Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:34, реферат
Данный реферат содержит краткую информацию о природе мыслительного процесса, его видах и формах, а также информацию о теориях и психологических концепциях мышления.
I. Природа и виды мышления
II. Творческое мышление и его особенности
III. Теории мышления в психологии
IV. Психологические концепции развития мышления
V. Развитие мышления
VI. Мышление и речь
VII. Отличие мышления животных от мышления человека
Реферат на тему мышление
Содержание:
I. Природа и виды мышления
II. Творческое мышление и его особенности
III. Теории мышления в психологии
IV. Психологические концепции развития
мышления
V. Развитие мышления
VI. Мышление и речь
VII. Отличие мышления животных от
мышления человека
I. Природа и виды мышления
Что же такое мышление? Каковы его
отличия от других способов познания
человеком действительности?
Прежде всего мышление является высшим
познавательным процессом. Оно представляет
собой порождение нового знания, активную
форму творческого отражения и преобразования
человеком действительности. Мышление
порождает такой результат, какого ни
в самой действительности, ни у субъекта
на данный момент времени не существует.
Мышление (в элементарных формах оно имеется
и у животных) также можно понимать как
получение новых знаний, творческое преобразование
имеющихся представлений
Отличие мышления от других психологических
процессов состоит также в том, что оно
почти всегда связано с наличием проблемной
ситуации, задачи, которую нужно решить,
и активным изменением условий, в которых
эта задача задана. Мышление в отличие
от восприятия выходит за пределы чувственно
данного, расширяет границы познания.
В мышлении на основе сенсорной информации
делаются определенные теоретические
и практические выводы.
Свойства вещей и явлений, связи между
ними отражаются в мышлении в обобщенной
форме, в виде законов, сущностей.
На практике мышление
как отдельный психический
Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить понятие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.
Мышление — это особого рода теоретическая
и практическая деятельность, предполагающая
систему включенных в нее действий и операций
ориентировочно-
Виды мышления:
Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждениях, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.
Теоретическое образное мышление отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.
Оба рассмотренных вида мышления — теоретическое понятийное и теоретическое образное — в действительности, как правило, сосуществуют. Они неплохо дополняют друг друга, раскрывают человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Теоретическое понятийное мышление дает хотя и абстрактное, но вместе с тем наиболее точное, обобщенное отражение действительности. Теоретическое образное мышление позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие, которое не менее реально, чем объективно-понятийное. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.
Отличительная особенность следующего вида мышления — наглядно-образного — состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).
Данная форма мышления наиболее полно и развернуто представлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решение о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.
Последний из обозначенных на схеме видов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответствующими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо конкретного материального продукта.
Перечисленные виды мышления выступают одновременно и как уровни его развития. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышление в фило- и онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму.
Мышление в отличие
от других процессов совершается
в соответствии с определенной логикой.
Соответственно, в структуре мышления
можно выделить следующие логические
операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция
и обобщение. Сравнение вскрывает
тождество и различие вещей. Результатом
сравнения, кроме того, может стать
классификация. Нередко она выступает
как первичная форма
Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Анализ — это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности.
Абстракция — это выделение какой-либо стороны или аспекта явления, которые в действительности как самостоятельные не существуют. Абстрагирование выполняется для более тщательного их изучения и, как правило, на основе предварительно произведенного анализа и синтеза. Результатом всех этих операций нередко выступает формирование понятий.
Обобщение выступает как соединение существенного (абстрагирование) и связывание его с классом предметов и явлений. Понятие становится одной из форм мысленного обобщения.
Конкретизация выступает как операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего определения — понятия — выводится суждение о принадлежности единичных вещей и явлений определенному классу.
Кроме рассмотренных видов и операций, имеются еще и процессы мышления. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение — это высказывание, содержащее определенную мысль. Умозаключение представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание. Определение понятий рассматривается как система суждений о некотором классе предметов (явлений), выделяющая наиболее общие их признаки. Индукция и дедукция — это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему или наоборот. Индукция предполагает вывод частного суждения из общего, а дедукция — вывод общего суждения из частных.
В процесс мышления зачастую вмешиваются, изменяя его, эмоции. Эмоции способны не только искажать, но и стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же невозможна, как без логики, знаний, умений, навыков. Вопрос только в том, насколько чувство сильно, не переходит ли оно пределы оптимума, обеспечивающего разумность мышления.
Регулятивная функция эмоций в мышлении проявляется в том, что они способны активизировать поиск нужного решения в том случае, если он ведется в правильном направлении, и замедляют его, если интуиция подсказывает, что избранный ход направления мысли ошибочен.
Кроме обычных, нормальных видов
мышления, приводящих к правильным
выводам, есть особые мыслительные процессы,
дающие ложное представление о
Один из видов необычного
мышления получил название аутизма.
Аутизм
— расстройство, возникающее вследствие
нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным
и всесторонним дефицитом социального
взаимодействия и общения, а также ограниченными
интересами и повторяющимися действиями.
Реалистическое
мышление правильно отражает
действительность, делает поведение человека
разумным, в то время как аутистическое
мышление представляет
в основном то, что соответствует не объекту,
а аффекту. Целью операций реалистического
мышления является создание правильной
картины мира, нахождение истины. Последняя
из задач перед аутистическим мышлением
не стоит, его направленность — удовлетворение
потребности, снятие вызванного ею эмоционального
напряжения. Аутистическое мышление продолжает
иллюзии, а не истины.
Кроме описанных, есть и индивидуально своеобразные типы мышления. Одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального или иррационального, эмоционального и логического в процессах мышления предложил Карл Юнг. Он выделил следующие типы людей по характеру мышления:
1. Интуитивный тип. Характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым.
2. Мыслительный тип. Ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, примат логики над интуицией и чувством.
Критерием истинности для интуитивного типа выступают ощущение правильности и практика, а критерием правильности для мыслительного типа являются эксперимент и логическая безупречность вывода.
Познание у мыслительного
типа существенно отличается от познания
интуитивного типа. Мыслительный тип
обычно интересуется знанием как
таковым, ищет и устанавливает логическую
связь между явлениями, в то время
как интуитивный тип
II. Творческое мышление и его особенности
Что же такое творческое мышление? Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос Дж.Гилфорд. Он считал, что «творческость» мышления связана с доминированием в нем четырех особенностей:
A. Оригинальность, нетривиальность,
необычность высказываемых
Б. Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.
B. Образная адаптивная
гибкость, т.е. способность изменить
восприятие объекта таким
Быть творческой
личностью и проявлять
1. Склонность к конформизму,
выражающаяся в доминирующем
над творчеством стремлении
2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.
Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно «правильных» наиболее распространенных, общепринятых мнений.
3. Боязнь показаться слишком экстравагантным, даже агрессивным в своем неприятии и критике мнений других людей.
4. Боязнь возмездия
со стороны другого человека,
чью позицию мы критикуем.