Направленность личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 06:11, реферат

Описание работы

Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. Но особенное значение в этом плане психология мотивации имеет для представителей профессий так называемого социономического типа, где главным объектом труда является человек (врачи, педагоги, менеджеры, руководители и т.д.). По существу, никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком (в том числе социально-педагогическое взаимодействие с ребенком, подростком, юношей) невозможно без учета особенностей его мотивации.

Содержание работы

1. Мотивация, ее виды и волевые процессы
2. Самооценка и самоотношение
3. Я-концепция личности

Файлы: 1 файл

Реферат. Направленность личности.docx

— 58.81 Кб (Скачать файл)

Направленность всегда социально обусловлена и формируется в онтогенезе в процессе обучения и воспитания, выступает как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время (например, изобразительным творчеством, физическими упражнениями, рыбалкой, спортом и др.).

Во всех этих видах человеческой активности направленность проявляется в особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др.:

 

-  влечение - недостаточно полное  осознанное стремление к достижению  чего-либо. Нередко в основе влечения  лежат биологические потребности  индивида;

-  склонность - проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности;

-  идеал (от греч. идея, первообраз) - образ, являющийся воплощением совершенства и образцом высшей цели в стремлениях индивида. Идеалом может быть личность ученого, писателя, спортсмена, политика, а также морфологические характеристики конкретного человека или черты его личности;

-  мировоззрение - система взглядов  и представлений о мире, на  отношение человека к обществу, природе, самому себе. Мировоззрение  каждого человека определяется  его общественным бытием и  оценивается в сравнительном  сопоставлении морально-нравственных  взглядов и идеологических воззрений, принятых в обществе.

Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения:

-  убеждение - высшая форма направленности  личности, проявляющаяся в осознанной  потребности действовать в соответствии  со своими ценностными ориентациями  на фоне эмоциональных переживаний  и волевых устремлений;

-  установка - готовность индивида  к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, негативной или нейтральной. При позитивной установке явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием. При негативной - эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека.

Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.

Личная направленность - создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

Направленность на взаимные действия - имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

Деловая направленность - отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи

Установлено что лица с направленностью на себя имеют такие черты характера:

-  больше заняты собой и своими чувствами, проблемами;

-  делают необоснованные и  поспешные выводы и предположения  о других людях, также ведут  себя в дискуссиях;

-  пытаются навязать свою  волю группе;

-  окружающие в их присутствии  не чувствуют себя свободно.

Люди с направленностью на взаимные действия:

-  избегают прямого решения  проблемы;

-  уступают давлению группы;

-  не высказывают оригинальных  идей и нелегко понять, что  такой человек хочет выразить;

-  не принимают на себя  руководство, когда речь идет  о выборе задач.

Люди с деловой направленностью:

-  помогают отдельным членам  группы выражать свои мысли;

-  поддерживают группу, чтобы  она достигла поставленной цели;

-  легко и доступно излагают  свои мысли и соображения;

-  берут в свои руки руководство, когда речь идет о выборе  задачи;

-  не уклоняются от непосредственного  решения проблемы.

Характер - приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой, составляющие тип ее жизнедеятельности.

Своеобразие характера каждого человека определяется его направленностью (устойчивой мотивационной сферой личности) и особенностями осуществления деятельности - волевыми качествами.

Деятельность и поведение человека направляются устойчивой системой отношений. Если у животных мотивация поведения постоянно изменяется в зависимости от состояния организма и внешних условий, то деятельность человека направляется устойчивой системой отношений. Поэтому черты характера определяются и классифицируются, прежде всего, в зависимости от направленности личности, от системы устойчивых отношений человека к различным явлениям действительности.

Эта сфера личности объединяет в себе доминирующие у данной личности потребности, чувства, установки, влечения, интересы, желания, идеалы, убеждения и мировоззрение. Система отношений личности является основным ее качеством. Фундаментом, на котором надстраивается система отношений человека, являются потребности.

Вся система отношений личности, ее направленность являются мотивационно-регуляционной подструктурой личности, определяющей общие особенности ее поведения.

Система устойчивых отношений личности подразделяется на следующие группы:

1. Отношение человека к обществу, микросреде, к отдельным людям.

2. Отношение человека к самому  себе - его самосознание.

Самосознание имеет свою структуру - систему самоотношений, которая определяется способностью личности к самопознанию.

3. Отношение к труду и другим  видам деятельности.

4. Отношение к вещам как продуктам  человеческого труда.

Наряду с вышеуказанным подразделением отношений личности по содержанию различаются свойства этих отношений, которые также проявляются в виде отдельных качеств характера личности.

Различаются следующие свойства отношений личности.

1. Социальная значимость отношений  человека, уровень их общественной  ценности, который определяет моральные  качества человека, нравственность  его повседневного поведения, соответствие  направленности личности прогрессивным  социальным идеям.

2. Разнообразие потребностей личности, широта ее интересов и осознание  центральных стержневых интересов, которые определяют целеустремленность  личности.

3. Степень устойчивости отношений, определяющая последовательность  и настойчивость личности в  достижении цели - цельность характера.

Широкая система взглядов, представлений и понятий об окружающей действительности, знание основных ее взаимосвязей представляет собой высшую мотивационно-ориентировочную основу поведения личности - ее мировоззрение. Особенностями мировоззрения как важнейшего характерологического свойства личности является степень его осознаваемости, целостность и научность. Развитое мировоззрение - показатель зрелости личности.

С мировоззрением связано формирование системы убеждений - устойчивого мотивационного образования, в котором знания синтезируются с чувствами, с глубокой верой в них. Убеждения - это знания, ставшие принципом деятельности.

Отношения личности формируются на основе ее знаний, представлений, жизненного опыта. Таким образом, опыт личности, система ее знаний являются важнейшей подструктурой характера.

Другой подструктурой характера являются многообразные обобщенные навыки поведения и деятельности. Характер является индивидуально-типологическим сочетанием ценностных ориентаций и регуляционных особенностей личности.

Различаются черты характера и типы характеров. Черты характера выражаются в отдельных общих особенностях поведения, а тип характера - в общих способах взаимодействия со средой. Многообразные черты характера объединяются в следующие группы.

1.  Волевые черты характера - устойчивые индивидуально-типологические  особенности сознательной, понятийно-опосредованной  регуляции деятельности и поведения. К ним относятся: целенаправленность, самостоятельность, решительность, настойчивость  и др.

2.  Эмоциональные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические  особенности непосредственного, спонтанного  регулирования поведения.

3.  Интеллектуальные черты характера - устойчивые индивидуально-типологические  особенности умственных способностей.

Характер каждого человека представляет собой богатейшую палитру красок, тонов и полутонов, неповторимое, уникальное своеобразие. Но главное в человеке - это его центральные жизненные устремления и способности к их реализации.

Исполнительская же сфера личности - особенности ее сознательной саморегуляции, определяются волевыми качествами личности. Но различные волевые качества личности могут быть развиты в неодинаковой степени. Так, большая сила характера может сочетаться с некоторой его неуравновешенностью, твердость характера - с недостаточной его целеустремленностью и т.д. Это зависит от обстоятельств жизни, от тех требований, которые преимущественно предъявлялись к человеку на его жизненном пути.

Наряду с отдельными чертами характера можно выделить общий способ адаптации личности к действительности - тип характера человека. При определении типа характера выделяется то существенно общее в характерах отдельных групп людей, которое определяет стиль их жизнедеятельности, способ адаптации к окружающей среде.

Типы характера:

1.  Гармонически целостный тип, хорошо адаптируемый в различных  ситуациях. Этот тип характера  отличается устойчивостью отношений  и в то же время высокой  приспособляемостью к окружающей  среде. У человека с таким типом  характера отсутствуют внутренние  конфликты, его желания совпадают  с тем, что он делает. Это общительный, волевой, принципиальный человек.

2.  Внутренне конфликтный тип, но внешне согласованный со  средой. Этот тип характера отличается  противоречивостью между внутренними  побуждениями и внешним поведением, которое, согласуясь с требованиями среды, осуществляется с большим напряжением.

3.  Конфликтный тип с пониженной  адаптацией. Этот тип характера  отличается конфликтностью между  эмоциональными побуждениями и  социальными обязанностями, импульсивностью, преобладанием отрицательных эмоций, неразвитостью коммуникативных  свойств.

4.  Вариативный тип, адаптирующийся  к любым условиям в результате  неустойчивости позиций, беспринципности. Этот тип характера свидетельствует  о низком уровне развития личности, об отсутствии устойчивого общего  способа поведения. Бесхарактерность, постоянное приспособленчество к внешним обстоятельствам является суррогатом пластичности поведения; ее не следует смешивать с подлинной пластичностью поведения, со способностью учитывать обстоятельства. Для достижения своих основных целей, не отступая при этом от социально положительных норм и требований.

Чтобы узнать человека, очень важно разобраться в том, что он успел сделать на своем жизненном пути как член общества. Но еще важнее понять, к чему он стремится и во имя чего; чего, по его мнению, он не успел еще добиться и каким образом достичь поставленной цели. Все это определяет направленность личности, т.е. ее интересы и склонности, идеалы, мировоззрение и убеждения, являющиеся одновременно и мотивами деятельности. Все эти виды направленности в своей структуре всегда содержат потребности, установки и отношения. Формирование коммунистической направленности учащегося должно пронизывать всю воспитательную работу с ним.

Характеризуя направленность личности в целом, нужно обращать внимание на следующие ее общие качества.

Информация о работе Направленность личности