Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 11:08, контрольная работа
В XX столетии были созданы научные основы разработки важнейших проблем психологии. В настоящее время психология определила свой особый предмет изучения, свои методы исследования; ее занимаются целые психологические институты, лаборатории, в учебных заведениях готовят кадры психологов, издаются специальные журналы. Систематически собираются международные психологические конгрессы, психологи объединяются в научные ассоциации и общества. Значение психологии как одной из важнейших наук о человеке в настоящее время осознается повсеместно.
Введение
Раздел 1 (Общая характеристика и виды мышления)
Раздел 2 (Понятие и роль общения)
Раздел 3 (взаимосвязь мышления и общения)
Заключение
6. Список использованной литературы
План
6. Список использованной литературы
Введение
В XX столетии были созданы научные основы разработки важнейших проблем психологии. В настоящее время психология определила свой особый предмет изучения, свои методы исследования; ее занимаются целые психологические институты, лаборатории, в учебных заведениях готовят кадры психологов, издаются специальные журналы. Систематически собираются международные психологические конгрессы, психологи объединяются в научные ассоциации и общества. Значение психологии как одной из важнейших наук о человеке в настоящее время осознается повсеместно.
Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между общественными науками, с одной стороны, естественными – с другой, техническими – с третьей.
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ее специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей. О таком психологическом процессе как мышление и понятии «общение» пойдет речь в моей работе.
Общая характеристика и виды мышления
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению, т.е. посредством мышления. Мышление - это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.
Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.
Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их. Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.
Мышление выступает главным образом как решение задач, вопросов, проблем, которые постоянно выдвигаются перед людьми жизнью. Решение задач всегда должно дать человеку что-то новое, новые знания. Поиски решений иногда бывают очень трудными, поэтому мыслительная деятельность, как правило, - деятельность активная, требующая сосредоточённого внимания, терпения. Реальный процесс мысли - это всегда процесс не только познавательный, но и эмоционально-волевой.
Мышление человека всегда устремлено в бескрайние глубины неизведанного и нового.
Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс посредственного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.
В психологии выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач - практических и теоретических.
Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление это, прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.
Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.
Абстрактное мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.
Все три вида мышления тесно связаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развиты конкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но в зависимости от характера задач, которые человек решает, на первый план выступает то один, то другой, то третий вид мышления.
Если мышление рассматривать в процессе развития его у детей, то можно обнаружить, что раньше всего возникает мышление конкретно-действенное, потом конкретно-образное и, наконец, абстрактно-логическое. Но особенности каждого из указанных видов мышления у детей несколько иные, связь их проще.
Понятие и роль общения
Общение – специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как с членами общества; в общении реализуются социальные отношения людей.
Общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью.
Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Общаясь, люди обращаются к языку как одному из важнейших средств общения.
В зависимости от средств, целей и содержания общение можно разделить на несколько видов. По содержанию оно бывает материальное, когнитивное, кондиционное, мотивационное, деятельностное.
При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга.
Мотивационное общение содержит передачу друг другу определенных побуждений, установок.
Когнитивное и деятельностное – это общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности.
По целям общение делится на биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма) и социальное (для расширения и укрепления межличностных контактов).
По средствам общение может быть непосредственным и опосредствованным, прямым и косвенным. Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой. Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения (природные или культурные предметы).
Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения.
Косвенное общение осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.
Среди видов общения можно выделить также деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. В отличие от делового личностное общение, напротив, сосредоточено вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека.
Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное. Невербальное общение не предполагает использования звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное – это общение при помощи мимики, жестов и пантомимики.
Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка.
Итак, общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества.
В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции приобретается основной жизненный опыт ребенка. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей.
Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.
Взаимосвязь мышления и общения
Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью.
Мысль не может ни возникнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи, вне общения. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговариваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, совершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.
Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые
(артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие
мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода
задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической
(«ручной») речью, мыслят на основе образов.
Иногда может показаться, что мысль существует вне словесной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.
Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и общение по существу одно и то же, что мышление — это речь, лишенная звучания, а речь и общение —«озвученное мышление». Это мнение ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний.
Заключение
Выяснив основные аспекты, касающиеся мышления и общения я затронула лишь малую часть разносторонней и масштабной науки – психологии.
Следует заметить, что каждая конкретная наука отличается от других наук особенностями своего предмета. Трудность изучения психологии состоит, прежде всего, в том, что явления, изучаемые этой наукой, издавна выделялись человеческим умом и отграничивались от других проявлений жизни как особые.
Современность характеризуется сближением восточного и западного стиля мышления, образа и дискурса, действия и созерцания, конвергенции человечества и природы. направление перехода к новому научному мировоззрению видится как переход к неклассической картине мира и соответственно образу мира исследователей, предполагающий переход от объектов – к отношениям между объектами, от детерминации – к неопределенности и неоднозначности, от единственности – к множественности интерпретаций, от тотальности – к самоорганизации, толерантности, системному плюрализму. Все отчетливее звучит очень важный, в том числе и для психологии, тезис о том, что окружающий мир и человек в нем настолько сложны, что не нужно надеяться на возможность описаний их с помощью какого-либо единого языка и одного и того же терминологического аппарата. Тем не менее в психологии периодически возникают сетования и претензии по поводу того, что психологи не пользуются универсальным понятийным аппаратом, при этом постоянно вводятся новые понятия, описывающие близкие психические реальности. методологи отмечают, что психология, так же как и естествознание, делая ставку на «объективность» исследования и формализованные методы, теряло в них самого субъекта.