Направленность и мотивы деятельности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 17:19, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время, мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В первом случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), во втором случае - как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем -- как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас).

Содержание работы

Введение.
Формы направленности личности.
Характеристики мотивационной сферы.
Влияние направленности на мотивацию деятельности.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 25.36 Кб (Скачать файл)

Оренбургский филиал

Образовательного учреждения профсоюзов

высшего профессионального образования

«Академия труда и социальных отношений»

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: Психологии

на тему (вариант):  Направленность и мотивы деятельности личности

студента-заочника 1курса заочного факультета 13 Э группы

Смолькиной Анны Александровны

 

Регистрационный номер ____    

Дата регистрации «___» ____________20__г.

 

Ф.И.О. преподавателя: Е.В. Годовова

Отметка о зачете:

 

 

Содержание.

Введение.

  1. Формы направленности личности.
  2. Характеристики мотивационной сферы.
  3. Влияние направленности на мотивацию деятельности.

Заключение.

Список используемой литературы.

 

 

 

Введение.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

В настоящее время, мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В первом случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), во втором случае - как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем -- как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас).

 

Формы направленности личности  

 Направленность личности  всегда социально обусловлена  и формируется в процессе воспитания. На направленность большое влияние  оказывают установки, ставшие свойствами  личности и проявляющиеся в  таких формах, как:

Влечение

  Влечение — наиболее примитивная и - по своей сути - биологическая форма направленности. С психологической точки зрения влечение является психическим состоянием, выражающим недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Обычно влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознаётся, превращаясь в желание.

Желание

   Желание — осознанная  потребность и влечение к чему-либо  вполне определённому. Желание, будучи  достаточно осознанным, имеет побуждающую  силу. Оно проясняет цели будущего  действия и построение плана  этого действия.

   Желание как форма  направленности характеризуется  осознанием не только своей  потребности, но и возможных путей  её удовлетворения.

Стремление

   Стремление это  желание, подкреплённое волей. Стремление - вполне определённое побуждение  к деятельности.

Интерес

   Интерес - специфическая  форма проявления познавательной  потребности человека. Интерес обеспечивает  направленность личности на осознание  смысла и целей деятельности, тем самым способствующая ориентировке  личности в окружающей действительности. Наличие интереса во многом объясняет наличие у человека специальной способности - разума.

   Субъективно интерес  обнаруживается в эмоциональном  тоне, сопровождающем процесс познания  или внимание к определённому  объекту. Одной из наиболее существенных  характеристик интереса является  то, что при его удовлетворении  он не угасает. Как правило, интерес  развивается, эволюционирует, порождает  новые интересы, соответствующие  более высокому уровню познавательной  деятельности.

   Интерес - важнейшая  побудительная сила к познанию  окружающей действительности. Различают:

   - непосредственный  интерес, вызываемый наглядной привлекательностью  объекта,

   - опосредованный  интерес к объекту как средству  достижения целей деятельности.

   Устойчивость, широта, содержание интересов - важнейшая  черта личности, один из краеугольных  камней личности человека. Сказав  об интересах человека, мы тем  самым рисуем уже довольно  точный его психологический портрет.

Склонность

   В динамике интерес  порождает склонность. Интерес - это  сравнительно пассивное созерцание  объекта интереса, склонность - активное  созерцание, стремление связать  свою деятельность и свою жизнь  с этим объектом.

   Во многом интерес  развивается в склонность благодаря  включению волевого компонента. Склонность - направленность индивида  на определённую деятельность. Основой  склонности является глубокая  устойчивая потребность индивида  в той или иной деятельности.

   В каком-то смысле  можно сказать, что склонность  это интерес к деятельности.

   Интерес и склонности - фактор бурного развития способностей  индивида.

Идеал

   Идеал - конкретизируемая  в образе или представлении  предметная цель склонности индивида. Идеал - то, к чему человек стремится, на что ориентируется в отдалённой  перспективе. Идеалы - основа, "кирпичики" мировоззрения человека. По собственным  идеалам человек судит о других  людях.

   Идеал - один из  аргументов в функции самооценки  человека.

Мировоззрение

   Мировоззрение - модель (картина) мира. Если, например, интересы, склонности или идеалы могут  быть не связаны друг с другом, то важнейшая черта мировоззрения - его целостность. Целостное мировоззрение  позволяет человеку жить "плавно": переезжая, например, в новую местность, он знает, что там будут действовать  такие же законы физики или  химии, люди в этой местности  могут немного отличаться, но  они всё равно будут людьми (они разговаривают, имеют физиологические  потребности и т.д.). Целостное  мировоззрение позволяет рассматривать  мир как сложную систему причинно-следственных  связей.

   Мировоззрение позволяет  человеку планировать свою деятельность  на многие годы вперёд: он знает, что многое может поменяться  за годы, но основные законы, по  которым мир существует, останутся  незыблемыми.

Убеждение

   Убеждение - система  мотивов личности, побуждающих её  поступать в соответствии со  своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют её мотивацию к деятельности.

 

Характеристики мотивационной сферы

   Мотив — побуждение  к деятельности, связанное с удовлетворением  потребности субъекта. Мотив - причина, лежащая в основе выбора действий  и поступков, совокупность внешних  и внутренних условий, вызывающих  активность субъекта.

   Мотив является  основополагающим "кирпичиком" такого  сложного процесса как мотивация. Мотивация - обозначение системы  факторов, детерминирующих поведение:

   - потребности,

   - мотивы,

   - цели,

   - намерения,

   - стремления и  др.

   Мотивация - это и  характеристика процесса, который  стимулирует и поддерживает поведенческую  активность на определённом уровне. Обычно мотивация рассматривается  как совокупность причин психологического  характера, объясняющих поведение  человека, его начало, направленность  и активность.

 

Влияние направленности на мотивацию деятельности

Внутренняя и внешняя мотивация

   Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации  взаимосвязаны. Диспозиции могут  актуализироваться под влиянием  определённой ситуации, а активизация  определённых диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению  восприятия субъектом ситуации. Внимание становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает  и оценивает ситуацию, исходя  из актуальных интересов и  потребностей.

   В зависимости  от склонностей человека, его  мировоззрения и других форм  направленности он может быть  или более склонным к внутренней  мотивации, или к внешней.

Осознанность-неосознанность мотивов

   Мотив в отличие  от мотивации — это то, что  принадлежит самому субъекту  поведения, является его устойчивым  личностным свойством, изнутри побуждающим  к совершению определённых действий. Мотивы могут быть:

   - осознанными,

   - неосознаваемыми.

   Люди с развитыми  идеалами, мировоззрением, адекватными  убеждениями как правило в своих действиях двигаются осознанными мотивами. Запутанность внутреннего мира, обилие психологических защит может привести к тому, что основными двигателями будут неосознаваемые мотивы.

Количество и качество потребностей, интересов, склонностей

   Меньше всего потребностей  у растений, которые имеют нужду  только в определённых биохимических  и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей  у человека, который кроме физических  и органических потребностей  имеет ещё духовные, социальные.

   Социальные потребности:

   - стремление человека  жить в обществе,

   - стремление взаимодействовать  с другими людьми,

   - стремление приносить  пользу людям, участвовать в разделении  труда,

   - стремление понимать  других людей и общественные  процессы.

   Чем больше качественно  разных потребностей у человека, интересов, склонностей, тем разностороннее  и гибче его деятельность. Чисто  человеческое качество - умение сочетать  в своей деятельности сразу  несколько разных интересов.

Умение ставить цель

   Цель - это то, с  чего начинается деятельность. Чем  разностороннее человек, чем более  развит он как личность, тем  точнее и оригинальнее у него получается ставить свои цели.

   Наличие ярких  идеалов может побудить человека  ставить сложные, далеко идущие  цели.

   Цель является  основным объектом внимания, который  занимает определённый объём  кратковременной и оперативной  памяти; с ней связаны разворачивающийся  в данный момент времени мыслительный  процесс и большая часть всевозможных  эмоциональных переживаний.

Наличие идеала достижения

   Если у человека  есть идеал достижения, у него  будет развита мотивация на  достижение результата, он будет  любить ставить цели, будет стремиться  к достижению поставленных целей, будет учиться на своих и  чужих ошибках.

Наличие идеала смелости

   Смелый человек  или хотя бы стремящийся быть  смелым не боится трудностей, настраивает свою деятельность "напролом", особенно не обходя препятствия, опасности. Структура деятельности  смелого человека сильно отличается  от структуры деятельности робкого: первый смотрит обычно вперёд, второй - назад и по сторонам. Первый  не склонен к самооправданиям, самообману. Второй - постоянно ищет  причины того, чтобы увильнуть, склонен  к ипохондрии и саморефлексии.

Гибкость

   Разные аспекты  направленности человека (интересы, склонности и т.д.) влияют на  гибкость деятельности. Например один человек склонен всё доводить до идеального конца (перфекционист), и поэтому его деятельности не хватает гибкости.

Уверенность

   Ощущение уверенность  при выполнении деятельности  рождается из чёткости поставленной  цели, отсутствия сомнений. Последние  берутся из недостаточной иерархизированности интересов и склонностей человека, отсутствия между ними соподчинения, наличия многих противоречий.

 

Заключение.

Итак, к началу текущего столетия в психологии мотивации выделились и до сих пор продолжают разрабатываться, как относительно самостоятельные, по меньшей мере 10 теорий. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением всего того положительного, что в них содержится, способно дать нам более или менее полную картину детерминации человеческого поведения. Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за несогласованности исходных позиций, различий в методах исследований, терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов о мотивации человека.

В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными.

Информация о работе Направленность и мотивы деятельности личности