Направленость и мотивы деятельности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 22:06, реферат

Описание работы

Личность - это психологический облик человека как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем.
Актуальность работы в том, что психологический облик складывается из врожденных задатков и опыта, определяющих своеобразие протекания психических процессов и состояний, ставших под влиянием направленности личности не только ее отдельными свойствами, но и общими качествами: характером и способностями.

Содержание работы

1.Введение
2. Направленность личности
3. Отношения личности
4. Мотивы деятельности личности
5.Заключение
6.Список литературы

Файлы: 1 файл

психология.doc

— 69.00 Кб (Скачать файл)

Побуждающим к  деятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, на достижение которого в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознанного поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль челове-ческой жизни, и допустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

   Цель является основным объектом внимания, который занимает определенный объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как перспектива личности.

Состояние расстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможность осуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются как таковые.

   Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархивированностъ. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера. Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет более гибкой.

    Следует отметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта - это разнообразие потенциального круга предметов, способных служить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость - подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

 

 

5.Заключение

   Итак, цель работы достигнута, мы рассмотрели направленность личности и её мотивы. Задачи так же решены. Теперь можно подвести итоги.

В заключение, следует отметить, что проблема исследования мотивации всегда привлекала внимание исследователей. Поэтому существует много разнообразных концепций и теорий, посвященных мотивам, мотивации и направленности деятельности личности.

Одинаковые  по внешнему проявлению недостатки в  деятельности учащегося могут быть следствием разных причин, заложенных в каждой из четырех подструктур личности. Так, брак или даже несчастный случай, вызванный «невнимательностью» учащегося, может фактически быть следствием: недисциплинированности, небрежности как моральных качеств; отсутствия знаний и навыков распределения и переключения внимания при выполнении данной работы; неустойчивости внимания как особенности этого процесса, свойственной данному учащемуся; затруднения в переключении внимания, определяемого инертностью нервных процессов

 

 

6.Список  литературы

 

1. Алишев Н.В., Широков В.Д. Общие основы построения  исследования// Профориентация и  профотбор молодежи на рабочие  профессии/ Под ред. Н.В. Алишева.  М., 2007. - 167 с.

2. Ананьев Б.Г.  Некоторые проблемы психологии  взрослых. М., 2007. 280 с.

3. Ананьев Б.Г.  О проблемах современного человекознания. М.,2007. - 380с.

4. Ананьев Б.Г.  Человек как предмет познания. Л., 2008. - 339 с.

5. Андреев В.И.  Диалектика воспитания и самовоспитание  творческой личности: Основы педагогики  творчества. - Казань, 2008. - 236 с.

6. Божевич Л.И.  Личность и ее формирование  в детском возрасте: Психолог. исследование. - М., 2008. - 464 с.

7. Вилюнас В.К.  Психологические механизмы мотивации  человека. - М., 2006. - 206 с.

8. Геллерштейн  С.Г. К вопросу о профессиональной психологии// История советской психологии труда: Тексты (20-30е годы ХХ века)./ Под ред. Зинченко В.П. и др. - М., 2005. - 358 с.

9. Годфруа Жо. Что такое психология.: В 2 т.  Т. 2 / Под ред. Г.Г. Аракелова. - М., 2007. - 376 с.

10. Иванчик Т.Ф. К вопросу о формировании значимой направленности личности// Актуальные проблемы социальной психологии: Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 2006. - с. 46 - 48.

 


Информация о работе Направленость и мотивы деятельности личности