Мышление, воображение и речь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 09:32, контрольная работа

Описание работы

Эти процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы - ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики.

Содержание работы

Введение …………………………………………………..……………………………3
1. Мышление……………………………………………………………………………4
1.1. Типы и методы мышления…..…..……….….....................................................4
1.2. Виды мышления...………..……………………………………………………..6
2. Воображение.………………………………...…………..…………………….…...10
2.1. Классификация воображения…………………………………………...…….10
2.2. Механизмы воображения……….…………………………………..…...……11
3. Речь………………………………………………………………………………….12
Заключение…………………………………………………………………...…..15
Список использованных источников………………………………………...……...16

Файлы: 1 файл

Копия контрольная работа по юрпсих.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

-Репродуктивное воображение  (воссоздание действительности такой  какая она есть)

-Продуктивное (творческое) воображение:

   с относительной новизной образов;

   с абсолютной новизной образов.

По степени  целенаправленности:

-активное (произвольное) — включает воссоздающее и  творческое воображение;

-пассивное (непроизвольное) — включает непреднамеренное и непредсказуемое воображение.

По виду образов:

-конкретное;

-абстрактное.

По приёмам  воображения:

-агглютинация — соединение  несоединимых в реальности объектов;

-гиперболизация —  увеличение или уменьшение предмета  и его частей;

-схематизация — выделение различий и выявление черт сходства;

-типизация — выделение  существенного, повторяющегося в  однородных явлениях.

По степени  волевых усилий:

-преднамеренное;

-непреднамеренное.

 

         

 

 

 

2.2Механизмы  воображения.

         

 Агглютинация — создание нового образа из частей других образов;

Гиперболизация — увеличение или уменьшение объекта и его частей;

Гхематизация — сглаживание различий между объектами и выявление их сходств;

Акцентирование — подчеркивание особенностей объектов;

Типизация — выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях.

          Существуют условия, способствующие нахождению творческого решения: наблюдательность, легкость комбинирования, чуткость к проявлению проблем.

          Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека. Характеристики дивергентного мышления:

-беглость;

-гибкость;

-оригинальность;

-точность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Речь.

 

          Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь — это язык в действии. Язык же — это система знаков, включающая слова с их значениями плюс синтаксис — набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках. Объективным свойством словесного знака, обусловливающим теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо (абстрактно) от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

          В отличие от значения слова, личностный смысл — это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности конкретного человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл — это субъективное переживание его содержания.

          Выделяют следующие основные функции языка:

средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического  опыта

средство общения (коммуникации)

орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

          Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений. Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

          Развитие, изменение лексического состава языка, его грамматического и звукового (см. также звук речевой, фонема) строя возможно лишь при непрерывном воспроизводстве языковых структур в живой речи. Отсутствие речевой коммуникации приводит к гибели языка или, при наличии достаточного количества письменных документов, к его консервации на определённом уровне развития, как в случае с латинским и древнегреческим языками. При этом грамматический строй языка остаётся неизменным, лексика не отражает изменений, происходящих в окружающем мире и человеческой деятельности, а фонетический строй может быть лишь теоретически реконструирован на базе языков-«потомков».

          Речь — существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, аккумулировать их для передачи последующим поколениям.

          Являясь средством выражения мыслей, речь, в ходе её развития в онтогенезе, становится основным (но не единственным) механизмом мышления человека. Высшее, абстрактное мышление невозможно без речевой деятельности.

          И. П. Павлов отмечал, что только речевая деятельность даёт человеку возможность отвлечения от действительности и обобщения, что и является отличительной особенностью человеческого мышления.

          В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

          В ходе «продуктивных» видов речевой деятельности — говорения и письма — задействуются следующие основные группы мыслительно-физиологических механизмов:

механизм программирования речевого высказывания (передаваемого смысла);

-группа механизмов, связанных  с построением грамматической  структуры высказывания, поиском  нужных слов по семантическим  признакам, выбором определённой звуковой (при устной речи, см. звук речевой, фонема) или графической системы (при письменной речи, см. графема, буква); Согласно современным исследованиям, выполнение данных функций локализовано в ЦНС преимущественно в участке височной коры, называемом Зоной Брока (Зоной Бродмана 45) и явившемся одним из последних этапов эволюции человека.

-физиологические механизмы,  обеспечивающие реальное осуществление  речевого высказывания (физический  процесс «говорения» или «письма»).

Правила языкового конструирования  имеют этноспецифические особенности, которые выражаются в системе фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения на данном языке. Речь тесно интегрирована со всеми психическими процессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.

          Свойства речи:

          Содержательность речи - это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности;

Понятность речи - это  синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или  выделения слов с помощью логического  ударения;

          Выразительность речи - это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной;

          Действенность речи - это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

 

Заключение

 

 

          Открываемые мышлением свойства окружающего мира очень важны, так как позволяют человеку успешно приспосабливаться к нему. Благодаря мышлению мы можем предвидеть те или иные факты и события, потому что мышление всякий раз, как бы добывает знания, являющиеся общими для целого класса явлений, а не только для одного какого-то случая. Умение найти в новой ситуации общее с прежней, постижение общего в казалось бы разных случаях – важнейшее отличительное свойство мышления. Мышление, воображение и речь обнаруживают, открывают в окружающем мире определенные классы предметов и явлений, родственных по тому или иному признаку. Все это будучи познавательными процессами, отличаются от других тем, что осуществляют обобщение и опосредованное познание объективной реальности, хотя, опираются при этом на чувственное познание при активном взаимодействии человека с познаваемым объектом. Активное взаимодействие, преобразование предметов, различные действия человека являются существенной особенностью мышления, ведь только в ходе действий с предметами выявляются несовпадения чувственно данного, познаваемого в ощущениях и восприятии, и ненаблюдаемого, скрытого. Эти несовпадения явления и сущности вызывают поиск, мыслительную активность человека, в результате которой достигается познание, открытие существенно нового.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

Научная и учебная  литература:

 

1. Дружинин В.Н. Психология  общих способностей. СПб 1999. Гл. 13 и 35.

2. Нуркова В.В., Березанская  Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004. Гл.9.

3. Рубинштейн C.Л. Основы  общей психологии. СПб., 1998.

4. Солсо Р.Л. Когнитивная  психология. М., 1996.

5. Сидоров П.И., Парняков  А.В. Клиническая психология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 880 с.: илл.

6. Клиническая психология: Учебник / Под ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб: Питер, 2002.

7. Менделевич В.Д.Клиническая  и медицинская психология: Практическое  руководство. - М.: МЕД - пресс, 2001. - 592 с.

8. Психология. Словарь  / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М., 1990.

 

Электронные ресурсы:

 

1. http://ru.wikipedia.org

 

 

 


Информация о работе Мышление, воображение и речь