Нарушение внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:14, реферат

Описание работы

Патопсихология – отрасль психологической науки, относящаяся к прикладным областям знания. Предметом является изучение закономерностей распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, изучение закономерности искажения отражательной деятельности мозга. Объект – нарушения психической деятельности, психические аномалии, объединяющие большой круг нервно-психических отклонений, разнообразных по клиническим проявлениям, степени выраженности и нозологической природе, но общих по неглубокому уровню психических расстройств, граничащих с областями нормы и здоровья.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Определение функции внимания………………………………………………...3
Формы и уровни внимания……………………………………………………….5
Свойства внимания………………………………………………………………..7
Нарушения внимания……………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………

Файлы: 1 файл

реферат Нарушение внимания.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

Введение…………………………………………………………………………...2

Определение функции внимания………………………………………………...3

Формы и уровни внимания……………………………………………………….5

Свойства внимания………………………………………………………………..7

Нарушения внимания……………………………………………………………10

Заключение……………………………………………………………………….16

Список литературы………………………………………………………………17

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время  в науке происходит чрезвычайно  интенсивный процесс формирования междисциплинарных и прикладных областей. Этот процесс коснулся и  психологии, что свидетельствует  о зрелости этой науки и ее практической значимости: существует инженерная, детская, педагогическая, медицинская, социальная психология, нейропсихология и патопсихология.

Патопсихология  – отрасль психологической науки, относящаяся к прикладным областям знания. Предметом является изучение закономерностей распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме, изучение закономерности искажения отражательной деятельности мозга. Объект – нарушения психической деятельности, психические аномалии, объединяющие большой круг нервно-психических отклонений, разнообразных по клиническим проявлениям, степени выраженности и нозологической природе, но общих по неглубокому уровню психических расстройств, граничащих с областями нормы и здоровья.

Патопсихология  является неотъемлемой частью диагностики  и экспертизы в психиатрических  и соматических клиниках.

Патопсихологическое исследование включает в себя следующие  компоненты: беседу с пациентом; тестирование; изучение истории болезни; наблюдение за поведением во время тестирования; анализ полученных результатов и оформление заключения. В основном исследуются нарушения развития личности и нарушения психических процессов: расстройства восприятия, внимания, памяти, мышления и умственной работоспособности.

Я хочу рассмотреть тему нарушения внимания.

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ И  ФУНКЦИИ ВНИМАНИЯ.

     Человек находится под постоянным воздействием многочисленных раздражителей внешнего и внутреннего мира, однако он не может одновременно реагировать на все раздражители и решать несколько различных задач сразу. Из огромного потока раздражителей в каждый данный момент ясно воспринимается только немногое.

      Припоминая, воображая, думая, человек сосредоточивается на чём-то определенном, что и является объектом его представлений, мыслей, чувств, конкретных действий. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности в психологии связывают с вниманием. Оно может рассматриваться не только как самостоятельный психический процесс, но и как сторона всех психических процессов. По сути, внимание не имеет ни своего содержания, ни своего продукта, так как оно включено в другие психические процессы – ощущение и восприятие, память, мышление, воображение, эмоции, проявления воли. Внимание, характеризуя динамическую сторону протекания любого психического процесса, может проявляться в разных вариантах, поэтому иногда говорят о сенсорной, моторной, интеллектуальной, эмоциональной и других формах внимания. Внимание можно рассматривать как динамическую сторону нашего сознания, которая будет характеризовать степень направленности и сосредоточения его на определенном объекте.

    Внимание – психический процесс, который обеспечивает направленность и сосредоточенность психики на определенных предметах  и явлениях внешнего мира, действиях, образах, мыслях и чувствах самого человека. Таким образом, внимание рассматривается как психический процесс, не являющийся самостоятельной формой отражения, а организующий другие формы отражения, в результате которого что-то отражается в сознании более отчетливо, а что-то менее отчетливо.

     Внешне  внимание выражается в специфической позе, особой мимике, в движениях. Поза обычно характеризуется торможением движений, направленностью органов чувств на объект, а при сосредоточенности на своих мыслях происходит разведение осей глаз – «отсутствующий взор».

    Основная функция  внимания состоит в отборе значимых для человека воздействий и игнорировании несущественных, побочных воздействий. Другая важная функция внимания – удержание, сохранение в сознании определенного предметного содержания до тех пор, пока не будет достигнута цель. Третья существенная функция внимания – регуляция и контроль протекания деятельности.

 

                             

 

ФОРМЫ И УРОВНИ ВНИМАНИЯ.

      Внимание способствует избирательности протекания любых психических процессов. В силу этого можно выделить несколько форм внимания:

         а) сенсорное (зрительное, слуховое, тактильное и др);

         б) моторное внимание;

         в) эмоциональное внимание (связано с эмоциональнозначимыми стимулами, с процессами запечатления информации);

         г) интеллектуальное внимание (связано  с процессом обдумывания).

       Иногда  просто говорят о внешнем внимании (направленность сознания на предметы, явления внешней среды и свои внешние действия) и внутреннем (направленность внимания на явления и состояния внутренней среды организма).

      По активности  человека в организации внимания можно выделить два самостоятельных уровня внимания: непроизвольное ( пассивное, непреднамеренное) и произвольное (активное, преднамеренное) внимание. Особое место в этом ряду занимает послепроизвольное внимание.

     Непроизвольное внимание представляет собой реакцию на раздражитель, оно не обусловлено волевым актом человека.

     Первичное непроизвольное внимание врожденное и является естественным проявлением безусловного ориентировочного рефлекса. В проявлении такого внимания играет роль сила раздражителя и его неожиданность.

     Вторичное непроизвольное внимание также не требует волевого усилия, но внимание здесь привлекается не яркостью или необычностью предмета, а определенным его содержанием, которое отвечает направленности, интересам человека, т.е. постоянному ожиданию чего-либо.

     Произвольное внимание, так же как и вторичное непроизвольное внимание, является социально опосредованным типом внимания, но оно тесно связано с волей человека, сознательно поставленной целью. В данном случае предполагается использование специальных приёмов сосредоточения, организации своего восприятия или мыслей.

      Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредоточивает сознание на каком-то предмете или деятельности, а затем этот процесс вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже безо всякого волевого усилия. Таким образом, послепроизвольное внимание, появляясь вслед за произвольным, не может быть сведено к нему. Оно не является и вариантом непроизвольного внимания, так как связано с сознательно поставленной целью.

 

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ.

       Внимание характеризуется различными качественными проявлениями или свойствами. Основными из них являются объём, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределяемость и отвлекаемость.

        Объем внимания характеризуется количеством идей, объектов и видов Деятельности, которые одновременно может удерживать и контролировать человек. Иными словами, объем внимания связан с числом одновременно отражаемых в сознании объектов.

         Концентрация внимания выражается в степени интенсивности (сосредоточенности) внимания на одном объекте или ограниченном круге своих представлений, переживаний, мыслей. Поглощенность объектами сосредоточения делает человека высокопомехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей или дел, в которые он погружен, он не замечает шума и других отвлекающих раздражителей.

          Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения концентрированного внимания. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчётливости отражения в сознании объекта внимания. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин – значимости дела, интереса к нему, навыков и т.п.

           Переключаемость внимания характеризуется быстротой произвольного перехода внимания на новый объект или от одного действия к другому, при сохранении высокой степени концентрации на нём.

      Выделяют  ряд показателей переключаемости  внимания:

  1. Время, затраченное на переключение внимания;
  2. Продуктивность работы по сравнению с ее объемом или временем выполнения определенного объема работы без переключения внимания;
  3. Качество, т.е. точность или наличие ошибок, обусловленных переключением.

          В отличие от полного переключения, неполное переключение не сопровождается возникновением такой степени сосредоточения, которая необходима для нового дела или объекта внимания. При неполном переключении тормозящее влияние предыдущей деятельности чаще проявляется в том, что новая работа может выполняться по правилам, отвечающим специфике старой.

          Имеются значительные индивидуальные различия в переключении внимания. Эффективность переключения зависит от особенностей объектов внимания, значимости работы или интереса к ней, а также от индивидуально-типологических особенностей подвижности нервных процессов. Слишком частое переключение может приводить к быстрому утомлению.

          Распределяемость внимания определяется возможностью выполнения двух и более действий одновременно с рассосредоточением внимания между ними. Уровень распределения внимания зависит от ряда условий: от однородности или разнородности совмещаемых видов деятельности, их сложности, степени их привычности. Труднее совмещать два вида умственной деятельности и более эффективное распределение внимания при одновременном выполнении моторной и умственной деятельности.

      Отвлекаемость внимания  связана с непроизвольными колебаниями его уровня. Непроизвольные флюктуации внимания особенно хорошо заметны при сосредоточении на раздражителях пороговой силы.

      Так, прислушиваясь  к очень слабому, едва слышимому тиканью механических часов, мы то слышим звук более отчетливо, то менее отчетливо. Колебания внимания легко прослеживаются и при восприятии конкурирующих изображений. Такие непроизвольные флюктуации внимания при восприятии простых объектов длятся не более 2-3 с. Их рассматривают как колебательный процесс, связанный с самонастройкой сенсорных систем, обеспечивающих регулирование их «пропускной способности».

      Эти физиологически  обусловленные флюктуации внимания следует отличать от отвлекаемости на посторонние раздражители. Очень сильно отвлекают внимание раздражители внезапные, неожиданные, прерывистые, а также связанные с эмоциями. При длительном выполнении однообразной работы действие побочных раздражителей усиливается по мере нарастания утомления.

 

НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ.

     Как временные явления  расстройства внимания наблюдаются  у совершенно нормальных людей  при утомлении, эмоциональном перенапряжении. В некоторых случаях недостаточность внимания становится устойчивой, и ее называют невнимательностью. В зависимости от особенностей и форм сочетания различных свойств внимания, приводящих к невнимательности, можно говорить о трёх её типах.

      Первым типом невнимательности является рассеянность, определяемая легкой непроизвольной переключаемостью слабо концентрированного внимания. Этот вид невнимательности свойственен дошкольникам и людям ослабленным, астенизированным в результате сильного переутомления или болезни.

       Второй тип невнимательности, напротив, определяется высокой интенсивностью и концентрацией внимания при трудностях переключения. Это тип «невнимательного учёного», сосредоточенного на своих мыслях. Также он встречается у больных со сверхценными и навязчивыми мыслями.

        Третий тип невнимательности характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и ещё более слабой его переключаемостью. Этот тип связан с постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов. У здоровых людей он является временным, следствием переутомления. В клинике такое внимание наблюдается в условиях кислородного голодания при атеросклерозе у пожилых людей.

        Жалобы на расстройства внимания  становятся признаком заболевания  только в контексте с общим  соматическим или нервно-психическим расстройством. В большинстве случаев можно говорить о трёх основных группах нарушений внимания:  гипопрозексия, гиперпрозексия и парапрозексия.

         При гипопрозексиях встречаются разнообразные варианты ослабления внимания, вплоть до полной неспособности к сосредоточению, концентрации внимания – апрозексии. Последняя сопровождается повышенной отвлекаемостью. Чаще всего в клинике встречается сочетание снижения возможностей к сосредоточению с ослаблением устойчивости внимания. Нередко эти явления сопровождаются снижением объема внимания.

         Ослабление внимания отмечается  при различных астенических состояниях, особенно если они сопровождаются  неустойчивостью степени бодрствования.  Быстрая истощаемость внимания  свойственна больным с травмами черепа и другими органическими заболеваниями мозга. Повышенная отвлекаемость с непроизвольным вниманием к случайным и нейтральным раздражителям характерна для маниакальных состояний и при растерянности.

Информация о работе Нарушение внимания