Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 20:47, реферат

Описание работы

Проблема нарушения поведения у детей и подростков – тема, к сожалению, слишком актуальная и слишком современная, так как сегодня нарушения поведения различного характера в данной возрастной категории являются одной из самых распространенных причин обращения к детским и подростковым психиатрам во всем мире в целом и в нашей стране в частности.

Файлы: 1 файл

Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

Нарушения поведения в детском  и подростковом возрасте

«Родившемуся физически здоровому человеческому существу от природы дано всё-вся полнота сторон, с совокупностью которых связано представление об идеальной личности. Но эта заданность лишь в возможности, а реальностью её делает полноценное развитие в благоприятных условиях»

В.П. Кащенко

Проблема нарушения  поведения у детей и подростков – тема, к сожалению, слишком актуальная и слишком современная, так как  сегодня нарушения поведения  различного характера в данной возрастной категории являются одной из самых распространенных причин обращения к детским и подростковым психиатрам во всем мире в целом и в нашей стране в частности. 

В данной статье я не стану вдаваться во все  тонкости клиники и диагностики  нарушений поведения у детей. Я постараюсь дать определение данным нарушениям и попытаюсь определить общие принципы и значения, которые помогут родителям и врачам общей практики понять, какие нарушения поведения у ребенка нужно расценивать как патологию (болезненное состояние), а в каких случаях помощь психиатра будет малоэффективной, и причиной которых является не нарушение психики, а социально-бытовая обстановка, окружающая ребенка.

Распространенность  нарушений поведения различного генеза, как уже указывалось выше, у детей очень высока. Ее показатели колеблются в пределах от 12% до 25% от общего детского населения. Такая вариабельность количественных показателей в первую очередь обусловлена различиями в используемых методах диагностики. У мальчиков нарушения поведения выявляются чаще, чем у девочек (85% и 15% соответственно). 

Говоря о нарушениях поведения, необходимо знать, что под поведением, как таковым, мы понимаем психологическую и физическую манеру вести себя с учетом стандартов, установленных в социальной группе, к которой принадлежит человек.

Исходя из предыдущего  определения, нарушения поведения – это отклонения от принятых в данном обществе социальных и нравственных норм, повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие главным образом агрессивность деструктивной (разрушительной) и асоциальной (направленной против коллектива) направленности с картиной глубоко распространившейся дезадаптации (нарушения приспособляемости) поведения. Они проявляются либо в попрании прав других людей, либо в нарушении характерных для данного возраста социальных норм или правил. 

В настоящее время наряду с понятием «нарушение поведения» используется понятие «отклоняющееся» или «девиантное» поведение.

Каковы же причины  нарушений поведения в детском  возрасте? По современным представлениям нарушения поведения у детей могут быть разделены на две основные группы:

  1. нарушения поведения, причинами которых являются психологические и социальные проблемы;
  2. нарушения поведения, причинами которых являются психические и психофизиологические расстройства (заболевания).

К первой группе причин относятся:

  • дефекты правового и нравственного сознания (воспитания);
  • содержание потребностей личности;
  • особенности характера; 
  • особенности эмоционально-волевой сферы ребенка

Ко второй группе можно отнести:

  • наличие у ребенка серьезных психических расстройств (М. Раттер);
  • пограничные эмоциональные нарушения, которые манифестируются (проявляются впервые) страхами, тоской, или насильственным способом поведения (X. Ремшмидт);
  • причины, связанные с социальными и психологическими проблемами (отношение общества к подростку)

Отдельно следует  сказать о понятии, известном  всем нам под названием «переходный  возраст». В настоящее время, в  связи с расширением спектра  используемых для обследования головного  мозга методик, выяснено, что в подростковом возрасте в головном мозге происходят определенные структурные перестройки, характеризующиеся физиологическим (происходящим в норме у любого ребенка) снижением количества клеток серого вещества и уменьшением размеров «амигдалы» и «инсулы», отделов мозга, отвечающих за эмоциональное восприятие действительности, способность к сопереживанию и распознаванию чужих страданий. В норме к 17-18 годам происходит полная компенсация данных изменений. Эти перестройки и являются причинами «переходного возраста». Важно знать, что у детей и подростков, имеющих значимые органические изменения в головном мозге (родовые травмы, ЗПРР в раннем возрасте, ЧМТ, эпилепсия, и т.д.) в данный период времени часто происходит сбой, и описанные выше изменения не компенсируются, что может привести к старту тяжелых психических заболеваний именно в этом возрасте.

Таким образом, учитывая все  отмеченное выше, все нарушения поведения  можно разделить на:

  1. Характерологические (непатологические): преходящие (непостоянные) ситуационно обусловленные изменение поведения, проявляющиеся преимущественно только в определённой среде (микросреде) (только дома, только в школе, только на улице), которые имеют чёткую психологическую направленность, не ведут к нарушению социальной адаптации (приспособленности в обществе) и не сопровождающиеся расстройствами соматических функций.
  2. Патохарактерологические (патологические): психогенные личностные реакции, которые имеют генерализованный характер (проявляются во всех микросредах жизни ребенка), проявляющиеся в разнообразных отклонениях поведения, ведущих к нарушению социально-психологической адаптации и сопровождающиеся невротическими и соматовегетативными расстройствами.

Таким образом, общие принципы возникновения патологических (болезненных, требующих вмешательства медицины) нарушений поведения можно представить следующими схемами:  

где B обозначает поведение, P –личность, E –окружение 

Возможен  ли переход от непатологических к  патологическим нарушениям поведения? Да. Возможен. Переходу непатологических нарушений поведения в патологические могут способствовать различные факторы внешней среды и эмоционально-психологические особенности ребенка. Этот факт подтверждается работами многих физиологов и врачей (работы К. Леонгарда, П.Б.Ганнушкина, Г.Е. Сухаревой). Результатом трансформации непатологического нарушения поведения в патологическое является возникновение у ребенка или подростка грубых личностных нарушений, определяемых, как психиатрический диагноз.

Патологическое  нарушение поведения может быть следующих видов:

  1. Оппозиционно-вызывающее(демонстративное);
  2. Гиперактивное;
  3. Расстройства аутистического спектра;
  4. Смешанные эмоциональные и поведенческие расстройства

Данные  формы нарушения поведения зачастую являются неотъемлемой частью таких  психических заболеваний, как задержки психо-речевого развития различного генеза, умственная отсталость, аутизм, органическое поражение ЦНС различного генеза, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и т.д., и требуют дополнительной медикаментозной и психотерапевтической коррекции.

К способам медицинской коррекции относят:

  • медикаментозную терапию препаратами, обладающими нормотимическим действием (корректоры поведения);
  • психотерапию;
  • просветительские беседы с родителями;
  • лекции для педагогов, воспитателей, и родителей учащихся в образовательных учреждениях

К психологическим методам коррекции можно отнести следующие:

1.Стимуляция гуманных  чувств у ребенка; 
2. Ориентация ребенка на состояние сверстника или взрослого; 
3. Осознание ребенком особенностей нарушенного поведения; 
4. Переключение ребенка на иное состояние; 
5. Стимуляция чувства удивления (инсайта) через необычность и неожиданность игровых действий и поведения взрослого; 
6. Моделирование (провокация) взрослым и преодоление нарушенного поведения ребенка «здесь и теперь”; 
7. Отреагирование ребенком нежелательного состояния; 
8. Предупреждение нежелательного поведения; игнорирование нарушенного поведения; 
9. Положительное подкрепление промежуточных, побочных, реальных или предполагаемых результатов, действий, или поведения ребенка; 
10. Стимуляция переживания положительных эмоций ребенком; 
11. Отрицательное подкрепление нежелательного поведения; 
12. Стимуляция чувства юмора у ребенка; 
13. Стимуляция телесного контакта с ребенком; 
14. Стимуляция мотивации соревновательности; 
15. Стимуляция чувства прекрасного у ребенка, и др.

Все из перечисленных  выше методов по-своему эффективны. В медицинской практике мы сталкиваемся с тем, что коррекция патологических форм нарушений поведения в детском  и подростковом возрасте дает наилучшие  результаты только при эффективном  сочетании работы врача и психолога.

В заключение данной статьи еще раз хочу отметить, что  нарушения поведения у детей  и подростков – это сложный  многоуровневый процесс. Нарушения  поведения могут являться как  причиной, так и следствием многих серьезных психических и соматических расстройств. Чем раньше выявлено нарушение поведения у ребенка, чем точнее определен генез его происхождения и форма нарушения поведения (патологическое либо непатологическое), тем более быстро и эффективно удается справиться с данной проблемой, сократив риск перехода данных нарушений в более серьезную патологию.

С.С. Поздняков,

Врач-психиатр ДДО  ГКУЗ МО ЦКПБ


Информация о работе Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте