Наблюдение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 21:33, реферат

Описание работы

Наблюдение – один из основных неэкспериментальных методов психологического исследования. Наблюдение состоит в преднамеренном и целенаправленном восприятии наблюдателем поведения других людей с целью изучения психических явлений, стоящих за этим поведением, а также для отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Главной особенностью наблюдения является то, что исследователь не вмешивается в наблюдаемый процесс (поведение, действия, высказывания того, за кем ведется наблюдение). Наблюдение может быть сплошным или выборочным, свободным или стандартизированным, включенным или сторонним. В некоторых случаях возникает необходимость в так называемом внутреннем наблюдении, или самонаблюдении.

Файлы: 1 файл

Наблюдение.doc

— 67.00 Кб (Скачать файл)

Наблюдение

 

      Цель: изучить с помощью метода наблюдения неформальную структуру и функционирование школьного класса как малой группы.

   Наблюдение – один из основных неэкспериментальных методов психологического исследования. Наблюдение состоит в преднамеренном и целенаправленном восприятии наблюдателем поведения других людей с целью изучения психических явлений, стоящих за этим поведением, а также для отыскания смысла этих явлений, который не дан непосредственно. Главной особенностью наблюдения является то, что исследователь не вмешивается в наблюдаемый процесс (поведение, действия, высказывания того, за кем ведется наблюдение). Наблюдение может быть сплошным или выборочным, свободным или стандартизированным, включенным или сторонним. В некоторых случаях возникает необходимость в так называемом внутреннем наблюдении, или самонаблюдении.

Протокол наблюдения

Дата:

Наблюдатель: Павлюкевич Юлия Николаевна

Время начала/ окончание наблюдения

Активность  педагога

Активность  учащихся

Интерпретация наблюдаемых фактов

 

   Учитель на этапе актуализации прежних знаний задает учащимся четкий вопрос: «Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке?». Вызывает добровольно.

   Учитель благодарит учащихся, затем задаёт вопрос по прошлой теме. Вызывает ученика по желанию.

   Во время проверки домашнего задания с классом учитель раздал карточки с индивидуальным заданием двум учащимся.Когда учитель обращался к конкретному ученику, то смотрел ему в глаза.

   При нарушении  дисциплины учитель повышал голос. 

   Учитель подводит итоги, спрашивает, что нового учащиеся узнали на уроке, и в качестве проверки усвоения вызывает одного желающего к доске. Учитель проверяет правильность выполнения упражнения на доске, а также в тетрадях у учеников. Хвалит того, кто справился с заданием быстро и правильно.

   Учитель задает домашнее задание, благодарит всех за урок и выставляет комментированные отметки.

   Учащиеся  тянут руки, некоторые выкрикивают  с места, отвечают на поставленный  вопрос.

   Видно,  что ребятам нравится работа на карточках, т.к. многие выкрикивали с места: «А дайте мне карточку»

   Желающих  выполнить упражнение на доске  очень много, слышны недовольные  реплики, почему вызвали не  его.

  Нарушителем  дисциплины явилась девочка, которая  постоянно открывала свою сумочку, то что-то доставала из неё, то назад прятала. В классе девочки сидят вместе с мальчиками.

   Во время  устного опроса учитель четко  формулировал вопрос, иногда задавал  наводящие вопросы и  спрашивал  учеников по их желанию. Заметно  было, что учащиеся чувствовали себя комфортно на уроке, т.к. учитель спокойно, доброжелательно вел урок, вежливо исправлял ошибки и часто хвалил как отдельных учащихся, так и весь класс. Двое учащихся писали индивидуальную работу на карточках, оценки за которую они получат на следующем уроке. Помимо этого, на уроке была нарушена дисциплина девочкой, которой учитель сделал замечание.


 

Протокол наблюдения

Дата:

Наблюдатель: Павлюкевич Юлия Николаевна

Время начала/ окончание наблюдения

Активность  педагога

Активность  учащихся

Интерпретация наблюдаемых фактов

 

   Учитель  подождал пока все ученики  успокоятся, поздоровался с учащимися  и попросил их занять свои  места.

  По ходу  проверки домашнего задания учитель  неожиданно для учащихся задает  им дополнительные вопросы на  повторение ранее изученного материала.

  Учитель  вызывает двух учеников к доске  выполнять задания на карточках. 

  Учитель  ходит по рядам, смотрит, как  учащиеся работают, отвечает на  их вопросы.

 

   Учитель  проверяет с учениками, как  они выполнили задание. Спрашивает как желающих учеников, так и сам вызывает. Поощряет учащихся репликами, отвечает на все вопросы учеников.

   Учащиеся, видя, что учитель молча ждет  их готовности к уроку, быстро  приводят свои места и себя  в порядок и лишь затем садятся.

 

  Учащиеся, не  боясь, тянут руки. Ученики правильно и уверенно отвечают на поставленные вопросы.

 

   Видно,  что учащиеся, которым дали карточки, не ожидали этого, немного неуверенно  идут к доске. В классе стоит  тишина, все выполняют свои задания.      Учащиеся не боятся задавать вопросы учителю, если им что-то непонятно по ходу выполнения упражнения.

   Учащиеся  у доски отвлекаются, смотрят  на учителя, который исправляет  ошибки в домашнем задании  в их тетрадях.

   Дети  тянут руки, некоторые выкрикивают  с места, на что учитель делает замечание.

Учитель вошел  в класс с хорошим настроением, молча подождал пока все ученики  успокоятся, приведут свои места и  себя в порядок, и лишь затем поздоровался с ними и попросил занять свои места.

Класс с самого начала урока был настроен на работу. Никто не отвлекался, не разговаривал друг с другом, все внимательно слушали, задавали вопросы учителю, если они возникали.      На протяжении урока у учителя не возникало проблем с дисциплиной. Единственный случай был тогда, когда ученики с места выкрикивали ответ вместо другого учащегося, но учитель вежливо попросил его помолчать и уметь выслушать другого. Учитель иногда перебивал ответ ученика, исправляя его речевые ошибки. Ученик реагировал на это спокойно и повторял вслед за учителем исправленный вариант.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол наблюдения

Дата:

Наблюдатель: Павлюкевич Юлия Николаевна

Время начала/ окончание наблюдения

Активность  педагога

Активность  учащихся

Интерпретация наблюдаемых фактов

 

    На  уроке присутствовал организационный момент, направленный на создание благоприятной атмосферы для работы на уроке и сообщение целей урока.

    В ходе урока учитель постоянно проходил между рядами по классу, контролируя порядок.

   При опросе  учитель ориентировался на уровень  знаний средних учеников, но старалась не забывать и о очень слабых и о сильных учениках.

 

   Все учащиеся  были внимательными, сосредоточенными, но при этом раскрепощенными,  естественными на уроке. Учащиеся  чувствовали себя уверенно и  свободно. На протяжении урока  учащиеся, не боясь, активно принимали участие во всех видах работ и обсуждениях, задавали вопросы учителю, что говорит об их заинтересованности в уроке. В основном дети действовали так, как говорил им учитель, не проявляли инициативы, что говорит  об их исполнительской позиции. В случае допущения ошибки, учащиеся не испытывали чувства напряженности, страха, а пытались осознать их, исправить. Ученики понимали учителя с полуслова, не испытывали страха, раздражительности.

   На данном  уроке  преобладала как познавательная мотивация, так и мотивация одобрения учителя.

  При групповой  работе на уроке один из  мальчиков являлся явным лидером. Сам вёл записи, подсчитывал результаты, снимал показания. Давал указания ребятам из своей группы, говорил, что кому делать. Когда группе нужно было отчитаться о проделанной работе, он отвечал сам, говорил чётко по существу. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол наблюдения во внеурочное время

Дата:

Наблюдатель: Павлюкевич Юлия Николаевна

Время начала/ окончание наблюдения

Наблюдаемые факты

Интерпретация наблюдаемых фактов

 

   На перемене после первого урока возникла конфликтная ситуация, связанная с дежурством по классу. Один из парней отказался мыть доску, так как считал, что в этот день не была его очередь. Чтобы долго не спорить они со старостой пересчитали, кто когда дежурил и выяснили, что всё-таки он дежурный. Убедившись в правоте старосты класса, мальчик перестал возмущаться и выполнил свои обязанности.  
   На перемене большинство учащихся окружили стол учителя, и начали задавать ему различные вопросы. После чего некоторые ребята пошли на улицу.

    Три  человека пошли в библиотеку  подготавливать сообщение на  следующий урок.

   В классе  остались только дежурные.

  Исходя из приведенных фактов, можно предположить, что класс дружный, ответственный.

    Также  можно сказать, что все конфликтные  ситуации решаются на месте.  Из-за чего конфликт не развивается.

   Также  ребята интересуются своей учёбой, настроением учителя.


 

 

 

 

 

Протокол наблюдения во внеурочное время

Дата:

Наблюдатель: Павлюкевич Юлия Николаевна

Время начала/ окончание наблюдения

Наблюдаемые факты

Интерпретация наблюдаемых фактов

 

    После  всех уроков мальчики подняли  стулья за всеми девочками  в классе.

   Каждый  убрал мусор под своей партой.

  Две девочки поливали цветы.

А один из парней вымыл чисто доску.

   После  чего все ребята дружно вышли со школы и  разбившись на микро-группы, ушли каждая в своём направлении.

   Исходя  из наблюдения за учащимися,  можно сделать вывод о том,  что класс дружный, старается помочь друг другу.      Мальчики как истинные джентльмены помогают девочкам, пример поднятия стульев.

   Также  можно сделать вывод о том,  что ребята идут домой не  в одиночку, а компанией. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол наблюдения во внеурочное время

Дата:

Наблюдатель: Павлюкевич Юлия Николаевна

Время начала/ окончание наблюдения

Наблюдаемые факты

Интерпретация наблюдаемых фактов

 

  Как только педагоги-организаторы объявили о предстоящем мероприятии «День осени», ребята с большим интересом восприняли эту новость.      Учащиеся вместе с учителем после уроков начали распределять  должности. Две девочки взялись делать подделку. Учащиеся распределили между собой роли в сценке, учитель раздал слова. После чего началась небольшая репетиция. С общими усилиями ребята составили костюм осени.

   Практически  каждая девочка в классе хотела  продемонстрировать костюм осени  и для того, чтобы решить эту  ситуацию учитель предложила  тянуть жребий.

   Класс  очень активен по отношению  к общественной жизни в школе.  Ребята всегда рады принять участие в мероприятии.

  Когда в  классе возникла спорная ситуация  с девочками, учитель смог умело  разрешить её, применив жеребьёвку.


 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ протоколов наблюдения

  1. Выделить групповые нормы и правила, которые реально регулируют отношения между учащимися. (Что подлежит осуждению практически всеми учащимися? Каково отношение к отличникам и неуспевающим? Какие санкции применяются за нарушение правил? Кто осуществляет санкции: педагог или сами учащиеся?)

   Осуждению в классе подлежит нарушение порядка установленного в классе, грубое отношение к учащимся. К отличникам ребята относятся с уважением, часто нуждаются в их помощи. К неуспевающим ученикам ребята относятся положительно, отзываются о них дружелюбно, но и без особой охоты. При возникновении нарушения установленного порядка ребята стараются сразу разрешить данную проблему. Это свидетельствует о том, что ребята заинтересованы решить проблему без применения каких-либо санкций.

  1. Есть ли в классе постоянный лидер (лидеры)? Как складываются отношения между лидером и остальными членами класса (лидера в большей степени уважают, или боятся; какие нормы и ценности в классе он утверждает; какие функции он реально исполняет)?

В классе постоянного  лидера нет, однако есть ребята, которые  в определённых ситуациях проявляют себя в роле лидера. Например, в групповом задании лидером является парень. Лидера в классе уважают. Он выполняет в классе функции распределения роли участников группы, их обязанности.  К его мнению ребята всегда прислушиваются.

  1. Насколько сплоченным является класс?

- Есть ли в классе группировки?

- Возникают ли частые конфликты между отдельными учащимися или группами учащихся?

- Каково отношение учащихся к совместным видам деятельности?

- Есть ли в классе традиции, общие предпочтения в совместных видах деятельности? и т. д.

     Что касается сплоченности коллектива, то здесь просматривается непосредственное  его наличие: класс очень дружный,  отсутствует деление на микро-группы  по половому признаку, уровню  успеваемости, интересам и типу темперамента. Дети отлично взаимодействуют между собой, им не чужды взаимопомощь и ответственность за своих товарищей. 
   В результате наблюдения за классом возникла конфликтная ситуация, решить которую помогла учитель предложив жеребьёвку.

   К совместным видам деятельности учащиеся относятся активно,  с интересом. В ходе наблюдения было выяснено, что в классе есть одна традиция: каждую пятницу после уроков ребята остаются на уборку кабинета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Наблюдение