Наблюдение за дошкольниками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 21:12, творческая работа

Описание работы

Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения. Составить психологическую характеристику близнецов-дошкольников на основании предварительных наблюдений за особенностями их развития.
Объект исследования: межличностные особенности близнецов.
Предмет исследования:
Близнецы-дошкольники в психологической характеристике раскрытой с помощью метода наблюдения.

Файлы: 1 файл

наблюдение.docx

— 30.60 Кб (Скачать файл)

Цель работы: раскрыть своеобразие метода наблюдения. Составить психологическую характеристику близнецов-дошкольников на основании предварительных наблюдений за особенностями их развития.

Объект исследования: межличностные особенности близнецов.

Предмет исследования:

Близнецы-дошкольники  в психологической характеристике раскрытой с помощью метода наблюдения.

Для достижения цели были выдвинуты  следующие задачи:

· Показать состояние  проблемы наблюдения в науке и  практике;

· выявить основные требования к организации наблюдения;

· экспериментально показать применение метода наблюдения в психологии на примере изучения межличностных особенностей близнецов.

Наблюдение проводилось  на 2 девочках - близнецах. Возраст детей 7 лет.

Работа проведена в 3 этапа:

1. констатирующий;

2. формирующий;

3. итоговый.

1. Проблема метода наблюдения  в науке и практике

Как и любой метод, наблюдение имеет свои позитивные и  негативные стороны.

Рассмотрим кратко преимущества и недостатки метода наблюдения в психологии.

Преимущества метода наблюдения.

· Наблюдение позволяет  непосредственно охватить и зафиксировать  акты поведения;

· Наблюдение позволяет  одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу  или к определённым задачам, предметам  и т.д.;

· Наблюдение позволяет  произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов;

· Наблюдение позволяет  достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам - например, вербального  и невербального поведения;

· Оперативность  получения информации;

· Относительная  дешевизна метода.

Недостатки метода наблюдения.

· Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов.

· На результаты наблюдения могут повлиять:

o настроение наблюдателя,

o социальное положение  наблюдателя по отношению к наблюдаемому,

o предубеждение  наблюдателя (Искажение восприятия  событий тем больше, чем сильнее  наблюдатель стремится подтвердить  свою гипотезу),

o комплексность  наблюдаемых ситуаций,

o усталость наблюдателя  (В результате чего наблюдатель  перестает замечать важные изменения,  делает ошибки при записях  и т.д. и т.п.)

o адаптированность наблюдателя к происходящему (В результате чего наблюдатель перестает замечать важные изменения, делает ошибки при записях и т.д. и т.п.)

o ошибки моделирования:

· Однократность  наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых  фактов.

· Необходимость  классифицировать результаты наблюдения.

· Необходимость  больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных).

· Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей.

· Сложность соблюдения операциональной валидности.

3. Организация и проведение исследования индивидуальных отличий близнецов

Три этапа: констатирующий, формирующий, итоговый.

На констатирующем этапе: анализ научной и художественной литературы, специализированных изданий и Интернет-ресурсов для проведения практического исследования наблюдения.

На формирующем этапе: собственно само систематическое (сплошное) наблюдение в течение определенного периода, в котором фиксируются все проявления психической деятельности близнецов: проявления взаимоотношениям в семье близнецов, с товарищами по группе детского сада и с воспитателями, в форме дневника.

На итоговом (анализ результатов) этапе: анализ и интерпретация полученных данных сплошного наблюдения, с целью определения степени соответствия выдвинутой гипотезы исследования.

 

1.Констатирующий этап.

На первом этапе  нашего исследования отобразим общую  картину проведенной деятельности. Цель: теоретические основы и природа индивидуальных особенностей личности близнецов. Методика исследования: близнецовый метод психологических особенностей членов пары, исследование близнецов как пары, метод контрольного близнеца. Проведение обследования: в процессе исследования систематически изучали развитие одних и тех же детей на протяжении довольно продолжительного отрезка их жизни. Организовать такое углубленное и непрерывное изучение многих детей трудно, поэтому пришлось ограничиваться небольшим числом испытуемых. Лонгитюдное исследование в нашем случае дает возможность установить качественные изменения в развитии психических процессов и личностей близнецов и выявить их причины. Вообще организация исследования предполагала одновременное использование других методов: наблюдения, тестирования, психографии и т.д.

Основным же недостатком  выбранного нами исследования являлись значительные затраты времени, требуемые  на их организацию и проведение. Прежде чем приступить к исследованию кратко рассмотрим типы близнецов, происхождение групп близнецов и что сказывается на признаках близнецов?

Какие типы близнецов  различают?

· Однояйцовые (идентичные) по другому называют: - монозиготные.

· Разнояйцовые (неидентичные) - дизиготные.

Происхождение каждой группы близнецов.

· Однояйцовые - из одного оплодотворенного яйца.

· Однояйцовые близнецы имеют общую плаценту.

· Двуяйцовые - из двух яйцеклеток, оба плода развиваются  самостоятельно.

· Двуяйцовые близнецы имеют отдельные плаценты.

Как это сказывается  на признаках близнецов?

Однояйцовые.

· Всегда одного пола.

· Внешне очень  похожи.

Двуяйцовые.

· Они могут быть одного пола и разных.

· Внешне очень  похожи, но сходство их не больше, чем  между братьями и сестрами, родившимися  в разное время.

В исследовании использовали близнецовый метод сопоставления психологических особенностей членов близнецовой пары, позволяющий определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека предложенный Ф. Гальтоном в 1865 г. и основанный на том, что монозиготные (однояйцевые) близнецы имеют идентичный генотип, дизиготные (двуяйцевые) - неидентичный. При условии, что члены близнецовых пар любого типа имеют сходную среду воспитания, большее внутрипарное сходство монозиготных близнецов по сравнению с дизиготными может свидетельствовать о наличии наследственных влияний на изменчивость изучаемого признака. Приведем три экспериментальные схемы, которые, во-первых, важны для изучения явления близнецовости самого по себе (напомним, что наука о близнецах носит название гемеллологии), а во-вторых, имеют значение как обслуживающие близнецовый метод, поскольку некоторые особенности развития и взаимоотношений близнецов могут сказываться на оценках наследуемости.

1) Исследование близнецов как пары - предполагает исследование специфических близнецовых эффектов и особенностей внутрипарных отношений. Используется как вспомогательный метод для проверки справедливости допущения о равенстве средовых условий для партнеров МЗ и ДЗ пар.

2) Исследование одиночных близнецов. Предполагает сопоставление особенностей развития одиночнорожденных детей и детей, родившихся в многоплодных родах, при которых один из партнеров умер при рождении. Также является вспомогательным методом, позволяющим оценить влияние пренатальных особенностей развития близнецов на их дальнейшее развитие.

3) Сопоставление близнецов с неблизнецами. Также вспомогательный метод, позволяющий оценить существенность различий между близнецами и неблизнецами. Если близнецы и все остальные люди значимо не различаются, т.е. принадлежат к одной генеральной совокупности, данные близнецовых исследований могут быть распространены на всю популяцию. Несколько поясним назначение этого метода.

Цель близнецового исследования состоит в получении  данных, применимых не только к самой  выборке близнецов, но и ко всей популяции  в целом. Чтобы выводы, сделанные  в близнецовом исследовании, были справедливы и по отношению к  одиночнорожденным, необходимо учитывать систематические различия между близнецами и неблизнецами. Основная масса различий между близнецами и одиночнорожденными детьми связана с периодами раннего развития. Близнецы чаще рождаются недоношенными, у них чаще встречаются врожденные аномалии развития, их вес при рождении в среднем ниже веса одиночнорожденных детей, что отчасти объясняется большей частотой недоношенности. Частота мертворождений и детской смертности для близнецов также выше. У близнецов выше риск умственной отсталости. В среднем интеллект близнецов младшего возраста несколько ниже, чем у их сверстников-одиночнорожденных. По данным известного исследователя близнецов и близнецовости Рене Заззо, среднее значение коэффициента интеллекта (IQ) у близнецов ниже среднепопуляционного на 7 баллов. Чаще всего у близнецов оказываются сниженными вербальные способности. Когда проводили сопоставление выборки близнецов, чьи партнеры умерли в раннем детстве (т.е. практически близнецы из этой выборки воспитывались как одиночки), с выборкой одиночнорожденных, различий в когнитивном развитии обнаружено не было. Эти данные говорят о том, что некоторое снижение интеллекта у близнецов связано не столько с трудностями эмбрионального или родового периода, сколько с особенностями воспитания близнецов как пары. Во-первых, при рождении близнецов увеличивается нагрузка на семью, и у родителей остается гораздо меньше времени, которое они могут потратить на развивающие занятия с детьми. Во-вторых, растущие близнецы сами по себе являются социальной группой и испытывают меньше потребности в обмене информацией с внешним миром. Такая ситуация замкнутости близнецов друг на друга носит название «близнецовой ситуации» и часто приводит к отставанию близнецов в развитии. Так, у близнецов может развиваться особый, понятный только им автономный язык, развитие же полноценной речи, в результате, отстает. Это явление более характерно для МЗ близнецов, которые отличаются большей привязанностью друг к другу. Такое отставание в речевом развитии легко преодолевается, если детей на время разлучают (например, помещают в разные группы детского сада), и они бывают вынуждены общаться с другими детьми и взрослыми.

Таким образом, некоторые  особенности развития близнецов  приводят к тому, что близнецы как  особая часть популяции несколько  отличаются от остальной ее части. Эти  отличия более отчетливо заметны  в раннем, особенно младенческом, возрасте. Со временем некоторое отставание близнецов  в физическом и умственном развитии компенсируется, и, по большей части, близнецы становятся сопоставимы с  остальной популяцией. Особое внимание при опытной работе уделили первой схеме: исследование близнецов как  пары.

Результаты таких  наблюдений, представлены в виде дневника. Здесь хочется подчеркнуть, что важным источником фактов, проливающих свет на закономерности психического развития детей участвующих в нашем исследовании были труды таких авторов (как «Дневник развития ребенка» Н.А. Менчинской и «Близнецы» В.С. Мухиной).

В дневнике отмечали то, что показалось примечательным в действиях малышей, в их высказываниях, в играх и рисунках и т.д.

2. Формирующий этап.

Цель: общая характеристика ежедневных наблюдений. Методика исследования: систематически (сплошное) наблюдение в виде дневниковой формы записи. Проведение обследования: Семья, в которой живут близнецы преимущественно среднего достатка, к тому же является не полной.

Р. и К. - ДЗ, 6 лет (женская пара) - родители развелись  рано, в роду близнецов не было, есть старший брат (18 лет) от другого брака  и дети отца, с которыми не видятся, обе похожи на мать.

Беременность у  матери протекала нормально, но до конца  не знала, что у нее будут близнецы, поэтому после родов испытала настоящий шок. Поскольку Р. в утробе «лежала на другой», то, по словам матери, она так и стала «забивать» другую. Вес у девочек был одинаковый - 2,600 г. За месяц набрали нормальный вес и в дальнейшем их развитие протекало как у обычных одиночнорожденных детей. Но свой собственный язык у них был до 2-х лет. В связи с этим мать не предпринимала никаких действий, считая, что «особый язык» пройдет сам. В результате нормальная фразовая речь появилась у девочек поздно. Отношения с братом изначально складывались хорошо. Он их опекал, и они образовывали своеобразную «триаду». Брат и мама хорошо понимали «интимный язык» близнецов, но в детском саду пришлось воспользоваться помощью логопеда. Отец ДЗ-близнецов ушел, когда им было по 2 года, и мать еще несколько раз выходила замуж, однако в результате у девочек не сложилось особого идеала мужчины. Впрочем, как и у сына.

Внешне девочки  всегда были похожи, но пытались подчеркнуть  свое различие. Особенно явно они стали  это делать в пубертатном периоде. Несмотря на сходство, мать относилась к ним как к разным личностям, но одежду и игрушки покупала одинаковые, пока у близнецов не выявился особый вкус. Еще в раннем детстве девочки  отличались по своим интересам. Р. больше интересовали машинки, конструкторы, все, что можно строить и ломать. У К. интересы более женственные - куклы, платья. Изначально мать не пыталась разделять девочек, считая, что это  не нужно и не удобно. Они ходили в одну группу детского сада и в один класс.

По характеру  девочки абсолютно разные. Р. - «сорванец», действует напрямик, активно общается с мальчиками. К. более женственная, разборчива в отношениях с мальчиками.

Однако изначально в близнецовой паре было разделение на лидера и ведомого. Р. - лидер, К. - ведомая.

Мать растила  детей, не применяя никаких особых наказаний. Они ничего от нее не скрывают и  считают маму своей подругой. Проблемы решают разговорами. Сдерживающим фактором у девочек является то, что они  боятся по-настоящему обидеть мать. Но мать, являясь авторитетом у  близнецов, ждет большего послушания от К., чем от Р.

Существуют множество  факторов, где не последнюю роль, как уже было сказано, играет семья. У них на данный момент не очень  хорошие, по словам матери, отношения  с братом («холодная война»), которого она всегда ставит девочкам в пример.

Со слов матери у девочек существует свой особый язык. Когда маленькие дети всегда вмести, им проще выдумать свой язык, нежели учить общепринятый. В отношении  с сестрой К. вполне осознает себя как подчиняющуюся сторону, поскольку  воспринимает Р., как серьезного человека, а себя считает достаточно легкомысленной. Конфликты у девочек случаются, но ссоры длятся не более 5 минут. Обе  очень отходчивые и не злопамятные. За своим соблизнецом К. признает физическую силу, а также способность защитить ее. К. очень общительная, всегда пытается поддержать хорошие отношения не только со своими друзьями, но и с друзьями Р., хотя интересы и компании разные. Себя К. охарактеризовала следующим образом: «Просто бегаю, смеюсь, улыбаюсь». Считает себя активной, но данная активность бесцельно. Хотя, по словам матери, К. более целеустремленная, чем Р. В частности это относится к планам на будущее. По своим способностям обе девочки гуманитарии.

В отношении своего сходства у девочек мнения разные. К. это было неприятно, а Р. нравилось, когда окружающие обращали на них  внимание. Но обе девочки любили путать людей, и добивались в этом успеха, несмотря на то, что К. всегда была повыше Р.К. сама признает, что Р. лучше заводит новые знакомства, а К. с ними в дальнейшем общается. Хотя характер у Р. довольно сложный. Однако девочки отрицают «холодную войну» с братом. К. к нему очень хорошо относится. С ним больше ругается Р., считая себя самостоятельной, а он «лезет не в свое дело».

Если возникает  необходимость поделиться каким-либо секретом, то им проще все рассказать со-близнецу, несмотря на то, что у  Р. есть и близкая подруга. Р. соглашается, что они с К. где-то дополняют  друг друга, но в любом случае считает  себя не связанно с сестрой. Иногда вообще забывает, что у нее есть со-близнец. Но когда она была маленькой (года 3), однажды спутала свое отражение  в витрине с К., воскликнув: «О, Кристина!».

Информация о работе Наблюдение за дошкольниками