Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 01:25, реферат
Насилие, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, — преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.
1. Насилие
2. Виды насилия: физический, сексуальный, психологический (эмоциональный), экономический
3. Эмоциональная реакция жертв насилия
4. Виктимология
5. Первая психологическая помощь жертвам насилия.
Многие пережившие психологическое насилие не опознают совершённые в отношении них злоупотребления как насилие. Психологическое насилие также часто приводит к затруднениям в различении и проживании своих эмоций (алекситимии).
4. Экономическое насилие: отказ в содержании детей; утаивание доходов; трата семейных денег; самостоятельное принятие большинства финансовых решений – это, например, может проявляться в том, что при покупке продуктов не учитываются потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками, и т.п.
По результатам проведенного И. Горшковой и И. Шурыгиной исследования «Насилие над женами в современных российских семьях»6, большинство российских женщин сталкиваются со следующими видами экономического насилия:
жены вынуждены регулярно (часто или время от времени) просить деньги у мужа (30%), каждой десятой женщине приходится это делать постоянно;
жены должны отчитываться перед мужем во всех или в большей части произведенных расходов (14%);
в каждой пятой (21%) семье муж всегда имеет деньги, которые он может потратить на себя и так, как считает нужным, а жена таких денег или вообще не имеет, или имеет не всегда.
Каждая четвертая (26%) женщина сталкивалась в своей жизни хотя бы с одной из следующих форм экономического давления (угроз / запретов / оскорблений, а также пренебрежительной минимизации трудовой активности жены) со стороны мужа:
говорил, что работа жены никому не нужна, от нее на работе никакого толка, она ходит на работу только пить чай и пр. – 14%;
не давал денег или угрожал, что не даст из-за «плохого» поведения жены – 11%;
запрещал жене учиться, работать, делать карьеру –10%;
выгонял жену из дома – 10%;
угрожал, что выгонит из дома, оставит «без копейки», не будет платить алименты – 10%.
Экономическое насилие со стороны мужа особенно сильно в ситуации, когда у безработицы в России – женское лицо. Так, в 2001 году процент женщин, зарегистрированных как безработные, составил только в Москве более 65%. Экономическая зависимость делает женщину особенно уязвимой и повышает вероятность домашнего насилия.
С другой стороны, даже работающие и зарабатывающие больше мужа женщины становятся жертвами насилия. Очень часто в практике работы кризисных центров встречаются случаи, когда муж распоряжается всеми деньгами, выделяя жене мизерную сумму на продукты. Часто муж полностью забирает и зарплату жены. При этом женщины, испытывая чувство вины, поскольку это нетрадиционно для женщины получать больше мужа и чувство жалости, так как он себя «не реализовал» как добытчик, тоже не сразу могут понять, что попали в ситуацию домашнего насилия.
Вопрос: «Какие
чувства переживает человек, оказавшийся
жертвой сексуального насилия? У всех
ли жертв они одинаковы? Или есть какие-то
различия? Как долго жертвы переживают
эти эмоции? Как реагировать на них, чтобы
не усугубить отрицательные переживания
человека?»
У жертв сексуального насилия могут возникать
следующие эмоциональные реакции:
Страх. Этот страх может быть объективным, основанным на реальных обстоятельствах, поэтому его не следует подавлять, а нужно предпринять какие-то действия, чтобы на будущее обеспечить безопасность человека и не допустить повторения насилия.
Отрицание серьезности произошедшего. Человек, не осознает то, что с ним случилось. Он может, вообще, отрицать реальность произошедшего с ним. Это своего рода психологическая защита, которую необходимо принимать и учитывать в общении с человеком.
Потрясение отсутствием приемлемых выходов из ситуации. Сильные эмоциональные переживания, которые испытывает жертва насилия, могут привести к дезорганизации поведения и дезинтеграции личности. Эмоциональное потрясение может усилиться, если человеку предстоит из-за случившегося изменить свою жизнь: место жительства, школу и др. При оказании помощи человеку, находящемуся в таком состоянии, важно опираясь на сильные стороны его личности, вместе с ним выбрать приоритеты и составить максимально конкретный и реальный план действий.
Беспомощность. Это чувство вызвано неудачной попыткой сопротивления, столкновением с равнодушием или враждебностью со стороны окружающих людей и общества в целом. Нужно помочь человеку преодолеть эту беспомощность, поскольку только так можно осознать реальность разрешения сложившейся ситуации и внесения в жизнь новых перемен.
Гнев может возникнуть сразу после случившегося или с отсрочкой. Он может быть направлен на любого человека. Этот гнев необходимо выразить до конца, как бы это ни было мучительно или болезненно.
Чувство вины появляется как расплата за неправильное поведение, заблуждения и т.д. Эту вину не следует отрицать. Важно понять, что ее переживание указывает на те явления, которые зависят от самого человека, а поэтому могут быть изменены, если он этого хочет.
Недоверие может проявляться по отношению ко всем людям, потому что от любого можно ожидать опасности. Это недоверие является реальным, поэтому его следует учитывать.
Депрессия, проявляющаяся в чувстве малозначимости и неспособности к действиям. Часто она поддерживается окружающими. Преодоление депрессии возможно путем принятия чувств, приобретения самоконтроля и активного участия в жизни.
Амбивалентность (двойственность) эмоций. Она обусловлена необходимостью принятия решения об изменении стереотипов жизни, которые устраивали человека, но каким-то образом привели его к случившемуся. В этом случае человеку надо дать возможность выразить все свои эмоции до конца.
На восстановление контроля у жертвы насилия, на переживание ситуации может уйти длительное время – недели, месяцы или даже годы. Часто человек не может справиться с ситуацией без психотерапевтической помощи.
4. Виктимология
Виктимология (от лат. victima — жертва, учение о жертве) — наука о потерпевшем, обладающем индивидуальной способностью стать жертвой преступного насилия.
Предметом криминальной виктимологии являются:
Виктимология изучает морально-психологические и социальные характеристики жертвы, влияющие на ее уязвимость. А также ситуации, которые предшествуют преступлению и ситуации непосредственно преступления.
С точки зрения виктимологии жертва преступления — это пострадавшее физическое лицо независимо от того, признано ли оно потерпевшим в установленном законом порядке и считает ли себя таковым. Кроме понятия «жертва» (оно аналогично понятию «потерпевший», также употребляемому виктимологией), эта наука оперирует понятиями «виктимность» (индивидуальная и массовая) и «виктимизация» (на тех же уровнях).
Виктимизация — это процесс превращения человека в жертву преступления и результат этого процесса, как в единичном, так и в массовом порядке.
Индивидуальная виктимность — это объективно присущая человеку способность (реализованная преступным актом или оставшаяся в потенциале), но отнюдь не фатальная предрасположенность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления.
Массовая виктимность характерна для определенных групп населения, выделяемых по половому, профессиональному, социальному или иному признаку.
Виктимологическая профилактика — это специфическая деятельность социальных институтов, направленная на выявление, устранение или нейтрализацию факторов, формирующих виктимное поведение и способствующих совершению преступлений. Помимо этого выявление групп риска и конкретных лиц с повышенной степенью виктимности и воздействие на них в целях восстановления или активизации их защитных свойств, а также разработка либо совершенствование уже имеющихся специальных средств защиты граждан от преступлений и последующей виктимизации.
Субъектами виктимологической профилактики выступают государственные органы, общественные и частные организации, должностные лица и граждане, осуществляющие традиционную профилактику. Но могут создаваться сугубо специализированные структуры, которые на профессиональной основе обеспечивают работу с жертвами в плане их защиты от противоправных посягательств. Примером такого рода субъектов можно назвать органы социальной защиты населения.
Успех виктимологической профилактики зависит от многих факторов организационного и тактического характера.
Одна из серьезных проблем виктимологической профилактики — информационное обеспечение. Ведь для принятия обдуманных решений и определения профилактических методов нужны разносторонние сведения о потерпевших и иных жертвах преступлений, о социальных последствиях преступности в целом и отдельных видов и групп преступлений, об отношении граждан к социальным (последствиям преступности и конкретным преступлениям, о степени виктимности различных слоев и групп населения, уровне страха и подавленности населения вследствие разгула преступности. Для организации виктимологической профилактики важно не просто выявить потенциальную жертву, а проследить ее связь с возможным причинителем вреда в различных ситуациях.
Существуют два основных вида виктимологической профилактики. Первый включает меры, направленные на устранение ситуаций, чреватых возможностью причинения вреда:
Второй вид виктимологической профилактики включает меры, позволяющие обеспечить личную безопасность возможной жертвы преступления. По существу, это меры индивидуальной профилактики, которые можно разделить на две подгруппы. Первая — это меры по обеспечению личной безопасности потенциальной жертвы в случаях, когда иным способом устранить опасную ситуацию для данного лица по каким-либо причинам невозможно.
Эти меры касаются, как правило, лиц, чья профессиональная деятельность или социальное положение предопределяют их виктимность. Сами меры выражаются в информировании и обучении таких лиц, предоставлении личной охраны или средств индивидуальной зашиты (оружий, бронежилета и др.), определении мест для временного проживания или пребывания и др.
Вторая подгруппа — это мероприятия, заключающиеся в воздействии на потенциальную жертву с тем, чтобы восстановить или активизировать ее внутренние защитные возможности. Это могут быть разъяснительные беседы, обучение приемам самообороны, оповещение о предстоящих ситуациях, ориентирование на поддержание постоянной связи с правоохранительными органами, контроль за поведением потенциальной жертвы и др.
Использование тех или иных мер виктимологической профилактики зависит от многих факторов, в частности от вида, места, времени и способов совершения преступления, способности жертвы оказать противодействие преступнику, наличия у соответствующих органов и должностных лиц достаточных бил и средств для оказания поддержки жертвам и др. В каждом конкретном случае набор мероприятий определяется с учетом реальной обстановки.
Список литературы
Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания. – М.: Изд. гр. «Инсайт», 2000. – 362 с.
Горшкова И.Д., Шурыгина И.И. Насилие над женами в современных российских семьях. – М.: МАКС-Пресс, 2003. – 214 с.
Забадыкина Е. Помощь жертвам домашнего насилия. // Насилие и социальные изменения. – №3. – 2000. С. 58.
Писклакова М., Синельников А. Анатомия насилия // Социальному работнику о проблеме домашнего насилия / Сост. Е. Потапова, А. Синельников. – М.: Проспект, 2001. – 378 с.
Римашевская Н., Ванной Д.,
Сафонова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми и его последствия // Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. – М.: ТЦ «Сфера», 1993. -268 с.
Середа Н. Настолько широко, что даже и не видно // Насилие и социальные изменения. – №2. – 2000. С. 29.
Сидоренко Т.А, Максудов Р.Р. Комплексный подход к защите от насилия в семье // Социальные работники за безопасность в семье / Под ред. Либоракиной М.И., Шапиро Б.Ю., и др. – М.: ЗАО «Редакционно-издательский комплекс Русанова», 1999. – 144 с.