Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:33, реферат
Наблюдение – один из основных неэкспериментальных методов психологического исследования. Наблюдение состоит в преднамеренном и целенаправленном восприятии наблюдателем поведения других людей с целью изучения психических явлений, стоящих за этим поведением, а также для отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Главной особенностью наблюдения является то, что исследователь не вмешивается в наблюдаемый процесс (поведение, действия, высказывания того, за кем ведется наблюдение). Наблюдение может быть сплошным или выборочным, свободным или стандартизированным, включенным или сторонним. В некоторых случаях возникает необходимость в так называемом внутреннем наблюдении, или самонаблюдении.
Наблюдение
Цель: изучить с помощью метода наблюдения неформальную структуру и функционирование школьного класса как малой группы.
Наблюдение – один из основных неэкспериментальных методов психологического исследования. Наблюдение состоит в преднамеренном и целенаправленном восприятии наблюдателем поведения других людей с целью изучения психических явлений, стоящих за этим поведением, а также для отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Главной особенностью наблюдения является то, что исследователь не вмешивается в наблюдаемый процесс (поведение, действия, высказывания того, за кем ведется наблюдение). Наблюдение может быть сплошным или выборочным, свободным или стандартизированным, включенным или сторонним. В некоторых случаях возникает необходимость в так называемом внутреннем наблюдении, или самонаблюдении.
Протокол наблюдения
Дата:
Наблюдатель: Павлюкевич Юлия Николаевна
Время начала/ окончание наблюдения |
Активность педагога |
Активность учащихся |
Интерпретация наблюдаемых фактов |
Учитель на этапе актуализации прежних знаний задает учащимся четкий вопрос: «Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?». Вызывает добровольно. Учитель благодарит учащихся, затем задаёт вопрос по прошлой теме. Вызывает ученика по желанию. Во время проверки домашнего задания с классом учитель раздал карточки с индивидуальным заданием двум учащимся.Когда учитель обращался к конкретному ученику, то смотрел ему в глаза. При нарушении
дисциплины учитель повышал Учитель подводит итоги, спрашивает, что нового учащиеся узнали на уроке, и в качестве проверки усвоения вызывает одного желающего к доске. Учитель проверяет правильность выполнения упражнения на доске, а также в тетрадях у учеников. Хвалит того, кто справился с заданием быстро и правильно. Учитель задает домашнее задание, благодарит всех за урок и выставляет комментированные отметки. |
Учащиеся
тянут руки, некоторые выкрикивают
с места, отвечают на Видно, что ребятам нравится работа на карточках, т.к. многие выкрикивали с места: «А дайте мне карточку» Желающих
выполнить упражнение на доске
очень много, слышны Нарушителем
дисциплины явилась девочка, |
Во время
устного опроса учитель четко
формулировал вопрос, иногда задавал
наводящие вопросы и |
Протокол наблюдения
Дата:
Наблюдатель: Павлюкевич Юлия Николаевна
Время начала/ окончание наблюдения |
Активность педагога |
Активность учащихся |
Интерпретация наблюдаемых фактов |
Учитель подождал пока все ученики успокоятся, поздоровался с учащимися и попросил их занять свои места. По ходу
проверки домашнего задания Учитель
вызывает двух учеников к Учитель ходит по рядам, смотрит, как учащиеся работают, отвечает на их вопросы.
Учитель
проверяет с учениками, как
они выполнили задание. |
Учащиеся,
видя, что учитель молча ждет
их готовности к уроку, быстро
приводят свои места и себя
в порядок и лишь затем
Учащиеся, не боясь, тянут руки. Ученики правильно и уверенно отвечают на поставленные вопросы.
Видно,
что учащиеся, которым дали карточки,
не ожидали этого, немного Учащиеся
у доски отвлекаются, смотрят
на учителя, который Дети тянут руки, некоторые выкрикивают с места, на что учитель делает замечание. |
Учитель вошел в класс с хорошим настроением, молча подождал пока все ученики успокоятся, приведут свои места и себя в порядок, и лишь затем поздоровался с ними и попросил занять свои места. Класс с самого начала урока был настроен на работу. Никто не отвлекался, не разговаривал друг с другом, все внимательно слушали, задавали вопросы учителю, если они возникали. На протяжении урока у учителя не возникало проблем с дисциплиной. Единственный случай был тогда, когда ученики с места выкрикивали ответ вместо другого учащегося, но учитель вежливо попросил его помолчать и уметь выслушать другого. Учитель иногда перебивал ответ ученика, исправляя его речевые ошибки. Ученик реагировал на это спокойно и повторял вслед за учителем исправленный вариант. |
Протокол наблюдения
Дата:
Наблюдатель: Павлюкевич Юлия Николаевна
Время начала/ окончание наблюдения |
Активность педагога |
Активность учащихся |
Интерпретация наблюдаемых фактов |
На уроке присутствовал организационный момент, направленный на создание благоприятной атмосферы для работы на уроке и сообщение целей урока. В ходе урока учитель постоянно проходил между рядами по классу, контролируя порядок. При опросе
учитель ориентировался на
|
Все учащиеся
были внимательными, |
На данном уроке преобладала как познавательная мотивация, так и мотивация одобрения учителя. При групповой
работе на уроке один из
мальчиков являлся явным |
Протокол наблюдения во внеурочное время
Дата:
Наблюдатель: Павлюкевич Юлия Николаевна
Время начала/ окончание наблюдения |
Наблюдаемые факты |
Интерпретация наблюдаемых фактов |
На перемене после первого урока
возникла конфликтная ситуация, связанная
с дежурством по классу. Один из парней
отказался мыть доску, так как считал,
что в этот день не была его очередь. Чтобы
долго не спорить они со старостой пересчитали,
кто когда дежурил и выяснили, что всё-таки
он дежурный. Убедившись в правоте старосты
класса, мальчик перестал возмущаться
и выполнил свои обязанности. Три человека пошли в библиотеку подготавливать сообщение на следующий урок. В классе остались только дежурные. |
Исходя из приведенных фактов, можно предположить, что класс дружный, ответственный. Также
можно сказать, что все Также
ребята интересуются своей |
Протокол наблюдения во внеурочное время
Дата:
Наблюдатель: Павлюкевич Юлия Николаевна
Время начала/ окончание наблюдения |
Наблюдаемые факты |
Интерпретация наблюдаемых фактов |
После всех уроков мальчики подняли стулья за всеми девочками в классе. Каждый убрал мусор под своей партой. Две девочки поливали цветы. А один из парней вымыл чисто доску. После чего все ребята дружно вышли со школы и разбившись на микро-группы, ушли каждая в своём направлении. |
Исходя из наблюдения за учащимися, можно сделать вывод о том, что класс дружный, старается помочь друг другу. Мальчики как истинные джентльмены помогают девочкам, пример поднятия стульев. Также можно сделать вывод о том, что ребята идут домой не в одиночку, а компанией. |
Протокол наблюдения во внеурочное время
Дата:
Наблюдатель: Павлюкевич Юлия Николаевна
Время начала/ окончание наблюдения |
Наблюдаемые факты |
Интерпретация наблюдаемых фактов |
Как только педагоги-организаторы объявили о предстоящем мероприятии «День осени», ребята с большим интересом восприняли эту новость. Учащиеся вместе с учителем после уроков начали распределять должности. Две девочки взялись делать подделку. Учащиеся распределили между собой роли в сценке, учитель раздал слова. После чего началась небольшая репетиция. С общими усилиями ребята составили костюм осени. Практически
каждая девочка в классе |
Класс очень активен по отношению к общественной жизни в школе. Ребята всегда рады принять участие в мероприятии. Когда в
классе возникла спорная |
Анализ протоколов наблюдения
Осуждению в классе подлежит нарушение порядка установленного в классе, грубое отношение к учащимся. К отличникам ребята относятся с уважением, часто нуждаются в их помощи. К неуспевающим ученикам ребята относятся положительно, отзываются о них дружелюбно, но и без особой охоты. При возникновении нарушения установленного порядка ребята стараются сразу разрешить данную проблему. Это свидетельствует о том, что ребята заинтересованы решить проблему без применения каких-либо санкций.
В классе постоянного лидера нет, однако есть ребята, которые в определённых ситуациях проявляют себя в роле лидера. Например, в групповом задании лидером является парень. Лидера в классе уважают. Он выполняет в классе функции распределения роли участников группы, их обязанности. К его мнению ребята всегда прислушиваются.
- Есть ли в классе группировки?
- Возникают ли частые конфликты между отдельными учащимися или группами учащихся?
- Каково отношение учащихся к совместным видам деятельности?
- Есть ли в классе традиции, общие предпочтения в совместных видах деятельности? и т. д.
Что касается сплоченности
В результате наблюдения за классом
возникла конфликтная ситуация, решить
которую помогла учитель предложив жеребьёвку.
К совместным видам деятельности учащиеся относятся активно, с интересом. В ходе наблюдения было выяснено, что в классе есть одна традиция: каждую пятницу после уроков ребята остаются на уборку кабинета.