Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 17:19, контрольная работа
В настоящее время, мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В первом случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), во втором случае - как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем -- как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас).
Введение.
Формы направленности личности.
Характеристики мотивационной сферы.
Влияние направленности на мотивацию деятельности.
Заключение.
Список используемой литературы.
Оренбургский филиал
Образовательного учреждения профсоюзов
высшего профессионального образования
«Академия труда и социальных отношений»
Контрольная работа
по дисциплине: Психологии
на тему (вариант): Направленность и мотивы деятельности личности
студента-заочника 1курса заочного факультета 13 Э группы
Смолькиной Анны Александровны
Регистрационный номер ____
Дата регистрации «___» ____________20__г.
Ф.И.О. преподавателя: Е.В. Годовова
Отметка о зачете:
Содержание.
Введение.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
В настоящее время, мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В первом случае - как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, то есть определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), во втором случае - как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем -- как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность (В. К. Вилюнас).
Формы направленности личности
Направленность личности
всегда социально обусловлена
и формируется в процессе
Влечение
Влечение — наиболее примитивная и - по своей сути - биологическая форма направленности. С психологической точки зрения влечение является психическим состоянием, выражающим недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Обычно влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознаётся, превращаясь в желание.
Желание
Желание — осознанная
потребность и влечение к чему-
Желание как форма
направленности
Стремление
Стремление это
желание, подкреплённое волей. Стремление
- вполне определённое
Интерес
Интерес - специфическая
форма проявления
Субъективно интерес
обнаруживается в
Интерес - важнейшая побудительная сила к познанию окружающей действительности. Различают:
- непосредственный
интерес, вызываемый наглядной
- опосредованный
интерес к объекту как
Устойчивость, широта,
содержание интересов - важнейшая
черта личности, один из краеугольных
камней личности человека. Сказав
об интересах человека, мы тем
самым рисуем уже довольно
точный его психологический
Склонность
В динамике интерес
порождает склонность. Интерес - это
сравнительно пассивное
Во многом интерес
развивается в склонность
В каком-то смысле можно сказать, что склонность это интерес к деятельности.
Интерес и склонности
- фактор бурного развития
Идеал
Идеал - конкретизируемая
в образе или представлении
предметная цель склонности
Идеал - один из
аргументов в функции
Мировоззрение
Мировоззрение - модель
(картина) мира. Если, например, интересы,
склонности или идеалы могут
быть не связаны друг с другом,
то важнейшая черта
Мировоззрение позволяет
человеку планировать свою
Убеждение
Убеждение - система мотивов личности, побуждающих её поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют её мотивацию к деятельности.
Характеристики мотивационной сферы
Мотив — побуждение
к деятельности, связанное с удовлетворением
потребности субъекта. Мотив - причина,
лежащая в основе выбора
Мотив является
основополагающим "кирпичиком" такого
сложного процесса как
- потребности,
- мотивы,
- цели,
- намерения,
- стремления и др.
Мотивация - это и
характеристика процесса, который
стимулирует и поддерживает
Влияние направленности на мотивацию деятельности
Внутренняя и внешняя мотивация
Внутренняя (диспозиционная)
и внешняя (ситуационная) мотивации
взаимосвязаны. Диспозиции могут
актуализироваться под
В зависимости
от склонностей человека, его
мировоззрения и других форм
направленности он может быть
или более склонным к
Осознанность-неосознанность мотивов
Мотив в отличие
от мотивации — это то, что
принадлежит самому субъекту
поведения, является его устойчивым
личностным свойством, изнутри побуждающим
к совершению определённых
- осознанными,
- неосознаваемыми.
Люди с развитыми идеалами, мировоззрением, адекватными убеждениями как правило в своих действиях двигаются осознанными мотивами. Запутанность внутреннего мира, обилие психологических защит может привести к тому, что основными двигателями будут неосознаваемые мотивы.
Количество и качество потребностей, интересов, склонностей
Меньше всего потребностей
у растений, которые имеют нужду
только в определённых
Социальные потребности:
- стремление человека жить в обществе,
- стремление взаимодействовать с другими людьми,
- стремление приносить пользу людям, участвовать в разделении труда,
- стремление понимать других людей и общественные процессы.
Чем больше качественно
разных потребностей у
Умение ставить цель
Цель - это то, с чего начинается деятельность. Чем разностороннее человек, чем более развит он как личность, тем точнее и оригинальнее у него получается ставить свои цели.
Наличие ярких
идеалов может побудить
Цель является
основным объектом внимания, который
занимает определённый объём
кратковременной и оперативной
памяти; с ней связаны
Наличие идеала достижения
Если у человека
есть идеал достижения, у него
будет развита мотивация на
достижение результата, он будет
любить ставить цели, будет стремиться
к достижению поставленных
Наличие идеала смелости
Смелый человек
или хотя бы стремящийся быть
смелым не боится трудностей,
настраивает свою деятельность "напролом",
особенно не обходя
Гибкость
Разные аспекты направленности человека (интересы, склонности и т.д.) влияют на гибкость деятельности. Например один человек склонен всё доводить до идеального конца (перфекционист), и поэтому его деятельности не хватает гибкости.
Уверенность
Ощущение уверенность
при выполнении деятельности
рождается из чёткости
Заключение.
Итак, к началу текущего столетия в психологии мотивации выделились и до сих пор продолжают разрабатываться, как относительно самостоятельные, по меньшей мере 10 теорий. Только интеграция всех теорий с глубоким анализом и вычленением всего того положительного, что в них содержится, способно дать нам более или менее полную картину детерминации человеческого поведения. Однако такое сближение серьезно затрудняется из-за несогласованности исходных позиций, различий в методах исследований, терминологии и из-за недостатка твердо установленных фактов о мотивации человека.
В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы которых изучению проблемы мотивации настолько различны, что порой их можно назвать диаметрально противоположными.
Информация о работе Направленность и мотивы деятельности личности