Самостоятельная
музыкальная деятельность детей. Самостоятельная музыкальная
деятельность возникает непосредственно
по инициативе детей. Каждый ребенок старается
по-своему выразить то, с чем познакомился
на музыкальном занятии, он настойчиво,
с интересом повторяет элемент пляски
или подбирает мелодию на музыкальном
инструменте и т. д. Такие упражнения становятся
как бы продолжением занятий, их можно
рассматривать как элементы самообучения.
Устанавливается связь с занятиями, особенно
в том случае, если, обучая ребенка, педагог
развивает у него навык
самостоятельного действия. Например,
детям предлагают спеть песню без сопровождения
в удобной для них тональности или самим
сочинить вариант какого-либо перестроения,
хоровода и т.д.
Особенно разнообразно могут проявить
себя дети в сюжетно-ролевых играх, основанных
на ярких впечатлениях после праздника
развлечений, музыкальных занятий, просмотра
телепередач и т.п. Сюда относятся игры
в «концерт», «музыкальные занятия», «загадки»
и др.
Наблюдая игры детей, воспитатель постоянно
руководит и тактично помогает им в творческой
самостоятельной деятельности, учитывая
интересы и способности каждого. Необходимо
также создать соответствующие условия:
определить место в групповой комнате,
где ребята могут музицировать, непринужденно
действовать; подобрать достаточное количество
игрового материала.
Самостоятельная музыкальная деятельность
является результатом обучения на занятиях,
приобретенных музыкальных впечатлений
на праздниках и развлечениях и возникает
на основе накопленного ребенком опыта.
Музыкальная деятельность
в народном вокальном коллективе «Отрада»
В своей работе я применяю все
виды и формы музыкальной деятельности.
Моя программа составлена таким
образом, чтобы познакомить детей с разными
видами деятельности в области народной
культуры:
- исполнение народных
песен
- знакомство с элементами
хореографии
- знакомство с народными
праздниками.
- знакомство с простейшими
народными инструментами
На современном этапе главная
задача художественно-эстетического и
нравственного воспитания подрастающего
поколения - повернуться лицом к народной
музыке, фольклору, начиная с самого раннего
возраста, когда ещё только закладываются
основные понятия у ребёнка, формируется
речь и мышление, развиваются умения, навыки,
способности. Основной формой занятия
– игра, т.к игра это «волшебная палочка»,
при помощи которой можно научить детей
петь, играть на инструментах, красиво
двигаться и танцевать, слушать музыку.
Организация занятий определяется
возрастными особенностями детей и сказывается
на изменяющихся взаимоотношениях взрослого
и ребенка.
Учитывая задачи, возникающие в ходе работы,
я применяю форму индивидуальных занятий.
Иногда ребенок после долгого отсутствия
теряется, не понимает, как себя вести
в той или иной ситуации, выключается из
общего коллективного ритма действий.
В таком случае целесообразны кратковременные
(2-3 минуты) индивидуальные занятия, которые
проводятся после общего. Для начала нужно
выяснить причину отставания ребенка,
объяснить и показать тот или иной прием
в пении, движении. Достаточно позаниматься
с отстающим 3—4 раза, и он уже с удовольствием
начинает активно действовать в коллективе.
Могут иметь место занятия с небольшой
группой, когда необходимо помочь детям
овладеть тем или иным приемом игры на
музыкальных инструментах, разучить какое-либо
произведение для последующего его исполнения
на празднике «по секрету» от других и
т. д.
Занятия небольшими группами и индивидуальные
носят эпизодический характер, проводятся
по мере необходимости, когда имеются
соответствующие условия.
Если сопоставить возрастные задачи музыкального
воспитания, можно отметить следующее:
в работе с детьми разных возрастных групп
решаются одни и те же задачи, которые
последовательно усложняются, и этим создается
преемственность в музыкальном воспитании
и развитии детей;
сфера основных видов музыкальной деятельности
(слушание музыки, пение, музыкально-ритмические
движения) расширяется за счет включения
элементов песенного, игрового, танцевального
творчества, игры на простейших народных
музыкальных инструментах, и появляется
возможность обучать детей элементам
музыкальной грамоты.
Задачи музыкального воспитания и образования
решаются в ходе обучения. Детям рассказывают
о музыке, знакомят с выразительными средствами,
обращают внимание на форму произведения:
на характер контрастных частей, фраз.
Ребята запоминают некоторые понятия,
например: «музыкальное вступление», «запев
и припев», «музыкальная фраза» и т. д.
Дети не просто говорят о музыке «весело
— грустно», но и «нежно», «приятно», «ласково»,
«печально», «скучно», «сурово».
Главная задача — практическое овладение
действиями, навыками и умениями в области
восприятия музыки, пения, движений и игры
на инструментах. Дети легко справляются
с заданием если понимают его смысл. Например,
спокойную колыбельную песню следует
петь напевно, не спеша, негромко, чтобы
добиться выразительного исполнения.
Овладевая этим навыком, ребята одновременно
получают некоторые сведения о содержании,
характере музыки, ее исполнения.
Заключение
Музыка для ребенка — мир радостных
переживаний. Чтобы открыть перед ним
дверь в этот мир, надо развивать у него
способности, и прежде всего музыкальный
слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе
музыка не выполнит свои воспитательные
функции.
Гармоничность
музыкально-эстетического воспитания
достигается лишь в том случае, когда используются
все виды музыкальной деятельности, доступные
дошкольному возрасту, активизируются
все творческие возможности растущего
человека. Вместе с тем, усложняя педагогические
задачи, нельзя злоупотреблять особой
детской восприимчивостью. Само музыкальное
искусство, его особенности выдвигают
перед педагогом необходимость решения
ряда специфических задач:
Воспитывать
любовь и интерес к музыке. Только развитие
эмоциональной отзывчивости и восприимчивости
дает возможность широко использовать
воспитательное воздействие музыки.
Обогащать
впечатления детей, знакомя их в определенной
системе с разнообразными музыкальными
произведениями и используемыми средствами
выразительности.
Приобщать
детей к разнообразным видам музыкальной
деятельности, формируя восприятие музыки
и простейшие исполнительские навыки
в области пения, ритмики, игры на детских
инструментах, развивать элементарную
музыкальную грамотность. Все это позволит
детям действовать осознанно, непринужденно,
выразительно.
Развивать
общую музыкальность детей (сенсорные
способности, ладовысотный слух, чувство
ритма), формировать певческий голос и
выразительность движений. Если в этом
возрасте ребенка обучают и приобщают
к активной практической деятельности,
то происходит становление и развитие
всех его способностей,
Содействовать
первоначальному развитию музыкального
вкуса. На основе полученных впечатлений
и представлений о музыке проявляется
сначала избирательное, а затем оценочное
отношение к исполняемым произведениям.
Развивать
творческое отношение к музыке прежде
всего в такой доступной для детей деятельности,
как передача образов в музыкальных играх
и хороводах, применение новых сочетаний
знакомых танцевальных движений, импровизация
попевок. Это помогает выявлению самостоятельности,
инициативы, стремления использовать
в повседневной жизни выученный репертуар,
музицировать на инструментах, петь, танцевать.
Музыка
— искусство, воздействующее на ребенка
уже в первые месяцы его жизни. Непосредственное
влияние ее на эмоциональную сферу способствует
возникновению первоначальных ответных
действий, в которых можно видеть предпосылки
к формированию в дальнейшем основных
музыкальных способностей.
Список используемой литературы
Алиев, Ю. Б. Методика музыкального
воспитания детей / Ю. Б. Алиев. – Воронеж
: НПО «МОДЭК», 1998. – 352с
Ветлугина, Н. А. Методика музыкального
воспитания/ Н. А. Ветлугина. - М. : Просвещение,
1989. – 270 с.
Выгодский, Л. С. Психология
искусства / Л. С. Выгодский. – М. : Искусство,
1986. – 573с
Леонтьев, А. Н. Некоторые проблемы
психологии искусства / А. Н. Леонтьев.
– М. : Педагогика, 1983. – 300с
Осеннева, М. С. Методика работы
с детским вокально-хоровым коллективом/
М. С. Осеннева. – М.: Издательский центр
«Академия», 1999. – 224с
Петрушин, В. И. Музыкальная
психология / В. И. Петрушин. – М. : Академический
проект, 2006. – 400с