она сохраняет способность передвигаться,
но теряет все навыки, не узнает хозяина,
безучастно реагирует на угрозу. Она может
умереть от голода или жажды, хотя пища
и вода находятся рядом, если только они
не попадут ей в полость рта (случайно
или по воле экспериментатора). Обезьяна
после подобной операции даже при , самом
тщательном уходе живет не более 3 месяцев.
Она находится в оцепенении, вяло реагирует
только на сильные раздражители, у нее
полностью исчезает условно-рефлекторная
деятельность. Что касается человека,
то можно наблюдать поведение ребенка
в крайне редких случаях, когда дети рождаются
без больших полушарий. Эти дети обычно
погибают вскоре после рождения. Зарегистрирован
всего один случай, когда такой ребенок
прожил почти 4 года. Он все время находился
в полусонном состоянии, абсолютно не
реагировал на внешние раздражения, но
он сосал грудь матери, а затем соску и
потому существовал.
Эволюция коры идет по пути увеличения
ее поверхности. У высших животных и особенно
у человека это достигается за счет возрастания
количества и глубины борозд — при одном
и том же объеме большая поверхность достигается
при складчатом ее строении. Поэтому, как
это видно на рис. 5 или 6, поверхность больших
полушарий не гладкая, а имеет складчатый
вид, изрезана большим количеством борозд и извилин,
Начало систематического изучения строения
и функций мозгового вещества было положено
необычным договором, который в середине
XIX в. заключили между собой члены парижского
общества антропологов под руководством Поля Брока - каждый из них завещал свой
мозг после смерти своим коллегам для
изучения. В настоящее время довольно
хорошо изучено строение клеток мозга.
С этой целью тончайшие срезы мозговой
ткани изучают под микроскопом. Изучают
и функции различного вида клеток. Для
этого, в частности, сопоставляют те или
иные нарушения психических функций с
областью поражения мозга (при травме
или заболевании). Последнее время широко
применяют метод вживления в мозг животных
(а в клиниках с лечебными целями и в мозг
людей) очень тонких электродов.