Наркомания среди подростков как социально-педагогическая проблема
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2015 в 09:36, курсовая работа
Описание работы
Актуальность проблемы профилактики наркоманий определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков, что создало предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании приняло за последнее десятилетие угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия
Содержание работы
Введение §1. Сущность и содержание понятия наркомания §2. Факторы и причины наркомании среди подростков §3. Социально-педагогическая деятельность по профилактике наркомании среди подростков Заключение Литература
Третичная профилактика проводится в
отношении лиц, прошедших курс лечения
от наркомании или токсикомании в виде
реабилитационных мероприятий, и направлена
на восстановление личного и социального
статуса больного наркоманией или токсикоманией.
Таким образом, основными направлениями
профилактики девиантного поведения являются:
медико-биологический подход, социально-педагогический
подход, информационный, социально-профилактический
и применение санкций.
Система профилактики наркомании и токсикомании
включает в себя: первичную, вторичную,
третичную профилактику.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной
работе мы рассмотрели понятие « наркомания»
в психолого-педагогической литературе.
Наркомания – это заболевание, проявляющееся
в влечении к постоянному приему средств,
называемых наркотическими, неотвратимой
потребностью в наркотике, добыванием
его всевозможными средствами, стремлением
к постоянному повышению доз, приводящему
к физической и моральной деградации личности
и вредным для общества социальным последствиям.
Это форма девиантного поведения, которая
выражается в физической или психической
зависимости от наркотиков, постепенно
приводящей детский организм к физическому
и психическому истощению и социальной
дезадаптации личности.
Охарактеризовали
факторы и причины наркомании среди подростков.
Выделили биологические, психологические,
социальные, социально-педагогические,
социально- культурные факторы.
К биологическим
факторам относятся: степень изначальной
толерантности к наркотику; природа наркотического
вещества и потребности в его принятии.
К психологическим
факторам относятся: привлекательность
на психологическом уровне возникающих
отношений; стремление к самоутверждению;
отсутствие устойчивых социальных интересов
и особенности личной акцентуации подростка.
К социальным
факторам относятся: мода и влияние референтной
группы. К социально-педагогическим факторам
относятся: воспитание ребенка в семье
и адаптация в школьном коллективе. И к
социально- культурным факторам относят:
влияние субкультуры на подростка; развал
идеологических и общественных институтов;
доступность наркотиков.
Описали
социально-педагогическую деятельность
по профилактике наркомании среди подростков.
Основными направлениями профилактики
девиантного поведения являются: медико-биологический
подход, социально- педагогический подход,
информационный, социально- профилактический
и применение санкций. По классификации
профилактику можно разделить на первичную,
вторичную, третичную профилактику.
В целом,
изучив основные направления деятельности
по профилактике наркомании в подростковой
среде, можно сделать вывод о том, что в
профилактической работе нужно использовать
комплексный подход, работать не только
с подростками, но и с их близким окружением.
ЛИТЕРАТУРА
Ахмерова С.Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, 2005.
Ахмерова С.Г. Основы здорового образа жизни: Базовый учебник для самостоятельного изучения медико-биологических дисциплин. - Уфа, 2001.
Волков Б.С. Психология ранней юности.
- М., 2001.
Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций.
– М., 2003.
Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.-Воронеж, 2002.
ДанилинА., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. - М.,2001.
Дудко Т.Н., Валентик Ю.В., Вострокнутов Н.В. и др. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ.
- М., НаркоНет, 2001.
Егоров А.Ю. Возрастная наркология. - М.,2002.
Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М., 1999.
Ковалев С.В. Семь шагов к пропасти: НЛП-терапия
наркотических зависимостей. - М. - Воронеж,
2001.
Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание.
- М. - Воронеж,
2003.
Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под
ред. Ю.И. Скуратова,
В.М. Лебедева. -
М.,2000.
Концепция профилактики злоупотребления
ПАВ в образовательной среде МО РФ. - М.,2000.
Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М., 2001.
Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление ПАВ.- СПб., 2001.
Лапшина Д. Будущее России // Молодежная
газета. - 8 сентября, 2005.
Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 2003.
Медико-социальные и педагогические проблемы наркомании и токсикомании у молодежи. - Уфа, 1999.
Наркомания. Методические рекомендации
по преодолению наркозвисимости / Под ред. А.Н. Гаранского. - М. - СПб.,2000.
Наркомания в России: состояние, тенденции,
пути преодоления. - М., 2003.
Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 1.
Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 2.
Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 5.
Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 6.
Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 7.
Предпосылки
развития наркозависимости у подростков
[Электронный ресурс] / Сост. Аксарова А.Р., Исмагзамова Р.М., Кашапова С.К., Майорова А.Г. – Режим доступа // http: www.narkotikam.net. – Заглавие
с экрана.
Предупреждение подростковой и юношеской
наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой.
- М., 2000.
Руководство по профилактике злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью / Под
науч. ред. А.М. Шипициной, Л.С. Шпилени. - СПб., 2003.
Семкина Е.А. Новые возможности помощи бездомным и беспризорным детям и подросткам, употребляющим наркотические вещества // Социальная работа. – 2007. - № 2. – С.60.
Сирота Н.А. Профилактика наркомании
и алкоголизма. - М., 2003.
Социально-педагогическая профилактика
подростковой наркомании [Электронный
ресурс] / Сост. Аксарова А.Р., Исмагзамова Р.М., Кашапова С.К., Майорова А.Г. – Режим доступа // http: www.narkotikam.net. – Заглавие с экрана.
Социальная политика / Под общ. ред. Н.А. Волгина.
- М., 2004.
Твой выбор: в помощь специалистам, работающим
с детьми, подростками и молодежью. - Уфа: ГЦ ПМСС «ИНДИГО», 2004.
Урицкий Б.Л. Прежде, чем «забить косяк»
- 2 // Домашний доктор в Башкортостане.
- 2005. - № 1.
Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. - М., 2003.
Шакурова М.В. Методика и технология работы
социального педагога. - М., 2002.
Шульга Т.И. Психологические основы работы
с детьми группы риска. - М., 1997.