Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 14:51, реферат
Целью данной работы является анализ наблюдения, как метода психологического исследования.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- раскрыть суть метода наблюдения и область его применения;
- привести классификацию видов наблюдения;
- описать основные характеристики метода наблюдения в психологическом исследовании.
Введение
1. Метод психологического наблюдения и область его применения
2. Классификация видов наблюдения
3. Основные характеристики метода наблюдения в психологическом исследовании
Заключение
Список литературы
Понимание наблюдения как метода исследования и как методики -- средства получения эмпирических данных -- не противоречит, а дополняет одно другое. Разведение этих двух значений термина «наблюдение» необходимо для полного его понимания.
В современной психологии наблюдение как методика, «техника» или операционализация способов сбора данных широко используется в различных схемах исследований. Наблюдение включено в организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются при интерпретации результатов психодиагностических и экспериментальных процедур. Методика наблюдения может быть включена и в такую организацию исследования, которое является пассивно-наблюдающим с точки зрения исследовательского отношения к изучаемому предмету. Вместе с тем полностью разграничивать проблемы наблюдения как метода и методики нецелесообразно, так как многие характерные черты метода наблюдения (как исследования без вмешательства в «жизнь» изучаемого явления) свойственны и применению методик наблюдения.
Опосредованность наблюдения познавательными целями
В зависимости от цели наблюдатель будет стремиться к целостному восприятию изучаемого явления или селективному отбору в восприятии только тех внешних проявлений психологической реальности, которые наиболее существенны с точки зрения предмета изучения. Развитие наблюдательности как способности подмечать в явлениях не только их характерные, но и особенные черты, является существенным подспорьем при проведении любых видов психологического наблюдения.
Селективность и направленность в отборе данных при использовании метода наблюдения связаны не с индивидуальными особенностями наблюдателя. Содержание проверяемых гипотез диктует постановку Целей наблюдения, а именно: что нужно наблюдать и каким образом.
Познавательные цели ведут к селекции предметного содержания: что наблюдать и что считать наблюдавшимся фактом, а тем самым задают требования к способам наблюдения и требования к отчету наблюдателя.
Активность наблюдения и понимание предмета изучения
Общим признаком наблюдения как метода и методики следует считать активность наблюдателя в организации процесса наблюдения, подготовке и выборе условий наблюдения и фиксации данных, получаемых путем наблюдения. Следующий признак отличает психологическое наблюдение с точки зрения включенности наблюдателя в интерпретацию получаемых фактов как научных и психологических. Он предполагает разведение видов наблюдения -- описательного и объяснительного, включающего в единицы описания интерпретационные компоненты.
Уже на первых этапах становления психологии обязательным для исследователя стало связывание теоретической позиции в понимании предмета психологии с оценкой возможностей научного наблюдения. Психическая реальность представлялась недоступной прямому непосредственному наблюдению (кроме метода интроспекции), а при самонаблюдении явно менялась в результате самой познавательной цели наблюдать. Поэтому эмпирическая психология сознания столкнулась со смешением ярлыков «ненаучности» исследования и «ненаблюдаемости» субъективного опыта человека. Бихевиористы объявили непосредственно наблюдаемым только поведение, представляемое ими первоначально как совокупность внешних и внутренних реакций. Психические явления считались существующими лишь в той степени, в какой они могли быть вычленены внешним наблюдателем. Здесь опять имело место смешение оценок критериев научности метода и наблюдаемости изучаемой реальности.
С развитием психологии существенно изменялись и стали более разнообразными представления о том, что, собственно, является фактом психической реальности и что можно рассматривать в качестве психологических данных. Изменилось и представление о том, что можно наблюдать и в какой связи может находиться наблюдаемое с ненаблюдаемой психической реальностью. Современные концепции вследствие различий в общих теоретических позициях отвечают на этот вопрос по-разному. Наблюдаемыми в психологии считают следующее:
1) поведение субъекта;
2) внешне различимые формы взаимодействия людей в группах (в частности, способы невербальных коммуникаций);
3) языковое сознание личности, выраженное в речи;
4) экспрессивные формы
эмоциональных состояний
5) черты личности, проявляющиеся в ее поступках, биографический путь личности и т.д.
Таким образом, представления исследователей о том, что может быть наблюдаемо, определяется пониманием предмета изучения. Это отражается в конкретизации целей наблюдения и путей выделения тех внешних параметров, которые должны фиксироваться наблюдателем. Уже в цели наблюдения отражен подход исследователя к интерпретации фактов психической жизни человека, поэтому развести описательное и объяснительное наблюдения в психологии чрезвычайно сложно.
наблюдение психологический социологический
Заключение
В современной психодиагностике наблюдение как метод сбора данных широко используется в различных схемах исследований. Наблюдение включено в организацию беседы с испытуемым, данные наблюдения учитываются при интерпретации результатов психодиагностических или экспериментальных процедур.
Как видно, метод наблюдения не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических исследований.
Подводя итог данной работы, можно сделать следующие выводы:
- Наблюдение - древнейший
метод познания. А также это
самый простой и наиболее
- Существует несколько
классификаций видов
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Наука. - 1999. - 375с.
2. Корнилова Т.В. Метод наблюдения: Психологическое наблюдение как метод и методика [Текст] / Т.В. Корнилова. - М.: Аспект-Пресс. - 2003. - 112с.
3. Платонов Г.М., Голубев С.Д. Методы психологического исследования [Текст] / Г.М. Платонов. - М.: Наука. - 2007. - 124с.
Информация о работе Наблюдение как метод психологического исследования