Наркомания среди подростков как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 09:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков, что создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия

Содержание работы

Введение
§1. Сущность и содержание понятия наркомания
§2. Факторы и причины наркомании среди подростков
§3. Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 61.92 Кб (Скачать файл)

Третичная профилактика проводится в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркомании или токсикомании в виде реабилитационных мероприятий, и направлена на восстановление личного и социального статуса больного наркоманией или токсикоманией.

Таким образом, основными направлениями профилактики девиантного поведения являются: медико-биологический подход, социально-педагогический подход, информационный, социально-профилактический и применение санкций.

Система профилактики наркомании и токсикомании включает в себя: первичную, вторичную, третичную профилактику.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе мы рассмотрели понятие « наркомания» в психолого-педагогической литературе. Наркомания – это заболевание, проявляющееся в влечении к постоянному приему средств, называемых наркотическими, неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, приводящему к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям. Это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности.

Охарактеризовали факторы и причины наркомании среди подростков. Выделили биологические, психологические, социальные, социально-педагогические, социально- культурные факторы.

К биологическим факторам относятся: степень изначальной толерантности к наркотику; природа наркотического вещества и потребности в его принятии.

К психологическим факторам относятся: привлекательность на психологическом уровне возникающих отношений; стремление к самоутверждению; отсутствие устойчивых социальных интересов и особенности личной акцентуации подростка.

К социальным факторам относятся: мода и влияние референтной группы. К социально-педагогическим факторам относятся: воспитание ребенка в семье и адаптация в школьном коллективе. И к социально- культурным факторам относят: влияние субкультуры на подростка; развал идеологических и общественных институтов; доступность наркотиков.

Описали социально-педагогическую деятельность по профилактике наркомании среди подростков. Основными направлениями профилактики девиантного поведения являются: медико-биологический подход, социально- педагогический подход, информационный, социально- профилактический и применение санкций. По классификации профилактику можно разделить на первичную, вторичную, третичную профилактику.

В целом, изучив основные направления деятельности по профилактике наркомании в подростковой среде, можно сделать вывод о том, что в профилактической работе нужно использовать комплексный подход, работать не только с подростками, но и с их близким окружением.

 

 

ЛИТЕРАТУРА


 

  1. Ахмерова С.Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, 2005.

  1. Ахмерова С.Г. Основы здорового образа жизни: Базовый учебник для самостоятельного изучения медико-биологических дисциплин. - Уфа, 2001.

  1. Волков Б.С. Психология ранней юности. - М., 2001.

  1. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2003.

  1. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.-Воронеж, 2002.

  1. ДанилинА., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. - М.,2001.

  1. Дудко Т.Н., Валентик Ю.В., Вострокнутов Н.В. и др. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ. - М., НаркоНет, 2001.

  1. Егоров А.Ю. Возрастная наркология. - М.,2002.

  1. Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М., 1999.

  1. Ковалев С.В. Семь шагов к пропасти: НЛП-терапия наркотических зависимостей. - М. - Воронеж, 2001.

  1. Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. - М. - Воронеж, 2003.

  1. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - М.,2000.

  1. Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде МО РФ. - М.,2000.

  1. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М., 2001.

  1. Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление ПАВ.- СПб., 2001.

  1. Лапшина Д. Будущее России // Молодежная газета. - 8 сентября, 2005.

  1. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 2003.

  1. Медико-социальные и педагогические проблемы наркомании и токсикомании у молодежи. - Уфа, 1999.

  1. Наркомания. Методические рекомендации по преодолению наркозвисимости / Под ред. А.Н. Гаранского. - М. - СПб.,2000.

  1. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления. - М., 2003.

  1. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 1.

  1. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 2.

  1. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 5.

  1. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 6.

  1. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 7.

  1. Предпосылки развития наркозависимости у подростков [Электронный ресурс] / Сост. Аксарова А.Р., Исмагзамова Р.М., Кашапова С.К., Майорова А.Г. – Режим доступа // http: www.narkotikam.net. – Заглавие с экрана.

  1. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. - М., 2000.

  1. Профилактика пьянства, наркомании, токсикомании, курения, СПИДа.- М.,1991.

  1. Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. - СПб., 2003.

  1. Семкина Е.А. Новые возможности помощи бездомным и беспризорным детям и подросткам, употребляющим наркотические вещества // Социальная работа. – 2007. - № 2. – С.60.

  1. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма. - М., 2003.

  1. Социально-педагогическая профилактика подростковой наркомании [Электронный ресурс] / Сост. Аксарова А.Р., Исмагзамова Р.М., Кашапова С.К., Майорова А.Г. – Режим доступа // http: www.narkotikam.net. – Заглавие с экрана.

  1. Социальная политика / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М., 2004.

  1. Твой выбор: в помощь специалистам, работающим с детьми, подростками и молодежью. - Уфа: ГЦ ПМСС «ИНДИГО», 2004.

  1. Урицкий Б.Л. Прежде, чем «забить косяк» - 2 // Домашний доктор в Башкортостане. - 2005. - № 1.

  1. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М., 2003.

  1. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.

  1. Шульга Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска. - М., 1997.


Информация о работе Наркомания среди подростков как социально-педагогическая проблема