Нарушение восприятия при умственной отсталости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 13:23, реферат

Описание работы

Восприятие неразрывно связано с мышлением, являющимся главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция. Все эти действия у умственно отсталых недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты. При анализе предметов выделяются только общие свойства предметов, а не их индивидуальные признаки. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез. Отличительной чертой мышления умственно отсталых является некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они, как правило, не понимают своих неудач и довольны собой, своей работой.

Содержание работы

Введение.
Признаки умственной отсталости.
Виды умственной отсталости.
Степени умственной отсталости.
Особенности восприятия при умственной отсталости.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 45.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Особенности восприятия  при умственной отсталости.

 

У умственно отсталых детей чаще, чем у нормально развивающихся, имеют место нарушения ощущений различной модальности и, соответственно, восприятия объектов и ситуаций.

Наиболее разносторонне изучено  зрительное восприятие умственно отсталых детей (И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф). Установлено своеобразие восприятия детьми окружающего их пространства. Экспериментальным путем выявлена значительная замедленность зрительного восприятия учащихся младших классов с умственной отсталостью и некоторое ускорение этого процесса к средним годам обучения. Причем положительные изменения наблюдаются при восприятии лишь относительно простых по строению объектов.

Для умственно отсталых учеников свойственна  узость зрительного восприятия, которая  уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением.

Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия учащихся обнаруживается в неточном распознавании ими близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам, в глобальном видении этих объектов, т.е. в отсутствии выделения характерных для них частей, частиц, пропорций и других особенностей строения. Отмечается также снижение остроты зрения, что лишает образ объекта присущей ему специфичности.

Для умственно отсталых детей характерно своеобразное узнавание объектов и  явлений. Они склонны отождествлять  в некоторой мере сходные предметы.

Умственно отсталые учащиеся недостаточно умеют приспосабливать свое зрительное восприятие к изменяющимся условиям. Если изображения предметов, твердо ориентированных в пространстве, т.е. с четко выраженным верхом и  низом, предъявляются младшим школьникам перевернутыми на 180°, то они воспринимаются детьми как другие объекты, находящиеся  в обычном положении.

Нарушения пространственной ориентировки — одно из ярко выраженных нарушений, встречающихся при умственной отсталости.

Эти нарушения отчетливо обнаруживаются во время школьного обучения - в  процессе овладения грамотой, на уроках ручного и профессионального  труда, географии, рисования, физкультуры.

Своеобразие зрительного восприятия умственно отсталых детей младших  лет обучения отчетливо проявляется  при рассматривании сюжетных картин, понимание которых оказывается  неполным, поверхностным, а в ряде случаев и неадекватным.

Осмысливание сюжетной картины  умственно отсталыми школьниками  во многом зависит от ее содержания и композиции. Установлено, что восприятие бывает затруднено большим количеством объектов, отсутствием центрального объекта, присутствием недостаточно знакомых детям предметов, персонажей, новизной ситуации в целом и др. Существенное значение имеют также круг имеющихся у школьников знаний, умение пользоваться ими, возможность сосредоточить внимание на разглядывании картины. Большую роль играет речевое развитие учащихся, обеспечивающее правильное понимание задания, точность и развернутость высказываний.

Имеются некоторые экспериментальные  данные относительно осязательного  восприятия умственно отсталых детей. Были обнаружены пассивность и недостаточная  целенаправленность осязательной деятельности школьников и младших и старших  лет обучения, асинхронность и  несогласованность движений их рук, импульсивность, поспешность, недостаточная  сосредоточенность всей деятельности и, соответственно, большое количество ошибок при распознавании объектов. Установлено, что объемные изображения  предметов ученики узнают с большим  успехом, чем плоскостные.

Умственно отсталые школьники обычно удовлетворяются первым распознаванием объекта, которое основано на одном-двух неспецифических признаках, и не делают дополнительных попыток проверить правильность своего решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Для умственно отсталых детей характерно диффузное недоразвитие поверхностных  слоев коры больших полушарий  головного мозга, что обусловливает  отклонения в развитии познавательной деятельности, в частности ее сенсорно-перцептивной организации. У умственно отсталых детей могут быть нарушены все звенья анализатора — периферический отдел (рецептор), проводящие нервные пути и соответствующие участки коры головного мозга. Рецептор анализирует элементарные раздражения, а сложная аналитико-синтетическая работа осуществляется на уровне центрального звена анализатора.

Большое значение для умственно  отсталых детей в познании признаков  предметов имеет практическая деятельность. При этом необходимо опираться на различные виды ощущений, связывать  практическую деятельность с мышлением  и речью.

В силу указанных причин у умственно  отсталых детей отмечается нарушение  избирательности, целостности, обобщенности, осмысленности, темпа, точности, полноты, константности восприятия.

Восприятие умственно отсталых детей слабо дифференцированно. При восприятии знакомых предметов  умственно отсталые школьники 1-го класса затрудняются в вычленении деталей, отождествляют предметы, не выделяют объекты, мало отличающиеся по цвету, пропускают небольшие объекты.

Особенности восприятия влияют на своеобразие  использования имеющихся образов  предметов. Развитие узнавания предметов  имеет у умственно отсталых школьников ту же тенденцию, что и в норме. На смену ошибочному узнаванию приходит правильное, но очень общее узнавание. Затем обобщенное узнавание переходит в специфическое, при котором указываются отдельные признаки, особенности. Умственно отсталые школьники допускают значительно более грубые ошибки, чем их нормально развивающиеся сверстники. Ошибочное узнавание у умственно отсталых сохраняется дольше, нежели у учащихся массовой школы. В развитии узнавания умственно отсталых школьников положительную роль играет сравнение предметов, развитие их речи (словаря, грамматического строя).

В заключение необходимо подчеркнуть, что умственно отсталые дети располагают  потенциальными возможностями развития сенсорного познания предметов и  явлений окружающего мира в процессе выполнения разнообразных видов  деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

1. Занков Л. В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. - М., 1969.

2. Особенности умственного развития учащихся вспо­могательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. - М., 1965. - Гл. II.

3. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1979. - Гл. 7.

4. Бгажнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1987.

5. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. - В кн.: Избранные психологические исследования. М., 1956, с. 453-480.


Информация о работе Нарушение восприятия при умственной отсталости