Наблюдательность и описание поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 17:17, лекция

Описание работы

Для эффективного общения необходимо хорошо ориентироваться в ролях, личностных особенностях, мотивах и потребностях своего собеседника. Источниками информации о них служат внешние признаки, речь собеседника и его невербальное поведение. Составление правильного представления о другом человеке требует длительных повторных контактов и значительных усилий внимания, интеллекта, чувства. Поэтому глубоко разбираться мы можем лишь в небольшом количестве близких нам людей — в среднем 7 — 8 человек.
При оценке ролей и личностных особенностей остальных людей мы обычно опираемся на сложившиеся у нас эталоны. В основе эталонов лежит вера в устойчивую связь между некоторыми
чертами внешности и определенными ролевыми и личностными особенностями.

Файлы: 1 файл

Nablyudatelnost_i_opisanie_povedenia[1].docx

— 18.10 Кб (Скачать файл)

НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ И ОПИСАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ

Реальное путешествие состоит

не в открытии новых земель,

а в приобретении новых глаз.

Марсель Пруст

Наблюдательность. Для эффективного общения необходимо хорошо ориентироваться в ролях, личностных особенностях, мотивах и потребностях своего собеседника. Источниками информации о них служат внешние признаки, речь собеседника и его невербальное поведение. Составление правильного представления о другом человеке требует длительных повторных контактов и значительных усилий внимания, интеллекта, чувства. Поэтому глубоко разбираться мы можем лишь в небольшом количестве близких нам людей — в среднем 7 — 8 человек.

При оценке ролей и личностных особенностей остальных людей мы обычно опираемся на сложившиеся у нас эталоны. В основе эталонов лежит вера в устойчивую связь между некоторыми

чертами внешности и определенными ролевыми и личностными особенностями. Отождествляя собеседника с эталоном по некоторым наблюдаемым признакам, мы приписываем ему и множество

других черт, которые, по нашему мнению, обычно встречаются у людей подобного рода.

Вместе с тем, восприятие людей по эталонам связано с целым рядом специфических ошибок. Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному — свои недостатки. Человека, добившегося в чем-то успеха, считают выдающимся во всех отношениях, а провинившегося полагают полностью ущербным.

Избежать подобных ошибок помогает наблюдательность.

Развитие наблюдательности может опираться на следующие навыки:

• Совершенствование восприятия невербального поведения партнера (его мимики, жестов, динамики, интонации, направления взгляда, изменений позы и дистанции).

• Фиксация ошибочных действий партнера (например, оговорок, забывания, замалчивания, ошибок слухового восприятия), за которыми могут скрываться подавленные или сдерживаемые

чувства партнера.

• Регистрация отклонений собеседника от актуальных тем и реальной ситуации (например, проявление всеобщих и явно не направленных на присутствующих чувств; возвышенные,

теоретизирующие и морализующие речи; предложение тем, которые явно не связаны с требованиями ситуации), эти отклонения обычно скрывают его отношение к кому-то из присутствующих.

• Выявление особенностей проявления основных потребностей партнера — потребности в безопасности, в эмоциональной поддержке (в тепле) и в признании (самоутверждении), что облегчает

понимание того, как человек обращается и с остальными своими потребностями. Индивидуальные особенности намерений могут проявляться в степени выраженности и осознанности потребностей, в наклонности к прямому или непрямому пути удовлетворения потребностей.

 

 

Описание поведения. Для большинства людей трудно описать поведение партнера, потому что они тут же начинают оценивать его. Предположим, вы говорите своему собеседнику: «Вы безапелляционны и не считаетесь с мнением другого». Поскольку ваш партнер не очень-то хочет выглядеть безапелляционным и считает, что он учитывает мнение других, то он не принимает того, что вы ему сказали, и чувствует себя оскорбленным. Если же он чувствует в вашем высказывании угрозу, то он может перейти в нападение: «А вы склонны постоянно оскорблять других». Таким образом, давая оценку поведению другого, трудно достичь у него понимания.

Если вы хотите описать поведение другого, четко и ясно говорите о том его поведении, которое вы наблюдали. Не оценивайте, насколько правильны его действия, не обвиняйте партнера и не фантазируйте насчет его мотивов. Лучше остановиться на конкретных проявлениях, заметных и другим. Этому способствует такое начало: «Я слышал... Я видел, что...» и т.п. Не говорите: «Ты категоричен и не считаешься с мнением других». Лучше укажите своему собеседнику на то, что последние несколько минут он постоянно перебивал вас и говорил только сам.

Представьте себе следующую ситуацию: вы замечаете, что одна из участниц группы, Анна, постоянно улыбается. Вам хочется отреагировать на ее поведение. Не говорите: «Аня, ты ведешь себя высокомерно». Это типичное наклеивание ярлыков. Не говорите также: «Аня, ты не воспринимаешь нас всерьез ». Это уже интерпретация и пример нечестной игры под названием «Я скажу тебе, кто ты есть». Лучше скажите: «Аня, ты сейчас упрекнула меня, что я до сих пор не вернул тебе книгу. Упрекая меня, ты одновременно улыбалась мне, да и вообще ты много улыбаешься. Меня смущает твоя постоянная улыбка». Теперь у Анны есть возможность объяснить группе, что она чувствует себя здесь аутсайдером и боится, что группа не воспринимает ее всерьез. После этого группа может сказать Анне, какого она мнения о ней.

Чтобы описать поведение других, сосредоточьте свое внимание на восприятии внешних проявлений, а не на выяснении мотивов. Когда вы начнете пользоваться этой техникой, то обнаружите, что многие из ваших представлений менее всего базируются на конкретных фактах, а являются скорее производными от ваших собственных чувств (отвращения, тревоги, симпатии). С другой стороны, вы заметите, что именно благодаря описанию поведения и отказа от психологизации и морализации вы сможете разговаривать с партнером в атмосфере обоюдного уважения, а это является предпосылкой изменения поведения изнутри, а не под социальным давлением. Нейтральное описание вашего поведения партнером по общению для вас, вероятно, явится первой возможностью осознать данный тип поведения, определить его последствия и, если нужно, изменить его.

 


Информация о работе Наблюдательность и описание поведения