Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 10:48, реферат
Управленческие решения могут сильно влиять на жизнь многих людей, по меньшей мере, каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и, возможно, каждого в организации. Если организация велика и влиятельна, решения ее высших руководителей могут определяющим образом изменять местное окружение.
Ответственность за принятие важных организационных решений — тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь.
Введение…………………………………………………………………….2
Мышление руководителя…………………………………………...3
1.1. Характер и сущность мышления руководителя………………….3
1.2. Свойства практического мышления руководителя…………..…11
Принятие решений…………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………..24
Список литературы……………………………………………………….25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра психологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине
Психология управления
на тему:
«Мышление руководителя и принятие решений»
Выполнил: студент гр. зПТЭ-51
Шабдаров А. А.
Проверила: Кислицына И.Г.
Йошкар-Ола
2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.1. Характер и сущность мышления руководителя………………….3
1.2. Свойства практического мышления руководителя…………..…11
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Ни один человек, взрослея, не может не познать на практике процесса принятия решении. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать решения, это умение, развиваемое с опытом. Каждый из нас в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни — тысячи и тысячи решений.
Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, — составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений, а, следовательно, и мышления руководителя чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Чтобы оказать вам помощь в этом, ниже мы рассмотрим типы решений, принимаемых управляющими, используемые способы, научные методы повышения эффективности этого процесса и основные факторы, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений.
Управленческие решения
могут сильно влиять на жизнь многих
людей, по меньшей мере, каждого из
тех, кто работает с принявшим
решение руководителем, и, возможно,
каждого в организации. Если организация
велика и влиятельна, решения ее
высших руководителей могут
Ответственность за принятие важных организационных решений — тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью, принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь.
1. Мышление руководителя
1.1. Характер и сущность мышления руководителя
Мышление руководителя —
это, прежде всего, практическое мышление;
данный вид наиболее специфичен содержанию
и условиям управленческой деятельности.
В этом проявляется общая
Прежде чем решать задачу,
руководитель должен вначале ее сам
сформулировать — «увидеть», а затем
вычленить как проблему из деятельности.
Следовательно, особенностью практического
мышления является необходимость решения
не только «уже готовых» — сформулированных
задач и проблем, но и умение их
вычленять, правильно ставить, формулировать.
Это требует важного
Для практического мышления очень характерно и то, что, в отличие от теоретического мышления, задачи, решаемые им, как правило, не имеют «единственно правильного» решения, «правильного ответа». Теоретический ум ищет в проблеме ее истинное — единственное решение; а человек, решающий ее, уже изначально имеет установку на то, что это решение должно быть именно единственным (т.е. правильным).
В практическом мышлении дело обстоит иначе. Любая управленческая ситуация имеет множество способов разрешения — в чем-то более, а в чем-то менее удачных. Для этих способов, как правило, оценочные критерии либо отсутствуют, либо они неопределенны. Более того, часто их формулирует сам решающий проблему руководитель. На практике это ведет к тому, что решение управленческих задач оценивается не параметром «правильно — неправильно», а параметром «более — менее приемлемо». Руководитель часто стремится не к максимально эффективному решению, а к решению приемлемому, удовлетворительному.
Наряду с этим руководитель
выступает и в очень
Ответственность практического мышления — это ответственность не только за результат, но и за сам процесс решения проблем. Иной по сравнению стеоретическим является и общая направленность мыслительного процесса при решении практических задач. Это — не «движение от частного к общему, от конкретного к абстрактному, а наоборот — от общего к частному. Для практического мышления требуется «верное попадание» теоретических знаний в практическую проблему. Конкретность мышления руководителя, следовательно, является еще одной его обязательной и специфической чертой.
Практическое мышление характеризуется совершенно иной позицией отношения человека к возникающим проблемам. Для теоретического мышления позиция субъекта является познавательной — направленной только на поиск и нахождение ответа. Для практического мышления эта позиция является исходно преобразующей, действенной. Она требует реализации полученного решения как средства организации действий по изменению ситуации. Поэтому мышление направлено не на «безупречно правильное» решение, а на решение, реально способное изменить ситуацию в нужном направлении.
Отличен от теоретического и сам характер работы практического мышления с информацией о проблеме. В первом случае мыслительный процесс концентрируется вокруг наиболее общих, главных, существенных ее черт. Во втором случае сами различия между «существенным» и «несущественным» во многом утрачивают смысл. В практике управления хорошо известна та огромная важность, которую имеют именно детали, частности. Они нередко подсказывают путь решения всей проблемы. И наоборот, упущение какой-либо «детали» на практике может иметь серьезные или даже необратимые последствия. Руководителю необходимо специфическое сочетание способности видеть и оценивать ситуацию и в целом, и во всех ее деталях.
Следующая категория специфических
особенностей практического мышления
руководителя определяется своеобразием
содержания и условий управленческой
деятельности. По содержанию управление
требует мысленного оперирования не
только с информацией о
«Социальные объекты» более
сложны, противоречивы, непредсказуемы
и многомерны. Они предельно
Часто поэтому руководитель, особенно демократического и попустительского стиля, выбирает не то решение, которое ему подсказывает личное мнение, а то, которое встретит меньшее противодействие в группе, будет ею легче «принято». «Социальные объекты» (индивиды и группы) характеризуются в целом и очень высокой степенью сложности, многочисленностью их признаков, параметров (личностных качеств), а также их скрытостъю от непосредственного восприятия и поэтому трудностью «расшифровки» и однозначной интерпретации.
Особенности информационной
основы деятельности руководителя предъявляют
особо жесткие требования к процессу
мышления. Оно должно позволять «охватить»
всю комплексность и
В связи с этим выделяют специфическое мыслительное свойство — свойство системности мышления. Лишь системное — упорядоченное и структурированное видение организации может достойно и действенно противостоять противоречивости и труднообозримости поступающей информации. Это же свойство лежит и в основе учета того, какие эффекты управления возникнут при осуществлении воздействия на какой-либо локальный параметр или участок функционирования организации. Сочетание высокого уровня системного мышления с достаточным развитием его аналитических сторон — одно из важнейших профессиональных требований к руководителю.
Управленческие ситуации, далее, характеризуются свойством изменчивости — динамичности. Во-первых, динамичность — вариативность ситуаций, накладывает существенные ограничения на возможности репродуктивного управления; требует постоянной и активной продуктивной мыслительной работы. Во-вторых, высокая динамичность, скорость изменения ситуаций придает управленческой деятельности и другую специфическую особенность — режим «хронического» дефицита времени («цейтнота»). Он обусловливает новые требования к практическому мышлению. Это — высокая скорость мышления; оперативность «включения» в ситуацию; необходимость нахождения решения в строго отведенных временных границах; быстрая переключаемость от действий к осмыслению и наоборот.
Общим требованием мышления руководителя становится необходимость нахождения решения «здесь и сейчас». Правильное само по себе решение может быть ошибочным в случае его несвоевременности — когда ситуация уже изменилась. Считается поэтому, что у управленческого решения существует не один, а, по крайней мере, два главных критерия его оценки: адекватность (качество) и своевременность. Скоростные качества мышления (его динамичность, оперативность, подвижность, лабильность) зависят от особенностей организации памяти и профессионального опыта. Они тем выше, чем выше мобилизационная готовность оперативной памяти и структурированнее прошлый опыт. Динамичность мышления зависит и от двух дополнительных качеств. Они обозначаются понятиями скорости актуализации информации из памяти (опыта) и готовности системы знаний к использованию.
Решения руководителя должны быть конкретными. В результате теоретического мышления не только могут, но и должны быть получены общие, принципиальные решения проблем; чем более они носят общий характер, тем они ценнее. Но для практического мышления решение — не самоцель, а средство для организации на их основе исполнения. Это средство может быть эффективным лишь в случае его предельной определенности, конкретности, простоты.
Дело еще и в том, что чем более конкретным является решение, тем более оно понятно другим. Это очень важно для решений именно руководителя, так как их исполняют обычно другие — подчиненные. Чем конкретнее решение, тем меньше возможностей для его искажений, тем больше возможности для четкого контроля за его исполнением.
Существует стойкое
Общеизвестно, что волевые качества — это непременный и важнейший атрибут личности руководителя. Само понятие «хороший руководитель» ассоциируется не только с понятием «умный руководитель», но даже чаще — с понятием «волевой руководитель». Сочетание именно этих двух качеств (ума и воли) является важнейшим условием эффективности руководства, лежит в основе таких профессионально-важных свойств руководителя, как сила характера, решительность, мужество, упорство, энергичность и т.п.
Доказано, что оптимальным вариантом такого сочетания является соразмерность мыслительных и волевых качеств личности. Это отражено в знаменитой «формуле квадрата». Его основанием является воля, высотой — ум, а успех деятельности зависит от его площади. Квадрат будет именно квадратом, а его площадь (успешность деятельности) максимальной в том случае, если стороны равны. Если же баланс нарушается и стороны неравны, то квадрат превращается в прямоугольник, площадь которого при заданном периметре всегда будет меньше, чем площадь квадрата при том же периметре.
Полное равенство встречается очень редко. В связи с этим возникает традиционный для психологии управления вопрос: что лучше для руководителя — хорошее мышление или сильная воля? Как пишет в этой связи Б.М. Теплов, «мне не приходилось встречать... случаев, когда этот вопрос решался в пользу ума».
Информация о работе Мышление руководителя и принятие решений