Мышление человека. Интеллект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:35, контрольная работа

Описание работы

Мышление и интеллект - близкие понятия. Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается. Таким образом выделяется проблематика развития интеллекта.
Термин «мышление» соответствует в нашей обиходной речи слову «обдумывание» или (менее нормативно, но, возможно, точнее) «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность. Обдумывание - это процесс. Решая задачи, мы думаем, а не «обдумываем» - это сфера психологии мышления, а не интеллекта

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
МЫШЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА 3
ИНТЕЛЛЕКТ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 30.51 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный  ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени  С.М. Кирова»

 

 

 

 

 

Факультет Экономики  и управления

Кафедра культурологии, социологии и политологии

Контрольная работа

По дисциплине «Психология»

На тему «Мышление человека. Интеллект»

 

 

 

Выполнила:

студентка ФЭУ

1 курс, ЗО, контракт

Специальность № 080100

Зачетная книжка №62339

Сафронова Ирина

 

 

Проверил:

 

 

Санкт-Петербург, 2012 

Содержание


 

Содержание 2

Введение 3

Мышление  человека 3

Интеллект 3

Заключение 3

Список использованной литературы 3

 

 

Введение


Мышление и интеллект - близкие понятия. Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные особенности интеллекта. Мы можем  также сказать, что ум ребенка  с возрастом развивается. Таким  образом выделяется проблематика развития интеллекта.

Термин «мышление» соответствует  в нашей обиходной речи слову  «обдумывание» или (менее нормативно, но, возможно, точнее) «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность. Обдумывание - это процесс. Решая задачи, мы думаем, а не «обдумываем» - это сфера психологии мышления, а не интеллекта. Итак, оба условия выражают разные аспекты того же явления. Интеллектуальный человек - тот, который способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект - способность к мышлению. Мышление - процесс, в котором реализуется интеллект.

 

Мышление человека


Предметы и явления  действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно  познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение  тел в видимом пространстве), и  такими свойствами и отношениями, которые  можно познать лишь опосредованно  и благодаря обобщению, т.е. посредством  мышления.

Мышление – процесс  познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и  опосредствованным отражением действительности. Первая особенность мышления - его  опосредованный характер. То, что человек  не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное  – через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как  познание общего и существенного  в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.

Обобщения люди выражают посредством  речи, языка. Словесное обозначение  относится не только к отдельному объекту, но также и к целой  группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она  всегда ограничена наглядностью. Слово  же позволяет обобщать безгранично. Философские понятия материи, движения, закона, сущности, явления, качества, количества и т.д. - широчайшие обобщения, выраженные словом.

Мышление - высшая ступень  познания человеком действительности. Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления. Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления. Решая мыслительные задачи, которые перед человеком  ставит жизнь, он размышляет, делает выводы и тем самым познаёт сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир.

Мышление не только теснейшим  образом связано с ощущениями и восприятием, оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит прежде всего в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

Мышление выступает главным  образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются  перед людьми жизнью. Решение задач  всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс  мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей  не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в  поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические  импульсы, жесты и пр. Современная  наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Облекаясь в словесную  форму, мысль вместе с тем формируется  и реализуется в процессе речи. Движение мысли, уточнение её, связь  мыслей друг с другом и прочее происходят лишь посредством речевой деятельности. Мышление и речь (язык) едины.

Мышление неразрывно связано  с речевыми механизмами, особенно рече-слуховыми и рече- двигательными.

Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью  людей. Всякий вид деятельности предполагает обдумывание, учёт условий действия, планирование, наблюдение. Действуя, человек  решает какие-либо задачи. Практическая деятельность - основное условие возникновения  и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической  деятельности. Оно обеспечивается работой  обеих сигнальных систем при ведущей  роли второй сигнальной системы. При  решении мыслительных задач в  коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

Классификация явлений мышления:

  1. Мыслительная деятельность – система мыслительных действий, операций, направленное на решение определённой задачи.
  2. Мыслительные операции – сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация и конкретизация.
  3. Формы мышления: суждение, умозаключение, понятие.
  4. Виды мышления: практически-действенное, наглядно-образное и теоретически абстрактное.
  5. По содержанию: практическая, научная и художественная мыслительная деятельность.
  6. По операционной структуре: алгоритмическое, осуществляемое по заранее известным правилам, и эвристическое – творческое решение нестандартных задач.

Все мыслительные акты совершаются  на основе взаимодействия анализа и  синтеза.

Интеллект


Интеллект (от латинского – Intellectus) в широком смысле – это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле – это мышление.

Интеллект является основной формой познания действительности. Существует три разновидности в понимании функции интеллекта:

  1. способность к обучению,
  2. оперирование символами,
  3. способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.

Термин интеллект часто  применяется для того, чтобы подчеркнуть  специфику человеческой психологической  деятельности. При этом не следует  упускать из виду, что способности  иметь дело с абстрактными символами  и отношениями только одна сторона  интеллекта; не менее важна и такая  сторона как конкретность мышления. Нередко интеллект трактуют, как  возможность приспосабливаться  к новым ситуациям, используя  ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется  со способностью к учению. Однако нельзя не учитывать то, что интеллект  заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.

Интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он определяет как социальную полезность человека, так и его  индивидуальные особенности, служит главным  проявлением разума. По сути, интеллект  то, что выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически  изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться  к условиям быстро меняющейся действительности. Тест или проверка интеллекта является важнейшей задачей, которая на любом  этапе позволит спланировать дальнейшее развитие личности, определить ход  интеллектуальной, моральной и психологической  эволюции человека. Именно уровень  и тип развития интеллекта определяет будущее человека, его судьбу. Исследование интеллекта интересовало человечество с древних времен и постепенно от вопросов «Кто полезнее, умнее, нужнее?», выросли в отдельную отрасль  психологии. Тесты интеллектуального  развития занимают отдельное место  в ряду методик психологического исследования.

 

Заключение


Таким образом, процесс  мышления является самостоятельным  и генеральным по функциям, в течении всей жизнедеятельности человека. Мышление требует досконального рассмотрения при педагогической и руководящей деятельности. Мышление является направляющей функцией поведения человека, отражающей истинную картину мира данного субъекта. При педагогической деятельности следует принимать во внимание возрастную психологию. При руководящей деятельности, следует принимать во внимание индивидуальность каждого человека и в тоже время соответствие нормам данного предприятия. Качества мышления у всех развиты по-разному, но не следует отступать от традиций и сложившихся норм поведения. Научно-техническая революция постоянно изменяет структуру современного сознания, упрощая мыслительные операции и представляя на всеобщее рассмотрение новые гипотезы. Совокупность всего перечисленного открывает новые интеллектуальные сферы деятельности для познания мира и исследования возможностей человеческого сознания.

 

 

Список  использованной литературы


  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2006;
  2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2004;
  3. Немов Р.С. Психология: В 3-х книгах. М., 2007;
  4. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2007.

Информация о работе Мышление человека. Интеллект