Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 18:53, реферат
Мышление – психолого-познавательный процесс отражения в сознании человека сложных связей и отношении между предметами и явлениями окружающего мира. Задача мышления – раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования. Понятие мышления является высшим познавательным процессом, что существенно отличает его от других процессов, помогающих человеку ориентироваться в окружающей среде; так как в данном понятии прослеживается совокупность всех познавательных процессов.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Сущность мышления и его виды…………………………………………….3
2.Логические конструкции мышления: понятие, суждение, умозаключение……………………………………………10
3. Установите последовательность познавательных процессов по критерию их познавательной сложности…………………………………………………..14
Заключение…………………………………………………………………….....15
Литература……………………………………………………………………….16
Относительно самостоятельный интерес представляет мышление в условиях диалога. Специфика мыслительного процесса в диалогическом режиме заключается в необходимости учета характеристик коммуникативного взаимодействия с партнерами, в наличии общего банка решений и диалогической рефлексии.
2. Логические конструкции мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие - это форма мышления, отражающая класс однородных объектов на самом высоком уровне обобщения посредством фиксации их общих признаков. В качестве признаков выступают свойства и отношения между объектами. Другими словами, понятие - это мысль о целом классе объектов (предметов или явлений), выделяющая их главные, взаимосвязанные между собой общие свойства и характеристики. Это внутреннее, мысленное психологическое представление об общих свойствах объектов. Произнеся понятие «дерево», человек выделяет из огромного растительного мира класс растений, которые имеют штамб солидных размеров и мощную крону, образованную системой ветвей.
Трудно представить жизнь
Понятия бывают общие и единичные, конкретные и абстрактные. Общие понятия относятся к некоторой группе объектов, объединенных, как правило, одним и тем же названием и обладающих одинаковыми признаками. Так, понятие «темперамент» относится ко всем людям. Единичные понятия характеризуют свойства, относящиеся к одному объекту. Указывая, например, на сангвинический тип темперамента данного человека, мы отражаем единичное свойство.
Конкретные понятия относятся ко вполне определенному, легко представляемому объекту (например, понятие «кора головного мозга»). Абстрактные же отражают свойства и явления объектов, которые трудно представить и классифицировать (например, понятие «психическое развитие»).
Оперирование с понятиями относится к высшему уровню мышления, характерному для его словесно-логического вида. Этот вид свойствен человеку, начиная с определенного возраста, и продолжает совершенствоваться практически всю его жизнь. Понятие рассматривается как форма абстрактного мышления, результат обобщения свойств единичных конкретных предметов, явлений и выделения в них существенных признаков.
Имеется две стратегии усвоения понятий - экземпляра и проверки гипотезы.
Стратегия экземпляра базируется на сравнении одного объекта (экземпляра) с другим, образ которого уже хранится в памяти, и последующем соотнесении обоих объектов к одному и тому же понятию. Например, сравнивая впервые увиденного на улице огромного дога с маленьким пуделем, ребенок без колебаний относит дога к понятию «собака», хотя внешний вид этих животных существенно различается.
Стратегия проверки гипотезы основана на абстракции-. индивид выявляет общие признаки у понятий и выдвигает гипотезу о том, что эти признаки относятся к данному понятию.
Выяснено, что обе стратегии задействуют различные участки мозга, что является косвенным доказательством прав этих гипотез на раздельное существование.
Мышление через понятия тесно связано с процессами осознания, понимания и суждения. Осознание характеризует факт постижения смысла употребляемого понятия. Осознанное понятие - это понятие, усвоенное во всей его полноте. Без осознания невозможно использовать понятие безошибочно.
Понимание чаще трактуют как составляющую психического процесса формирования понятия (процесса постижения чего-то), реже - как способность постичь смысл чего-то. Понимание характеризуется:
- глубиной, отражающей осознание
всего многообразия
- отчетливостью осознания этих взаимосвязей, отражающей их четкое однозначное соотношение;
- полнотой осознания,
- обоснованностью осознания,
Различают непосредственное понимание,
когда понятие после
Суждение - процесс (или результат) формирования мнения или заключения, основанного на ранее осознанной информации. Суждение проявляется в утверждении, предположении, критике, заявлении, настаивании и т.п. Это результат способности индивида понимать и в этом качестве включает в себя осознание всевозможных связей между предметами, явлениями и процессами. «Общительный человек -добрый человек» - не бесспорное, но частное возможное суждение какого-то индивида, сформированное у него на основе личного опыта взаимодействия с другими людьми.
Различают типы суждений:
- формальное, характеризующее сам факт взаимосвязи между объектами без акцента на их истинность или ложность («голубое небо» - истинность этого суждения определяется предшествующими суждениями, относящимися к разговору о небе);
- эмпирическое, характеризующее факт взаимосвязей между объектами как результат наблюдения за ними и, следовательно, предоставляющее возможность про -верки их истинности («посмотри, какое небо голубое!»).
Умозаключение - высшая форма мышления, приводящая к новому суждению в результате оперирования с другими понятиями и суждениями. Умозаключения формируются часто на основе суждений, предшествующих заключению, и служат доказательством, добытым логическим путем. «Флегматик - человек спокойного нрава. Петров - спокойный человек, значит, он флегматик». Здесь два суждения («флегматик - человек спокойный» и «Петров - спокойный человек») приводят к умозаключению, что Петров является флегматиком. Конечно, спокойствие Петрова может обеспечиваться его сильной волей (даже если он имеет холерический темперамент), но такова уж нить мыслительных операций у автора этого умозаключения.
Чаще всего на практике используются такие типы умозаключений:
- индукция - когда из частных суждений и понятий на основе логических операций формируются более общие (пример: все собаки имеют хвост, четыре лапы и лают; это мохнатое существо - на четырех лапах, с хвостом и лает, следовательно, перед нами собака);
- дедукция — когда в результате логических операций из общего знания об объектах формируются более частные сведения, следствия (пример: все летчики -люди смелые; Иванов - летчик, следовательно, человек смелый);
- аналогия - когда умозаключение базируется на схожести наиболее значимых признаков психологических объектов;
- предположение - когда умозаключение формируется на базе вероятностных понятий и неполной информации об изучаемом объекте (например, о том, что планета Земля имеет форму шара и вертится вокруг Солнца, Н. Коперник предположил в 1543 г. в своей книге «О вращениях небесных сфер» на основе наблюдений периодически сменяющихся явлений дня и ночи, лета и зимы).
3. Установите последовательность
познавательных процессов по
критерию их познавательной
а) речь;
б) сознание;
в) ощущение;
г) память;
д) восприятие;
е) мышление.
Ответ: в, д, е, б, г, а
Заключение
Таким образом, мышление является сложным психолого-логическим феноменом, имеющим свои основания как в физиологии, так и в социальности человека. Мышление изучается многими науками: теорией познания (в плане соотношения субъективного и объективного, чувственного и рационального и т.д.); логикой (правило, операции и формы мышления); кибернетикой (“искусственный интеллект”); языкознанием (соотношение мышления и языка); эстетикой (образное мышление); нейрофизиологией (мозговой субстрат и физиологические основания мышления); этологией (предпосылки возникновения мышления в животном мире) и, конечно же, психологией.
Литература