Направленность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 00:27, реферат

Описание работы

Направленность личности выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. В направленности выражаются цели личности, её мотивы, её субъективны отношения к различным сторонам действительности. В широком плане направленность - это отношение того, что личность получает и берет от общества (материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает и вносит в его развитие.

Содержание работы

1.Понятие о направлености личности;
2.Структура направлености личности;
3. Виды направлености личности.

Файлы: 1 файл

лекция направленность личности 2 курс.docx

— 44.72 Кб (Скачать файл)

Тема: Направленность личности.

1.Понятие о направлености личности;

2.Структура направлености личности;

3. Виды направлености личности.

Выводы.

 
1. Понятие о  направлености личности.

   Направленность личности выступает как системообразующее свойство личности, определяющее её психологический склад. В направленности выражаются цели личности, её мотивы, её субъективны отношения к различным сторонам действительности. В широком плане направленность - это отношение того, что личность получает и берет от общества (материальные и духовные ценности), к тому, что она ему дает и вносит в его развитие.

     Направленность личности формируется в процессе ее развития в системе общественных отношений. От нее зависит, как личность участвует в социальных процессах (содействует их развитию, противодействует, тормозит или уклоняется).

     Направленность личности частично характеризуется потребностно-мотивационной сферой личности, которая является ее исходным звеном. На основе направленности личности формируются её жизненные цели, которые выступают в роли общего генератора всех частных целей личности, связанных с отдельными деятельностями.

     Направленность личности - это уже сложившаяся система её важнейших целевых программ, определяющее смысловое единство её инициативного поведения, противостоящего случайностям бытия.

     Следует отметить, что направленности личности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.

     Направленность - это установки, ставшие свойством личности и проявляющиеся в таких различных формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеалы, мировоззрение, убеждение.

     В направленности выражается содержательный, качественный момент потребностно-мотивационной сферы личности как совокупности всех потребностей, мотивов, мотивационных образований и черт личности, которые формируются и развиваются в течение ее жизни.

     Как отмечал С. Л. Рубинштейн, "проблема направленности - это, прежде всего, вопрос о динамических тенденциях, которые в качестве мотивов определяют деятельность, сами, в свою очередь, определяясь ее целями и задачами". Поэтому направленность личности проявляется во всех видах потребностей, мотивах и мотивационных образованиях.

     Однако очевидно и другое: некоторые мотивы оказываются достаточно устойчивыми и доминирующими, они образуют своеобразный стержень личности.

 

2. Структура направлености личности. 
Направленность – это установки, ставшие свойством личности и проявляющиеся в таких различных формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеалы, мировоззрение, убеждение.

 

 

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности в  порядке иерархии.

 

Влечение – это наиболее примитивная, по своей сути биологическая  форма

направленности. С психологической точки зрения – это психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Например, Фрейд выделяет два влечения, движущим поведением индивида – это инстинкт самосохранения, без которого бы живая система рухнула, и сексуальный инстинкт, обеспечивающий сохранение не индивида, а всего вида. Фрейд объединяет эти два влечения под общим названием – влечение к жизни или Эрос в широком смысле слова.

 

Желание – это осознанная потребность и влечение к чему-либо определенному. Желание, будучи осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет  сознание будущей цели и построение плана. Возьмем, для примера, один из самых распространенных пунктов списка желаний человека – деньги. Каждый хочет жить и ни в чем себе не отказывать.

 

Следующая форма направленности – стремление. Стремление возникает  тогда, когда в структуру желания включен волевой компонент. Поэтому стремление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к деятельности. Например, два самых мощных стремления человека – это стремление к созиданию и стремление к разрушению. Из стремления к созиданию возникают любовь, великодушие и щедрость, пылкое произведение потомства и радостное творчество. Стремление к уничтожению приводит в действие вражду и ненависть, слепой гнев и жуткие наслаждения жестокостью и распадом живой плоти.

 

Наиболее ярко характеризуют  направленность личности её интересы. Интересы – это специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интерес обнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания или внимание к определенному объекту. Одной из наиболее существенных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательной деятельности.      

Интересы бывают:

А) непосредственные, напрямую связанные с какой-либо потребностью, и опосредованные, при которых потребность прослеживается неявно. Одного человека политика интересует ради конкретной цели получения власти, другой не может объяснить, что именно его привлекает в политике. 
Б) В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Люди с устойчивыми интересами чаще добиваются успеха в деятельности, чем личности с неустойчивыми интересами. Хотя, справедливости ради надо признать, что неустойчивые интересы могут быть эмоционально захватывающими. 
В) Интересы также бывают широкими и узкими. Узкий интерес может быть направлен на совершенно конкретный объект.

 

Интерес в динамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда, когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризует направленность индивида на определенную деятельность. Основой склонности является глубокая устойчивая

потребность индивида в той  или иной деятельности, т.е. интерес  к определенному виду деятельности. Принято считать, что возникшая склонность может рассматриваться в качестве предпосылки к развитию определенных способностей.

 

Следующая форма проявления направленности личности – это идеал.

Идеал – это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т.е. то к  чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать  в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т.е. системы взглядов на

объективный мир, на место  в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.

 

Убеждения – высшая форма  направленности – это система  мотивов личности, побуждающих его  поступать в соответствии со взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют её мотивацию к деятельности.

 

Направленность является ведущим, системообразующим компонентом психологического склада личности, потому как всё другие, так или иначе, работают на неё. В своей доличностной форме направленность в виде совокупности врожденных биологических потребностей начинает определять внешнюю и внутреннюю активность ребенка ещё тогда, когда у него нет даже намека на общее понимание мира, но и взрослого человека потребности в гораздо большей степени определяют его постижение действительности, чем это постижение – его потребности.

 

Направленность личности наряду с характером представляют регуляторы поведения человека с готовым информационным содержанием. Личность же нуждается в постоянном притоки новой информации, в её анализе, перекодировки и использовании в качестве управляющих организмом сигналов. Одним из сложных элементов структуры личности, который

служит этой цели, являются способности.

3.Виды направлености личности.

     Выделяют три основных вида направленности личности:

1. личная;

2. коллективистическая;

3. деловая. 
     Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников. 
     Коллективная направленость – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной. 
     Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

     Для примера: 
     Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера: 
– больше заняты собой и своими чувствами, проблемами; 
– делают необоснованные и поспешные выводы и предположения о других 
людях, также ведут себя в дискуссиях; 
– пытаются навязать свою волю группе; 
– окружающие в их присутствии не чувствуют себя свободно. 
     Люди с коллективной направленостью: 
– избегают прямого решения проблемы; 
– уступают давлению группы; 
– не высказывают оригинальных идей и не легко понять, что такой человек хочет выразить; 
– не принимают на себя руководство, когда речь идет о выборе задач . 
     Люди с деловой направленностью: 
– помогают отдельным членам группы выражать свои мысли; 
– поддерживают группу, чтобы она достигла поставленной цели; 
– легко и доступно излагают свои мысли и соображения; 
– берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе задачи; 
– не уклоняются от непосредственного решения проблемы. 

 Выводы:

     Исходя из вышесказанного, мы можем сделать следующие выводы.

     Исследование направленности личности  является важнейшим аспектом  изучения личности в психологии. Выделяют несколько форм и  видов направленности личности. К формам проявления направленности  личности относят влечение, желание,  стремление, интерес, идеал и убеждение.  Такие формы являются отражением мировоззрения и духовного мира человека. Основными видами направленности являются личная, деловая и направленность на взаимные действия.

  Основными компонентами общей  направленности личности являются  цели и потребности. Под целью  подразумевается тенденция или  направленность личности, заключающаяся  в сосредоточенности ее помыслов  на определенном предмете. А потребности  рассматриваются как исходные  побуждения человека к деятельности, благодаря им и в них он выступает как активное существо.

 
 
    Литература:

1.Маклаков, А.Г. Общая психология. – А.Г. Маклаков. – СПб: Издательство «Питер», 2002. – 592 с.

2.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с. 

3.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. [U1] М., 2000


Информация о работе Направленность личности